Эмоциональная стабильность и нестабильность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:01, реферат

Описание

Эмоциональная стабильность - это способность человека адаптироваться к ситуации, сохранять спокойствие и уверенность в себе. Эмоционально стабильный лидер вынослив по отношению к стрессам, спокойно переносит критику и редко совершает ошибки, вызванные особенностями его личности. Напротив, эмоционально нестабильный лидер склонен проявлять тревожность, нервозность и депрессивность. Такие люди, как правило, испытывают некоторую неуверенность в себе и, оказываясь в стрессовой ситуации или подвергаясь критике, теряют контроль над своими эмоциями. С эмоциональной стабильностью связано понятие эмоционального интеллекта.

Работа состоит из  1 файл

реферат психология.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)


Эмоциональная стабильность - это способность человека адаптироваться к ситуации, сохранять спокойствие и уверенность в себе. Эмоционально стабильный лидер вынослив по отношению к стрессам, спокойно переносит критику и редко совершает ошибки, вызванные особенностями его личности. Напротив, эмоционально нестабильный лидер склонен проявлять тревожность, нервозность и депрессивность. Такие люди, как правило, испытывают некоторую неуверенность в себе и, оказываясь в стрессовой ситуации или подвергаясь критике, теряют контроль над своими эмоциями. С эмоциональной стабильностью связано понятие эмоционального интеллекта.

Стресс и эмоциональная устойчивость. Влияние стресса на человека многогранное и негативное, об это написано множество статей и книг. Однако, как говорил известный литературный герой: «Спасение утопающих дело рук самих утопающих». Давайте еще раз попробуем разобраться, что такое стресс и как можно стать сильнее обстоятельств.

Итак, по определению, стресс – это состояние физического или психического напряжения, ответная реакция всего организма на сильные воздействия. Стресс вызван изменениями привычного течения жизни. Чем сильнее изменения, тем тяжелее вызванный ими стресс. Одно серьезное событие, такое, как смерть близкого человека, может вызвать стресс, равный тому, который развивается в результате накопления небольших изменений, таких, как новая работа, переезд на новую квартиру или путешествие за границу.

Когда наша жизнь идет ровно и спокойно, стресса нет. Когда жизнь подбрасывает полезные или приятные ситуации, иногда возникает лень их решать, но стресса нет.

Но в какой-то момент возникает ситуация, которая требует он нас большего приложения сил, главным образом эмоциональных. То есть, нарушается наше привычное существование и мы вынуждены принимать новое решение.

Есть люди, которые принимают такие ситуации за вызов и считают, что они легко справятся  с подобными жизненными изменениями. Такие люди решают проблемы и чувствуют себя замечательно: они преодолели трудности, они оказались на высоте, они подтвердили свою силу и непременно выросли над собой, так как получили новый положительный опыт. Такие люди не подвергаются негативному воздействию стресса.

Однако, очень часто, человек, сталкиваясь с проблемой, первым делом начинает переживать о том, что приходится прилагать усилие, что он такой несчастный, потому что проблема задела именно его. Что у него нет сил, нет возможностей, нет способов, и еще чего-то там, чтобы решить эту проблему. Вместо того, чтобы искать выход, человек тратить всю свою энергию на переживание, на опасение того, что решить эту ситуацию сложно, и не хочется, и он не готов к таким испытаниям.

В результате проблема не решается, человек загоняет себя в тиски страха, депрессии, ощущает свою беспомощность, не видит дальнейшего пути и все…жизнь застопорилась, остановилась. А ведь жизнь – это движение, словно течение реки. Поставь на пути реки преграду и река растечется по лугу, потеряет свою силу, направление, начнет заболачиваться.

Есть такое выражение «Бог не дает испытаний выше твоих сил». То есть все трудности, которые встречаются на нашем пути нам по силам. И возникают они именно для того, чтобы накапливалась жизненная сила, накапливался опыт решения, уверенность в жизни. Преодолел преграду, нашел решение, вышел из трудной ситуации – ты победитель, приобрел новый опыт, почувствовал себя сильнее. Работает эффект тренировки. Не преодолел, спасовал, растерялся, посчитал себя слабее – нет уверенности, преграда осталась, обида на судьбу, ощущение беспомощности. И ждет потом человек, что кто-то его осчастливит. А ведь природой заложено счастье в каждом человеке – пойди возьми. Но взять счастье бывает лень, бывает страшно, пусть это кто-то сделает за меня, чтобы я стал счастливым. Не напоминает ли вам это сюжеты из сказок. Поймай для меня птицу счастья, чтобы я получил в невесты царевну и пол-царства в придачу (читай – счастье). Конец таких сказок известен – кто поймал птицу, того и счастье. Так как же все-таки суметь преодолевать жизненные трудности и препятствия и чувствовать себя победителем? Самим ловить свою птицу счастья. Открою вам «секрет Полишинеля» – птица счастья всегда с нами. Это наше эмоциональное отношение к ситуации. Проблемы есть в жизни каждого, но те, кто решает их, эмоционально настроены на решение. Есть проблема – есть решение. То есть человек верит, что задачу решить можно, и ищет пути. Не придумывает причины, почему он еще не решил эту задачу, и кто виноват, и кто бы мог за него это сделать.

Вера в успех, уверенность в себе, позитивное отношение к жизни, принятие любой ситуации как шанс на успех и личностный рост – вот внутренний настрой человека –победителя. Другими словами, сила человека в его позитивной эмоциональной устойчивости. Не думайте, что это качество присуще только особенным, одаренным людям. Да, некоторым повезло, их с детства воспитывали победителями. Все же чаще случается так, что человек сам воспитывает в себе уверенность в победе. Именно это делают успешные люди. И успешные они не потому, что такие особенные, а потому что выбрали для себя управление своим настроением, своим эмоциональным состоянием. Управление своими эмоциями это навык, иначе говоря, привычка. Ведь это тоже привычка реагировать на  изменение ситуации в жизни  упадком сил или истерикой:  Опять! Все пропало! Сколько можно!

Мы привыкли в большинстве своем действовать в жизни так, как делали это в детстве, выработали привычку, навык реагировать на трудности, мы научились воспринимать ситуации именно так, вспомните: в школе задали задачку – лень, не буду решать. Может, пронесет и не спросят. А может списать у кого-то, или сделать как попало, чтобы отстали, неважно, что не правильно. Ведь решал! Эти стереотипы поведения мы перенесли на свою жизнь. Не буду решать эту проблему, может сама рассосется. Лень предпринимать что-то, так сойдет. Сделаю вид, авось прокатит. Я не знаю, как решить, значит, не буду решать. А потом удивляемся, почему в нашей жизни столько нерешенных проблем, неосуществленных планов, недостигнутых целей, упущенных побед? Почему мы не успевающие в этой школе жизни? К неудовольствию нерадивых учеников, жизнь это не школа. В жизни нерешенная задача – это наша будущая судьба. И часто тянется эта нерешенная задача  через всю жизнь и человек тратит свои ресурсы, свою энергию на то, чтобы не раздавила его эта проблема, вместо того чтобы решить ее и выйти на новый уровень своего развития. Можно и нужно выработать привычку реагировать на трудную ситуацию, как на новый виток в жизни, который обогатит новым опытом, сделает вас сильнее и пригодится в жизни.

Человек – самонастраивающаяся система. Существует огромное количество техник и упражнений для позитивного настроя, для укрепления веры в себя, для выхода из сложных жизненных ситуаций, для управления своими эмоциями. Так же, как мы наработали негативный опыт реагирования на стрессовые события в жизни,  с таким же успехом мы можем наработать и положительный, успешный, эффективный опыт решения жизненных задач. Если совсем нет возможности настроиться самим, нужна помощь со стороны. Как  научиться кататься на двухколесном велосипеде? Сначала увидели, как управляются другие, потом нужно, чтобы кто-то поддержал, потом просто присутствовал рядом, а потом – я и сам могу!

Решайте ваши жизненные задачи. Не умеете, учитесь. Не знаете как, спросите у того, кто знает. Не верите, ищите позитивные примеры. Не можете, ищите поддержку. Но не тех, кто за вас решить ваши задачи. Решать все равно придется самому. Или оставить все как есть… Тогда и жизнь пройдет, как серая полоса трудностей, неверия в себя, неуспеха и неудовлетворенности. Выбор за вами! И если вы выбрали стать хозяином своей жизни, учитесь управлять своими эмоциями. С позитивным настроем трудные ситуации будут восприниматься вами как вызов, который вы обязательно примите, как игра, в которой вы обязательно одержите победу, как новая ступень, которая поднимет вас на новый уровень духовного развития, победы над собой, над своими слабостями и страхами.

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).

Эмоциональная устойчивость(низкие показатели по шкале нейротизма) – черта, выражающая сохранения организованного поведения в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.

Эмоциональная неустойчивость (высокие показатели по шкале нейротизма) выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Этой черте соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в отношениях с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых условиях может развиться невроз.

Эмоциональная устойчивость

В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л. М. Аболин (1987), М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990) и др. Так, некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость».

Для Т. Рибо (1899), Е. А. Милеряна (1966,1974), С. М. Оя (1969), О. А. Черниковой (1980), Н. А. Аминова и ряда других авторов эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, так как они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния.

С. М. Оя одним из признаков эмоциональной устойчивости считает наличие незначительных сдвигов в величинах показателей, характеризующих эмоциональные реакции, а Е. А. Милерян в книге «Психологический отбор летчиков» (1966) пишет, что под эмоциональной устойчивостью следует понимать и невосприимчивость к эмоциогенным факторам (наряду со способностью контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции). Я. Рейковский полагает, что у некоторых лиц эмоциональная устойчивость проявляется из-за их низкой эмоциональной чувствительности. К. К. Платонов и Л. М. Шварц (1948) к эмоционально неустойчивым относят тех, кто повышенно эмоционально возбудим и склонен к частой смене эмоциональных состояний. В то же время авторы признают большую роль воли в обеспечении эффективности деятельности при возникновении сильной эмоции. Н. Д. Левитов (1964) связывает эмоциональную неустойчивость с неустойчивостью настроений и эмоций, а Л. С. Славина (1966) - с «аффектом неадекватности», проявляющимся в повышенной обидчивости, замкнутости, упрямстве, негативизме. Л. П. Баданина (1996), понимая под эмоциональной неустойчивостью интегративное личностное свойство, отражающее предрасположенность человека к нарушению эмоционального равновесия, включила в число показателей этого свойства повышенную тревожность, фрустрированность, страхи, нейротизм.

Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. Дж. Гилфорд (Guilford, 1959) рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. П. Фресс (1975) в качестве главной характеристики эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям. Близко к такому пониманию эмоциональной устойчивости-неустойчивости введенное, Р. Кеттеллом и др. (Cattell, Eber, Tatsuoka, 1970), понятие «аффективная устойчивость», под которой понимается отсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, спокойствие, устойчивость интересов.

Таким образом, эмоциональная устойчивость, с точки зрения названных выше авторов, характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т. е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.

Некоторые авторы понимают под эмоциональной устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций (Ольшанникова, 1974; Аболин, 1974). В. М. Писаренко (1986а), например, рассматривает эмоциональную устойчивость как «такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность стенических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров» (с. 63). Я полагаю, что это не самое лучшее определение эмоциональной устойчивости, поскольку эмоциональное возбуждение как раз и наблюдается при воздействии различных стрессоров. Гораздо точнее он определяет эмоциональную устойчивость, когда понимает под ней самообладание, выдержку, хладнокровие.

В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такую степень эмоционального возбуждения, которая не превышает пороговой величины и не нарушает поведение человека (Рейковский, 1979) и даже положительно влияет на эффективность деятельности (Писаренко, 1964; Черникова, 1967, 1970, и др.). Например, О. А. Черникова пишет, что «эмоциональная устойчивость спортсмена выражается не в том, что он перестает переживать сильные спортивные эмоции, а в том, что эти эмоции... достигают оптимальной степени интенсивности» (1967, с. 6). По В. Л. Марищуку (1982), эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. В. А. Плахтиенко и Ю. М. Блудов (1985) связывают с эмоциональной устойчивостью надежность деятельности: «Эмоциональная устойчивость - это свойство темперамента... позволяющее надежно выполнять целевые задачи...» (с. 78). Они полагают, что эмоциональная устойчивость обеспечивается оптимальным использованием резервов нервно-психической эмоциональной энергии.

Информация о работе Эмоциональная стабильность и нестабильность