Эмоциональная и волевая сфера личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:27, реферат

Описание

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Проблема личности в психологии – проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Отчасти в силу растяжимости понятия «личность», отчасти из-за того, что такие слова как «личность», «характер», «темперамент»,
«способности», «потребности», «смысл» и многие другие входят не только в систему научных понятий психологии личности, но и в наш повседневный язык, вокруг проблемы личности ведется очень много споров и дискуссий: ведь почти каждый в какой-то степени считает себя специалистом по проблеме личности!

Содержание

1. Введение.
2. Эмоциональная сфера личности.
3. Волевая сфера личности.
4. Исследование эмоционально-волевой сферы
5. Заключение.
6. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

tema11_emocionalnaya_i_volevaya_sfera_lichnosti.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

большая подверженность болезням, чем в армиях победоносных.

Итак, если вы хотите подольше сохранить молодость, то не выходите из

душевного равновесия по пустякам, чаще радуйтесь и стремитесь удержать

хорошее настроение.

Однако биологический  компонент приспособительной функции  такого сложного

психического  процесса, как эмоция, - способствовать своевременной и

полноценной энергетической мобилизации организма в экстремальных  условиях –

не ограничивает роль эмоций в жизни человека. Теоретические  положения П. К.

Анохина подчеркивают стабилизирующую функцию эмоций и ее глубинную связь с

процессами  предсказания ситуации на базе следов памяти. Он считал, что

эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, удерживающий

жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный

характер недостатка или избытка жизненно значимых факторов. Положительные

эмоции появляются тогда, когда представления о  будущем полезном результате,

извлеченные из памяти, совпадают с результатом  поведенческого акта.

Несовпадение  ведет к отрицательным эмоциональным состояниям.

Переживательный компонент эмоции обеспечивает человеку возможность

приспособиться  к существованию в информационно  неопределенной среде. В

условиях полной неопределенности цель может быть достигнута и без помощи

эмоций; у человека не будет ни радости ни торжества, если в заранее

определенное  время, совершив несколько строго определенных действий, он

окажется у  цели, достижение которой заведомо не вызывало сомнений.

Эмоции возникают  при недостатке сведений, необходимых для достижения цели,

они способствуют поиску новой информации и тем  самым повышают вероятность

достижения  цели. Однако люди вынуждены удовлетворять  свои потребности в

условиях хронического дефицита информации. Это обстоятельство способствовало

развитию особых форм приспособления, связанных с эмоциями, которые

обеспечивают  приток дополнительной информации, изменяя  чувствительность

сенсорных входов. Повышая чувствительность, эмоции способствуют реагированию

на расширенный  диапазон внешних сигналов. Одновременно повышается разрешающая

способность восприятия сигналов внутренней среды, и, следовательно, больше

гипотез извлекается  из хранилищ памяти. Это, в свою очередь, приводит к тому,

что при решении  задачи могут быть использованы маловероятные  или случайные

ассоциации, которые  в спокойном состоянии не рассматривались  бы.

В условиях дефицита информации, необходимой для организации  действий,

возникают отрицательные  эмоции. Как считает П. В. Симонов, эмоция страха

развивается при  недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом

случае становится целесообразным реагирование на расширенный  круг сигналов,

полезность  которых еще не известна. Подобно  энергетической мобилизации, такое

реагирование  избыточно и незакономерно, но зато оно предотвращает пропуск

действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Самой сильной  отрицательной эмоцией является страх, который определяется

как ожидание и  предсказание неудачи при совершении действия, которое должно

быть выполнено  в данных условиях. Повторные неудачи в сочетании с

необходимостью  вновь и вновь повторять безуспешное  действие к страху перед этим

действием. Информированность  способствует преодолению страха. Так, в

соревнованиях равных по силе спортивных команд, как  известно, чаще побеждают

хозяева поля, то есть спортсмены, выступающие в своем  спортивном зале, в своей

стране. Предварительная  информированность спортсменов  об условиях соревнований,

о соперниках, о  стране и ее нравах, обычаях способствует тому, чтобы в сознании

спортсменов не оставалось места неосведомленности, а вместе с тем и тревоге,

сомнению и  страху.

Очень часто  страх, возникающий в ситуациях  неожиданных и неизвестных,

достигает такой  силы, что человек погибает. Понимание  того, что страх может

быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Известна

старинная притча о страхе. «Куда ты идешь? – спросил  странник, поравнявшись с

Чумой. Иду в  Багдад. Мне нужно уморить там  пять тысяч человек». Через

несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь

пять тысяч, а уморила пятьдесят», - упрекнул он ее. «Нет, - возразила она, -

я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха».

Мужественный  французский врач Ален Бомбар, взявший  на себя труд разобраться в

причинах гибели терпящих бедствие в открытом море и доказавший личным

примером, что  можно переплыть океан в резиновой  спасательной шлюпке, пришел к

выводу, что  главной причиной гибели людей в  море является чувство

обреченности, ужас перед стихией. Он писал: «Жертвы легендарных

кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю, вас  погубила не жажда.

Раскачиваясь  на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха!»

Предполагают, что чувство удивления связано с теми же условиями,

при которых  иногда возникает страх. Реакцию удивления рассматривают как

своеобразную  форму страха, которая пропорциональна  разнице между предвидимой и

фактически  полученной дозой информации. При  удивлении внимание

сосредотачивается на причинах необычного, а при страхе – на предвосхищении

угрозы. Понимание  родства удивления и страха позволяет  преодолеть страх, если

перенести акцент с результатов события на анализ его причин.

     Удовольствие, радость, счастье – положительные эмоции. Удовольствие

обычно возникает  как результат уже происходящего действия, в то время как

радость чаще связана  с ожиданием удовольствия при  растущей вероятности

удовлетворения  какой-либо потребности. Эмоция удовольствия присуща и животным,

в радость и  счастье возникают только в ситуации человеческих межличностных

отношений. Самая  мощная положительная эмоция – счастье. Человек обычно

стремится выбрать  для себя по возможности такую  деятельность, которая дала бы

ему достижимый при данных обстоятельствах максимум счастья в том смысле, как он

его понимает.

    

3. Волевая сфера личности.

 

Творческая  жизнь и деятельность людей, решающих практические задачи в области

развития экономики, науки, техники, культуры и искусства  требуют от человека

большой активности и напряжения физических и духовных сил. Вот почему каждый,

кто имеет конкретные цели в своей жизни и прикладывает вполне определенные

усилия для  их осуществления и воплощения задуманного  в реальность, должен

обладать необходимыми волевыми качествами.

     Воля – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в

его способности  сознательно управлять своей  психикой и поступками. Проявляется

в преодолении  препятствий, возникающих на пути достижения сознательно

поставленной  цели.

Все волевые  действия целенаправленны. Но чтобы  цели достигались, нужные

действия должны согласовываться. Без определенной цели и учета обстоятельств,

при которых  приходится действовать, люди не смогли бы подчинить себе природу

и использовать ее блага, вести человеческий образ  жизни и сообща производить

все то, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных

потребностей. Значит, чтобы действовать не хаотически, не от случая к случаю,

а организованно, то есть волевым образом, люди учитывают  особенности своей

деятельности  и условия, в которых им приходится действовать. При этом они их

оценивают и  в одних случаях к ним приспосабливаются, в других – изменяют их,

в третьих –  создают новые.

Каковы же признаки волевого акта?

1.               Волевой акт всегда связан  с приложением усилий, принятием

решений и их реализацией.

2.               Для волевого акта характерно наличие продуманного плана

осуществления каких-либо действий.

3.               Волевой акт характеризует усиленное  внимание к действию и

отсутствие непосредственного  удовольствия, получаемого в процессе и в

результате его выполнения (имеется в виду эмоционального, а не морального

удовольствия).

Воля является действенной стороной сознания человека, то есть таким его

качеством, благодаря  которому психическая деятельность влияет на деятельность

практическую. Под влиянием волевых процессов  человек может приложить усилия к

тому, чтобы  активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного

завершения  в условиях преодоления трудностей. Но тот же человек благодаря

воле может  удержаться от совершения каких-то действий или поступков,

замедлить или  остановить их, если они начались, или  направить по другому

руслу. Это очень  важное и сложное свойство личности.

Согласно теории И. П. Павлова, только человек обладает возможностями волевого

торможения  своей деятельности. В данном случае «тормоз» не менее, а часто

более сложное  волевое усилие, чем активизация.

Если человек  может мобилизовать свои физические и моральные силы на борьбу с

трудностями, то он обладает высокоразвитой, сильной  волей.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых  действий, в

которых содержаться  все признаки и качества воли, изучение волевых действий

ведет к правильному  пониманию воли в целом и успешному  решению задач ее

воспитания.

Что же представляет собой волевое, то есть произвольное, преднамеренное

действие, входящее в состав управляемой человеческой деятельности (или каковы

основные фазы волевого процесса)?

Первоначальным  моментом всякого волевого действия – его первой фазой – является

возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой

направляется  данное действие. Цель можно ставить  как перед собой, так и перед

другими людьми, принимать или отвергать ее, когда  она ставится кем-нибудь

другим или  обстоятельствами жизни.

Следующий момент волевого действия – вторая фаза волевого процесса – стадия

обсуждения  и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств,

способов и  приемов достижения поставленной цели.

Это обусловлено  тем, что цели бывают различные и  ставятся они в различных

условиях. Сознательная постановка целей связанна с конкретным учетом условий,

средств и других возможностей их достижения. Если же цель возникает без учета

таких возможностей или вопреки им, то она будет  не вполне осознанной,

недосягаемой  и, значит, нереальной, нежизненной, чем-то вроде смутного

влечения.

Определение конкретных путей и возможностей достижения цели является основой

планирования  человеком своих действий и деятельности в целом.

После постановки цели и определения средств ее достижения наступает следующий

момент волевого действия – третья фаза волевого процесса – принятие решения

, то есть  выбор действия в соответствии с целью.

Этот момент волевого действия объясняется тем, что постановка цели и

определение средств  ее достижения человеку даются далеко не всегда просто и

легко. Особенно сложно это делать в нестандартной  ситуации, в экстремальной

обстановке.

Далее следует заключительная – четвертая фаза волевого процесса – исполнение

принятого решения. Это завершающий момент волевого действия. Исполнить решение –

значит практически  достигнуть цели. На этом и заканчивается  конкретное волевое

действие, составляющее элемент волевой деятельности человека.

Для понимания  всей сложности волевой сферы  личности необходимо учитывать, что

человеческая  деятельность состоит не только из произвольных, то есть

целенаправленных, преднамеренных, действий. Человек  совершает немало и таких

полезных действий, которые принято называть непроизвольными, неволевыми.

Неволевыми  действиями называются действия, которые  в каждом частном случае

совершаются без  контроля со стороны человека и не нуждаются в постоянно

осознанном  регулировании.

К числу неволевых действий в первую очередь следует отнести так называемые

автоматические действия. Это, например, отдергивание руки от чего-то,

причиняющего  боль, поворот головы по направлению  к неожиданно раздавшемуся

звуку или вспыхнувшему свету, резкое движение рук, наклон корпуса вперед или в

сторону для  того, чтобы поддержать равновесие и не упасть, когда человек

поскользнется, это прыжок с дороги в сторону  при неожиданном появлении

автомашины  и т.д. Действия такого рода называются автоматическими, их мышечный

и нервный механизмы  являются врожденными. Каждое такое  действие рассматривается

физиологией нервной  деятельности как безусловный рефлекс, как такой ответ на

внешнее или  внутреннее раздражение, механизм которого не требует каких-либо

специально  организованных условий для своего образования. Эти механизмы по

законам биологии передаются из поколения в поколение  и являются в своей основе

врожденными.

К категории  неволевых действий относятся и  более сложные, так называемые

инстинктивные действия. Они, как правило, состоят из ряда простейших

автоматических  действий, система которых обеспечивает отправление ряда

Информация о работе Эмоциональная и волевая сфера личности