Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:03, курсовая работа
Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличии от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности.
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ВИДЫ И РОЛЬ ЭМОЦИЙ 6
Интерес 8
Радость 9
Удивление 9
Страдание 10
Гнев, отвращение, презрение 11
Страх 14
Стыд 16
ВНУТРЕННИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИЙ 18
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ 21
Теория эмоции как организмического возбуждения. 21
Эволюционная теория Ч.Дарвина. 21
Теория Джеймса – Ланге. 22
Альтернатива к теории Джеймса – Ланге. 23
Теория когнитивного диссонанса. 24
Информационная теория П.В.Симонова. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….29
В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков (3, стр.12; 6, стр.164; 5, стр.450).
К подобному типу подходов можно отнести
и информационную концепцию эмоций психофизиолога
П.В.Симонова. Согласно его теории, эмоциональные
состояния определяются имеющимися у
человека желанием или, как говорит Симонов.
Силой актуальной потребности. С одной
стороны, и оценкой, которую он даёт вероятности
её удовлетворения. – с другой. Эту оценку
вероятности человек производит на основе
врождённого и ранее приобретённого опыта.
Причём эмоция возникает тогда, когда
имеется рассогласование между тем, что
необходимо знать для удовлетворения
желания, и тем, что на самом деле известно.
То есть мы постоянно вольно или невольно
сопоставляем необходимую нам информацию
(о средствах, времени, ресурсах), которая
потребуется для удовлетворения желания,
с информацией, имеющейся у нас в данный
момент. Так, например, эмоция страха развивается
при недостатке сведений, необходимых
для защиты. На этой основе была разработана
формула эмоций:
Э = -
П (Ин -
Ис),
где: Э – эмоция (её сила и качество);
П – потребность (в формуле она берётся с отрицательным знаком «-»);
Ин – информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности;
Ис – информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент (то, что известно).
Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий какое-либо желание, обладает полной возможностью для его реализации (Ин = Ис). Если вероятность удовлетворения потребности велика, то проявляются положительные чувства (Ис > Ин). Отрицательные эмоции возникают, если человек отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности (Ис < Ин). При этом максимум положительных или отрицательных эмоций при постоянной силе потребности человек испытывает, когда Ин = 0 или Ис = 0.
Таким
образом, внутри нас как бы находится
манометр, показания которого зависят
от того, какая информация имеется
о том, что требуется для
В своей книге «Что такое эмоция?» П.В.Симонов описывает такую ситуацию: «Томимый жаждою путник движется по раскалённым пескам. Он знает, что только через три дня пути может встретиться с источником. Удастся ли пройти этот путь? Не занесло ли ручей песками? И вдруг, завернув за выступ скалы, человек видит колодец, не отмеченный на карте. Бурная радость охватывает усталого путника. В тот момент, когда перед ним блеснуло зеркало колодца, путник стал обладателем исчерпывающих сведений о возможности утолить жажду. И это в ситуации, когда прогноз в лучшем случае предсказывал три дня тяжелейших скитаний».
Однако
не все эмоциональные проявления
укладываются в эту концепцию. Например,
к какой категории чувств – положительным
или отрицательным – вы отнесёте удивление?
Или представьте себе ситуацию, когда
вы, проголодавшись, приходите в гости.
Вы видите накрытый стол с большим количеством
еды и у вас улучшается настроение. Хотя
в данной ситуации вы вполне уверены, что
и как будете есть, т.е. Ин = Ис
и эмоция должна быть Э = 0 (3, стр.12-14;5, стр.452).
Надо так же отметить, что чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением. Кроме того ряд теоретических вопросов, например, вопрос о классификации и основных параметрах эмоциональных состояний, не может быть решён без обращения к физиологическим составляющим эмоций.
Как правило, теории эмоций мало что могут сказать о роли эмоций в развитии личности и об их влиянии на мысль и действие. Большинство исследований эмоций было связано лишь с одним из компонентов эмоционального процесса. Хотя некоторые теории разрабатывают отдельные аспекты взаимоотношений эмоции и разума, действий и личности, многое еще необходимо сделать как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.
Целостное
определение эмоций должно учитывать
характер её переживания, включать неврологический
и экспрессивный компоненты. Эмоции возникают
как результат изменений в нервной системе,
и эти изменения могут быть обусловлены
как внутренними, так и внешними событиями.
Интенсивные эмоциональные состояния
привлекают внимание не только учёных,
но наука об эмоциях не должна останавливаться
на изучении преходящих состояний. Существуют
устойчивые индивидуальные различия в
частоте, с которой люди испытывают различные
эмоции, и эти различия могут анализироваться
в терминах эмоциональных черт или эмоциональных
порогов.
Непротиворечивые
межкультурные факты
Эмоции удобно подразделять на положительные или отрицательные на основе особенностей их переживания и сенсорных характеристик. Однако любая эмоция (например, радость, страх) может быть положительной или отрицательной, если критерий для классификации основывается на адаптивности или дезадаптивности эмоций в конкретной ситуации.
Эмоции влияют на человека в целом, и каждая эмоция влияет на субъект по-разному. Эмоции воздействуют на уровень электрической активности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование эндокринной, кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли от творческих к меланхолическим и наши действия от неловких и неадекватных к искусным и целесообразным.
Эмоция
может рассматриваться как
Область эмоций сложна и междисциплинарна. Социальные психологи сделали вклад в изучение эмоций как невербальной коммуникации. Психологи личности подсказали пути, по которым эмоции могут соотноситься с другими мотивационными конструктами, такими, как Я-концепция и психологические потребности, и увеличила наше знание о связи аффективных состояний с функционированием личности. Клиническая психология и психиатрия способствовали пониманию роли сложных комбинаций эмоций в психопатологии и акцентировали необходимость психотерапевтического анализа эмоций. Неврологические науки содействовали получению знаний о роли различных мозговых механизмов эмоций, а биохимия и психофармакология показали важность гормональной и нейрогуморальной сфер в эмоциональных процессах и эмоциональном поведении (6, стр.29).