Эмоции в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:03, курсовая работа

Описание

Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличии от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
ВИДЫ И РОЛЬ ЭМОЦИЙ 6
Интерес 8
Радость 9
Удивление 9
Страдание 10
Гнев, отвращение, презрение 11
Страх 14
Стыд 16
ВНУТРЕННИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИЙ 18
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ 21
Теория эмоции как организмического возбуждения. 21
Эволюционная теория Ч.Дарвина. 21
Теория Джеймса – Ланге. 22
Альтернатива к теории Джеймса – Ланге. 23
Теория когнитивного диссонанса. 24
Информационная теория П.В.Симонова. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

курсовик по психологии.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

      В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для  того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков (3, стр.12; 6, стр.164; 5, стр.450).

Информационная  теория П.В.Симонова.

        К подобному типу подходов можно отнести и информационную концепцию эмоций психофизиолога П.В.Симонова. Согласно его теории, эмоциональные состояния определяются имеющимися у человека желанием или, как говорит Симонов. Силой актуальной потребности. С одной стороны, и оценкой, которую он даёт вероятности её удовлетворения. – с другой. Эту оценку вероятности человек производит на основе врождённого и ранее приобретённого опыта. Причём эмоция возникает тогда, когда имеется рассогласование между тем, что необходимо знать для удовлетворения желания, и тем, что на самом деле известно. То есть мы постоянно вольно или невольно сопоставляем необходимую нам информацию (о средствах, времени, ресурсах), которая потребуется для удовлетворения желания, с информацией, имеющейся у нас в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. На этой основе была разработана формула эмоций: 

Э = - П (Ин - Ис), 

где:    Э – эмоция (её сила и качество);

      П – потребность (в формуле она  берётся с отрицательным знаком «-»);

      Ин  – информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности;

      Ис – информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент (то, что известно).

      Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий какое-либо желание, обладает полной возможностью для его реализации (Ин = Ис). Если вероятность удовлетворения потребности велика, то проявляются положительные чувства (Ис > Ин). Отрицательные эмоции возникают, если человек отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности (Ис < Ин). При этом максимум положительных или отрицательных эмоций при постоянной силе потребности человек испытывает, когда Ин = 0 или Ис = 0.

      Таким образом, внутри нас как бы находится  манометр, показания которого зависят  от того, какая информация имеется  о том, что требуется для удовлетворения потребности, и о том, чем мы располагаем, и в зависимости от их соотношения мы испытываем различные эмоции.

      В своей книге «Что такое эмоция?» П.В.Симонов описывает такую ситуацию: «Томимый жаждою путник движется по раскалённым пескам. Он знает, что только через три дня пути может встретиться с источником. Удастся ли пройти этот путь? Не занесло ли ручей песками? И вдруг, завернув за выступ скалы, человек видит колодец, не отмеченный на карте. Бурная радость охватывает усталого путника. В тот момент, когда перед ним блеснуло зеркало колодца, путник стал обладателем исчерпывающих сведений о возможности утолить жажду. И это в ситуации, когда прогноз в лучшем случае предсказывал три дня тяжелейших скитаний».

      Однако  не все эмоциональные проявления укладываются в эту концепцию. Например, к какой категории чувств – положительным или отрицательным – вы отнесёте удивление? Или представьте себе ситуацию, когда вы, проголодавшись, приходите в гости. Вы видите накрытый стол с большим количеством еды и у вас улучшается настроение. Хотя в данной ситуации вы вполне уверены, что и как будете есть, т.е.  Ин = Ис и эмоция должна быть Э = 0 (3, стр.12-14;5, стр.452). 

      Надо  так же отметить, что чисто психологических  теорий эмоций, не затрагивающих физиологические  и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением. Кроме того ряд теоретических вопросов, например, вопрос о классификации и основных параметрах эмоциональных состояний, не может быть решён без обращения к физиологическим составляющим эмоций.

      Как правило, теории эмоций мало что могут  сказать о роли эмоций в развитии личности и об их влиянии на мысль  и действие. Большинство исследований эмоций было связано лишь с одним из компонентов эмоционального процесса. Хотя некоторые теории разрабатывают отдельные аспекты взаимоотношений эмоции и разума, действий и личности, многое еще необходимо сделать как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.

 

Заключение

 

      Целостное определение эмоций должно учитывать характер её переживания, включать неврологический и экспрессивный компоненты. Эмоции возникают как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними событиями. Интенсивные эмоциональные состояния привлекают внимание не только учёных, но наука об эмоциях не должна останавливаться на изучении преходящих состояний. Существуют устойчивые индивидуальные различия в частоте, с которой люди испытывают различные эмоции, и эти различия могут анализироваться в терминах эмоциональных черт или эмоциональных порогов.                                                                

      Непротиворечивые  межкультурные факты подтверждают сформулированный сто с лишнем лет  назад тезис Дарвина о врождённости и универсальности эмоций, как внутрииндивидуальных процессов. Это означает, что эмоции имеют врождённые нейронные программы, универсально понимаемую экспрессию и общие переживаемые качества.

      Эмоции  удобно подразделять на положительные  или отрицательные на основе особенностей их переживания и сенсорных характеристик. Однако любая эмоция (например, радость, страх) может быть положительной или отрицательной, если критерий для классификации основывается на адаптивности или дезадаптивности эмоций в конкретной ситуации.

      Эмоции  влияют на человека в целом, и каждая эмоция влияет на субъект по-разному. Эмоции воздействуют на уровень электрической  активности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование эндокринной, кровеносной и дыхательной  систем. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли от творческих к меланхолическим и наши действия от неловких и неадекватных к искусным и целесообразным.

      Эмоция  может рассматриваться как изменённое или особое состояние сознания. Она может существовать относительно независимо от других состояний сознания, но обычно взаимодействует с ними и влияет на сосуществующие состояния или процессы в сознании.

      Область эмоций сложна и междисциплинарна. Социальные психологи сделали вклад в изучение эмоций как невербальной коммуникации. Психологи личности подсказали пути, по которым эмоции могут соотноситься с другими мотивационными конструктами, такими, как Я-концепция и психологические потребности, и увеличила наше знание о связи аффективных состояний с функционированием личности. Клиническая психология и психиатрия способствовали пониманию роли сложных комбинаций эмоций в психопатологии и акцентировали необходимость психотерапевтического анализа эмоций. Неврологические науки содействовали получению знаний о роли различных мозговых механизмов эмоций, а биохимия и психофармакология показали важность гормональной и нейрогуморальной сфер в эмоциональных процессах и эмоциональном поведении (6, стр.29).

 

      

Список  литературы

 
 
 
  1. А.Н. Леонтьев. Потребности, мотивы и эмоции. – Москва, 1971 г.
 
  1. В.Г. Крысько. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – Москва,   Владос - пресс, 2001 г.
 
  1. Е.И. Рогов. Эмоции и воля. – Москва, Владос, 2001 г.
 
  1. Краткий психологический  словарь. Под общей редакцией                              А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – Москва, Издательство политической литературы, 1985 г.
 
  1. Р.С. Немов. Психология. Общие основы психологии. – Москва, Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002 г.
 
  1. Кэррол  Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского – Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г.
 
  1. Ч. Дарвин. О выражении эмоций у человека и животных. –                      Санкт-Петербург, Питер, 2001 г.
 
  1. Данилова  Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. М.: Учебная литература, 1997. 432 с.
 
  1. Горбатков А.А. Позитивные и негативные эмоции взаимосвязь и ее зависимость от уровня субъективного развития индивида. // Вопросы психологии. - 1986. - №1. - С. 61-71.
 
  1.   Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности. // Вопросы психологии. - 1975. - №6. - С. 21-34.
 
  1.  Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Сборник статей под общ. ред. проф. И.Р. Дудич - М., 1984. - 214 с.
 
  1.  Бажин Е.Ф., Корнеева Т.В., Эткинд А.М. Исследование образного уровня восприятия. // Психологический журнал. - 1981. Т-2. № 4. - С. 24 - 29.
 
  1.  Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в исследованиях эмоций. // Психологический журнал. - 1992. - № 6. - С. 79-82.
 
  1.   Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. - 1998. - №4, С. 49-60.
 
  1.  Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.:, 1996.
 
  1.  Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций М. - 1984. - С. 12-17.
 
  1.   Вудвортс Г. Динамическая психология. М., 2000.
 
  1.   Вудвортс Р., Шлосберг Г. Психофизика. II Методы шкалирования. - В кн.: Проблемы и методы психофизики. М., Изд-во Моск. ун-та, 1994
 
  1.   Выготский Л.С. Проблема эмоций. // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С. 17 - 23.
 
  1.   Выготский Л.С. Эмоции и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. - 1986. - № 6 - С. 62-76.

Информация о работе Эмоции в жизни человека