Эмоции и другие психические состояния личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:30, контрольная работа

Описание

Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него те или иные переживания. Они сопровождают каждый миг нашей жизни, определяя мироощущение и делая нас предвзятыми и пристрастными. Поэтому неслучайно, что эмоциональная сфера является особым объектом внимания исследователей-психологов.
Под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент в связи с конкретной ситуацией. Поэтому и утверждается, что эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью данной ситуации в связи с возможностью (или невозможностью) удовлетворения своих актуальных потребностей.

Содержание

1. Общие понятия об эмоциях и чувствах, характеристика и классификация основных форм переживаний человека.
2. Эмоциональные состояния.
3. Виды психологических защит.
4. Психические состояния.
5. Регуляция и саморегуляция психических состояний.

Работа состоит из  1 файл

!кср 2. ЭМОЦИИ И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ (сжатая).doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

1) действуют на неосознанном  уровне;

2) до известной степени обеспечивают избавление от тревоги за счет искажения, фальсификации реальности.

Вытеснение  – вытеснение из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание.

Отрицание – бессознательный отказ допустить существование определенных событий, переживаний и ощущений, которые причинили бы человеку боль при их признании (человек знает, что он неизлечимо болен, но продолжает активно заниматься прежней работой, избегая разговоров о своей болезни и строя долгосрочные планы).

Проекция – человек приписывает собственные неприемлемые мысли, установки, желания другим людям (возложение вины на другого).

Рационализация  – ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение выглядит вполне разумным и оправданным в глазах окружающих (уволенный с работы человек говорит о том, что эта работа давно перестала его интересовать).

Сублимация  – трансформация сексуальной энергии «либидо» в различные виды творческой деятельности, социально приемлемые решения внутренних конфликтов между примитивными стремлениями и запрещающими силами (адвокат может сублимировать желание уничтожать врагов).

 

4.  Психические  состояния.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в  данное время относительно устойчивый уровень психической жизни. По уровню динамичности состояния занимают как бы промежуточное место между процессами и свойствами. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических.

Каждый человек ежедневно  испытывает различные психические  состояния. При одном психическом  состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.).

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т.е. психические состояния определенных общностей людей (групп, народов, обществ).

Психические состояния  можно классифицировать по таким  основаниям: 1) в зависимости от ведущих  компонентов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные; 2) в зависимости от времени протекания - кратковременные, длительные; 3) в зависимости от влияния на личность, особенности ее деятельности — стенические (повышающие жизнедеятельность и активность), астенические; 4) в зависимости от степени осознанности - состояния более или менее осознанные; 5) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Огромное значение для  эффективной трудовой деятельности имеет психическое состояние  профессиональной заинтересованности. Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью. Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию к состоянию творческого вдохновения (творческий подъем, обострение восприятия, повышение способности воспроизведения ранее запечатленного, возрастает сила воображения, возникновение новых идей).

Счастье - психическое  состояние, субъективно переживаемое человеком как удовлетворенность  собственной жизнью. Счастье - не есть постоянное, непрерывное блаженство, отсутствие всяких жизненных трудностей, тревоги забот. Постоянное удовольствие просто невозможно: длительный период удовольствия, как правило, сменяется скукой. Страдания, переживания - отнюдь не антипод счастья. Наиболее полно счастье переживается тогда, когда достигнуто оптимальное сочетание положительных и отрицательных эмоций. Свободный творческий труд - важнейший источник человеческого счастья, т.к. он, как ничто другое, способен насыщать жизнь самыми разными эмоциями.

Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленное на другую личность, человеческую общность, идею или самого себя. Любовь возникает как самое свободное и непредсказуемое выражение глубин личности, ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность любви определяется тем, что в ней пересекаются противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и значимого для всех. Исследования любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Характеристики любви, ее формы определяются традициями и нормами общества, а также особенностями семейного воспитания. Существует тесная связь между способностью к любви и отношением человека к самому себе. Любовь исключительно важна для воспитания и самовоспитания личности, для психотерапии и психологического консультирования. Трехкомпонентная теория любви Роберта Сгернберга демонстрирует то, насколько сложно достичь успеха в близких отношениях, определяемых как любовные. Стернберг полагает, что любовь имеет три составляющих: интимность (чувство близости, блаженство, когда рядом любимый, общие интересы, взгляды), страсть

(физическое влечение), решение / обязательство (решение, что конкретный человек любит другого, обязательство сохранять эту любовь). Возможны различные комбинации этих составляющих любви, которые приводят к различным видам любви.

Сон и бодрствование - наиболее различимые состояния сознания. Измененные состояния сознания - то, с чем каждый человек сталкивается ежедневно, например, рассеянность внимания. Измененные состояния сознания под действием психоактивных веществ более очевидны и заметно отличаются от привычного состояния человека. Измененные состояния сознания - это качественный сдвиг в характере психологического функционирования.

Депривация - сенсорный  голод. Стресс - состояние сильного и длительного психологического напряжения; неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Фрустрация - "стресс рухнувшей  надежды". Агрессия - наиболее распространенная реакция на фрустрацию. Регуляция (психологическая  помощь и поддержка) и саморегуляция  психических состояний в современной  психологии является бурно развивающейся областью и подробно описывается в соответствующих источниках.

Р.М. Грановская делит  все стратегии выхода из напряжённой  ситуации на три группы:

1) изменить или ликвидировать  проблему;

2) уменьшить её интенсивность  за счёт смещения своей точки зрения на неё;

3) облегчить её воздействие  с помощью включения ряда способов:

- формирование мировоззренческой  позиции;

- правильный выбор  момента для принятия решения  или реализации своего плана;

- ослабление мотивации;

- увеличение объёма сведений о волнующей проблеме;

- заранее подготовленные  стратегии отступления;

- осознание реальной  ситуации и поражения, переоценка  её.

 

5. Регуляция и саморегуляция психических состояний

Основными видами саморегуляции являются аутогенная тренировка и релаксация.

Аутогенная тренировка (от греческого аутос – сам и  генос – возникающий) – это  активный метод психотерапии, психопрофилактики  и психогигиены. Она сочетает самовнушение и саморегуляцию. Её приёмы помогают управлять эмоциями, восстанавливать  силы и работоспособность, снимать напряжённость.

Релаксация – состояние  успокоения, расслабления, восстановления. Это состояние возникает вследствие снятия напряжения, после сильных  переживаний или физических усилий.

Виды релаксации:

непроизвольная –  при засыпании, при утомлении;

произвольная – в  результате аутогенной тренировки.

Принятие спокойной  позы, представление состояния соответствующего покою, расслабление мышц, вовлечённые  в различные виды активности, приводит к нормализации эмоциональной сферы.

 

Литература:

1. Березовин, Н. А.  Основы психологии и педагогики  Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков,  М. И. Чеховских – Мн.: Новое  знание, 2004.

2. Маклаков, А.Г. Общая  психология. А. Г. Маклаков. – Питер, 2001

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Кн.1: Общие основы психологии.-688с.

 




Информация о работе Эмоции и другие психические состояния личности