Эмоции и чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:08, контрольная работа

Описание

Контрольная работа по психологии. Эмоциями называются переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Чувства – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и делает.

Содержание

1. Понятие об эмоциях и чувствах человека.
2. Психические эмоциональные состояния и их характеристика.
3. Приемы эмоциональной саморегуляции.

Работа состоит из  1 файл

Основы педагогики и психология.doc

— 60.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Приемы эмоциональной саморегуляции.

Воля – активная сторона  сознания человека. В единстве с  разумом и чувствами она регулирует его поведение и деятельность в затрудненных условиях.

И. М. Сеченов писал: «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся  только движением, - это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения»*.

Воля проявляется в затрудненных условиях целенаправленной деятельности. Она мобилизует духовные и физические силы человека для оценки возникшей ситуации, принятия решений и их выполнения.

Регулирующая функция воли осуществляется с помощью специальных приемов сознательной саморегуляции – своеобразной «техники самоуправления» (А. Ц. Пуни). Она включает: 1) различные словесные воздействия человека на самого себя в виде самоубеждения, самоободрения в том, что это можно сделать успешно, самоприказания безотлагательно приступить к работе и т. д.; 2) произвольное изменение  содержания сознания – его переключение и сосредоточение (например, с чтения увлекательного романа на выполнение какой-либо другой - неинтересной, но необходимой работы).

В любых проявлениях воли выделяются три ее структурных компонента: познавательный, эмоциональный, и исполнительный.

Познавательный компонент выполняет осведомительную функцию. Она заключается в поиске правильных решений, в контроле за их выполнением и самооценке результатов волевых действий. При этом человек нередко прибегает к самоаргументированию. Он приводит самому себе логические доводы «за» и «против». Выдвигая вероятные решения, сверяя их со знаниями  и опытом, он убеждается в их правильности или ошибочности. Эффективность же принимаемых решений определяется практической их реализацией в волевых действиях.

Эмоциональный компонент усиливает познавательные и исполнительные процессы. Это проявляется в самомотивировании, т. е. привлечении в первую очередь моральных мотивов деятельности. С помощью самоободрения, самоубеждения, самоуспокоения, самопоощрения, самонаказания и других приемов человек создает положительное отношение к нужным действиям и поступкам. При этом он переживает чувство долга, чести, воодушевления, уверенности и т. п., усиливая тем самым энергию и активность поиска исполнения решений.

Исполнительный компонент проявляется в регуляции фактического выполнения решений посредством сознательного самопринуждения. В этом И. М. Сеченов видел специфическую функцию воли, он многократно подчеркивал, что воля может вызвать и прекращать движения и действия, видоизменять их (по силе, быстроте, направлению и т. д.). Особенно ярко эта функция обнаруживается в конфликтных ситуациях, когда, несмотря на дополнительные мотивы, человек не может решиться действовать: он прибегает к мобилизации активности по прямому указанию сознания, резко прерывая сомнения и заставляя себя немедленно начать, продолжать или прекратить действие.

В реальной жизни и деятельности воля человека проявляется в единстве всех ее структурных компонентов.        

   

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________

*   И. М. Сеченов. Избр. Произведения, т. 1. М., АН СССР,   1952, с. 255-256.

Список использованной литературы

 

 

1). Абрамова Г. С. Психология  только для студентов – М., 2001г.

2). Березовин И. А., Чепиков В.  П., Чеховских М. Т. Основы

     психологии и педагогики  – Мн., 2004г.

3). Еникеев М. И. Общая психология. М. – 2000г.

4). Тутушкина М. К., Волков С.  А., Годлиник  О. Б. 

     Практическая психология. - СПб.: Изд-во  «Дидактика Плюс», 1998. – 336 с.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 




Информация о работе Эмоции и чувства