Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:08, контрольная работа
Контрольная работа по психологии. Эмоциями называются переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Чувства – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и делает.
1. Понятие об эмоциях и чувствах человека.
2. Психические эмоциональные состояния и их характеристика.
3. Приемы эмоциональной саморегуляции.
3. Приемы эмоциональной саморегуляции.
Воля – активная сторона
сознания человека. В единстве с
разумом и чувствами она
И. М. Сеченов писал: «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения»*.
Воля проявляется в
Регулирующая функция воли осуществляется с помощью специальных приемов сознательной саморегуляции – своеобразной «техники самоуправления» (А. Ц. Пуни). Она включает: 1) различные словесные воздействия человека на самого себя в виде самоубеждения, самоободрения в том, что это можно сделать успешно, самоприказания безотлагательно приступить к работе и т. д.; 2) произвольное изменение содержания сознания – его переключение и сосредоточение (например, с чтения увлекательного романа на выполнение какой-либо другой - неинтересной, но необходимой работы).
В любых проявлениях воли выделяются три ее структурных компонента: познавательный, эмоциональный, и исполнительный.
Познавательный компонент выполняет осведомительную функцию. Она заключается в поиске правильных решений, в контроле за их выполнением и самооценке результатов волевых действий. При этом человек нередко прибегает к самоаргументированию. Он приводит самому себе логические доводы «за» и «против». Выдвигая вероятные решения, сверяя их со знаниями и опытом, он убеждается в их правильности или ошибочности. Эффективность же принимаемых решений определяется практической их реализацией в волевых действиях.
Эмоциональный компонент усиливает познавательные и исполнительные процессы. Это проявляется в самомотивировании, т. е. привлечении в первую очередь моральных мотивов деятельности. С помощью самоободрения, самоубеждения, самоуспокоения, самопоощрения, самонаказания и других приемов человек создает положительное отношение к нужным действиям и поступкам. При этом он переживает чувство долга, чести, воодушевления, уверенности и т. п., усиливая тем самым энергию и активность поиска исполнения решений.
Исполнительный компонент проявляется в регуляции фактического выполнения решений посредством сознательного самопринуждения. В этом И. М. Сеченов видел специфическую функцию воли, он многократно подчеркивал, что воля может вызвать и прекращать движения и действия, видоизменять их (по силе, быстроте, направлению и т. д.). Особенно ярко эта функция обнаруживается в конфликтных ситуациях, когда, несмотря на дополнительные мотивы, человек не может решиться действовать: он прибегает к мобилизации активности по прямому указанию сознания, резко прерывая сомнения и заставляя себя немедленно начать, продолжать или прекратить действие.
В реальной жизни и деятельности воля человека проявляется в единстве всех ее структурных компонентов.
__________________
* И. М. Сеченов. Избр. Произведения, т. 1. М., АН СССР, 1952, с. 255-256.
Список использованной литературы
1). Абрамова Г. С. Психология только для студентов – М., 2001г.
2). Березовин И. А., Чепиков В. П., Чеховских М. Т. Основы
психологии и педагогики – Мн., 2004г.
3). Еникеев М. И. Общая психология. М. – 2000г.
4). Тутушкина М. К., Волков С. А., Годлиник О. Б.
Практическая психология. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1998. – 336 с.