Эмоции человека и Животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить эмоции человека, эмоции животных и сделать вывод об их взаимосвязи.
Задачи: подобрать и проанализировать психологическую литературу, определить основные функции эмоций, изучить основные теории и классификации эмоций, рассмотреть основные методы изучения эмоций, выявить разницу между эмоциями и чувствами, найти различия между эмоциями человека и эмоциями животных.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I
1. Понятие эмоций. Функции……………………………………………..4
2. Классификация эмоций ………………………………………………...7
3. Теории эмоций …………………………………………………………12
4. Эмоции и чувства ……………………………………………………...19
5. Методы изучения эмоций……………………………………………....23
Глава II
1. Эмоции человека и животных………………………………………….30
2. Сравнение………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………..41
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая посл2.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из теорий позволяет понять лишь некоторые стороны психофизиологических механизмов функционирования эмоционально-потребностной сферы человека, выводя на первый план проблемы: адаптации к среде (теории Дарвина, Анохина), мозгового обеспечения и физиологических показателей эмоциональных переживаний (таламическая и активационная теории, теория Экмана), вегетативных и гомеостатических компонентов эмоций (теория Джеймса-Ланге), влияния информированности на эмоциональное переживания (теория Симонова), специфики базисных эмоций (теория дифференциальных эмоций).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоции и чувства

 

Формирование эмоций человека - важнейшее условие развитие его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются  в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Высший продукт эмоций человека – чувства, которые возникают в онтогенезе ситуативно проявляемых эмоций.

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к  явлениям действительности, отражающие  значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т.е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, чувства, так или иначе, субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь разное значение. [8]

В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности  явления, имеющие для человека Потребностно - мотивационную значимость. Чувства  носят отчетливо выраженный предметный характер, т.е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни).[8]

Одно и тоже чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. В одном и том же чувстве нередко сливаются, объединяются, переходят друг в  друга  разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувств, как амбивалентность (двойственность).[8]

Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в  зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере  развития индивидуального сознания под влиянием  воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства  становятся  образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

В процессе формирования личности чувства образуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными, нереализованными. Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды в соответствии  с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств: моральные, эстетические,  интеллектуальные, практические, родительские. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные, обобщенные и абстрактные. Отсутствие исчерпывающей классификации чувств объясняется большим их разнообразием, а также  их исторической изменчивостью.[8]

       Деятельность человека, ее поведение всегда вызывают позитивное или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отображается в мозге и переживается как удовольствие или неудовлетворение, радость, грусть, гнев, стыд. Такие переживания называют эмоциями, чувствами.

Эмоции и чувства связаны между собой, но по своему содержанию и формой переживания они не тождественны. [8]

Эмоция - это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности. Различают простые и сложные эмоции. Переживание удовольствия от еды, бодрости, усталости, боли - это простые эмоции. Они свойственны и людям, и животным. Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают в результате осознания объекта, который вызывал их, понимания их жизненного значения, например переживание удовольствия при восприятии музыки, пейзажа.

Чувство - это специфические человеческие, обобщеные переживания отношения к человеческим потребностям, удовольствию или неудовлетворение которых вызывает позитивные или негативные эмоции - радость, любовь, гордость или грусть, гнев, стыд и тому подобное.

Эмоции и чувства характеризуются своим качеством и полярностью, активностью и интенсивностью. [7]

Эмоциям и чувствам свойственная полярность. Она оказывается в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут оказываться противоположно: "радость - горе ", "любовь- ненависть", "симпатия - антипатия", "удовольствие - неудовлетворение". Полярные переживания имеют явно выраженный позитивный или негативный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувство разного уровня активности. Различают стеничные эмоции и чувства - те, которые усиливают активность, побуждают к деятельности, и астеничные - те, которые подавляют человека, ослабляют ее активность, демобилизуют. [7]

В зависимости от индивидуальных особенностей личности, ее состояния и отношения к ситуации и объектам, которые вызывают переживание, эмоции и чувства оказываются более или менее интенсивно, бывают долговременными или кратковременными.

Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что они захватывают личность в целом. Осуществляя почти молниеносную интеграцию, то есть объединение в единственное целое всех функции организму, эмоции сигнализируют о полезных или вредных влияниях на организм, благодаря этому они имеют универсальное значение для жизни организма. Охватывая все разновидности переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий к высоким формам радости и социального ощущения жизни, - эмоции становятся как позитивным фактором в жизнедеятельности, поднося активность организму, так и негативным, подавляя все его функции. Установлено, что эмоции, а именно долговременные негативные эмоции (страх, переживание боли и тому подобное), играют решающую роль в развитии таких известных неврогенных заболеваний, считает известный физиолог П.К.Анохин.[9]

Природа эмоций и чувств связана с потребностями. Потребность как нужда в чем-то всегда сопровождается позитивными или негативными переживаниями в разнообразных их вариациях. Характер их переживания предопределяется отношением личности к потребностям, обстоятельствам, которые способствуют или не способствуют их удовольствию.

Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивностью и способом их удовольствия, а это предопределяет отличие в эмоциях людей и животных, даже в таких, которые являются общими для людей и животных, - гнев, страх, радость, грусть и тому подобное. Человеческие эмоции в корне изменились в процессе историчного развитию человека, они очеловечились, приобрели своеобразные особенности. Голод, например, переживается человеком не так, как животным. Человек в зависимости от обстоятельств может сдерживать свой голод, отказываться от еды. У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства - моральные, эстетичные, познавательные, не какие свойственные животному. Животные эмоции остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч.Дарвин, свойственное лишь человеку. Эмоции и чувства человека взаимно связаны с ее деятельностью: деятельность вызывает разнообразные переживания в связи с отношением к ней и успехами в выполнении, а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют человека к деятельности, воодушевляют ее, становятся внутренним побуждением, его мотивами. Чувства обогащают жизнь человека. Идеи без чувств - холодные, "светят, и не греют", лишенные жизненности и энергии, не способные перейти в дело.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции присущи как животному, так и человеку, а чувства присущи только человеку.

Методы изучения эмоций

 

Изучение физиологических механизмов эмоций — многосторонний процесс, который включает эксперименты на животных, связанные с раздражением и разрушением отдельных участков мозга, изучение особенностей эмоционального реагирования у пациентов с различными поражениями мозга, а также лабораторные исследования здоровых людей при переживании ими искусственно создаваемых эмоциогенных ситуаций.

Электрическая стимуляция мозга. Стимуляция разных отделов мозга через вживленные электроды нередко вызывает эмоциональные переживания у пациентов, а также своеобразные изменения поведения у животных.

При стимуляции различных отделов гипоталамуса у кошки может быть получена, например, реакция "бегства", когда животное отчаянно ищет убежища. Стимуляция образований среднего мозга ведет к активации с положительной или отрицательной эмоциональной окраской или к состоянию успокоения. Раздражение передней и нижней поверхности височной доли вызывает чувство страха; переднего и заднего отделов гипоталамуса — тревоги и ярости; перегородки — наслаждения; миндалевидного тела — страха, ярости и гнева, а в некоторых случаях и удовольствия.
Широкую известность приобрели опыты Д. Олдса, в которых крысам вживляли электроды в разные области гипоталамуса. Крысы, обнаружив связь между нажатием педали и получением стимуляции, в некоторых случаях продолжали стимулировать свой мозг с поразительным упорством. Они могли нажимать на педаль по несколько тысяч раз в час в течение десяти часов, доходя до полного изнеможения. Участки гипоталамуса, которые крысы стремились раздражать, получили название "центров удовольствия". По аналогии с этим были выявлены участки мозга, раздражения которых животные всеми силами старались избегать. [1]

У крысы 35% клеточного пространства мозга связано с положительной эмоциогенной системой, 5% с отрицательной и 60% с отсутствием побуждения к повторению или избеганию стимуляции. Принципиальная организация эмоциогенных систем мозга оказалась весьма сходной у представителей разных отрядов млекопитающих. 

Электростимуляцию проводили также у некоторых больных во время операций на головном мозге. Некоторые из таких операций проходят без общего наркоза, поскольку манипуляции с мозговой тканью не вызывают боли. Во время подобной операции с больным вступали в контакт и выясняли, что он испытывает при раздражении тех или иных точек. Больные нередко сообщали о приятных ощущениях, возникавших при раздражении участков мозга, которые примерно соответствуют расположению "центров удовольствия" у животных. Точно так же были выявлены участки, раздражение которых вызывало неприятные ощущения.[1,2]

Разрушение мозга. Частично влияние повреждения разных отделов мозга было проанализировано выше, когда рассматривалась проблема морфофизиологического субстрата эмоций. Клиника очаговых поражений мозга дает немало сведений о том, как влияют на протекание эмоциональных переживаний человека повреждение лобных долей мозга, левого и правого полушария.

Наряду с этим имеется большой массив экспериментальных исследований на животных, в которых проводилось целенаправленное разрушение или удаление отдельных эмоциогенных зон с целью выявления эффектов этого вмешательства. Хорошо известны эксперименты на обезьянах с разрушением миндалевидного ядра, в результате чего ранее доминирующий в группе самец занимал самое низкое положение в стадной иерархии.[2]

Диагностика эмоциональных переживаний. Физиологические проявления эмоциональных переживаний здорового человека широко исследуются в лабораторных условиях. При этом, как правило, используется метод психологического моделирования, т.е. либо создаются условия, непосредственно вызывающие у индивида эмоциональное напряжение (например, критические замечания в адрес его деятельности в условиях эксперимента), либо испытуемому предъявляют внешние стимулы, заведомо провоцирующие возникновение тех или иных эмоций (например, фотографии, вызывающие отвращение). При изучении физиологических коррелятов эмоциональных переживаний обычно сравниваются данные, полученные в состоянии покоя и при эмоциональном напряжении.[1]

Изучение мимики лица. По выражению лица человека нередко можно определить, какие чувства он переживает. Особенности мимики при переживании эмоций получили название лицевой экспрессии. В работах П. Экмана была разработана особая техника идентификации эмоций по выражению лица. Существует атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для 6 базисных эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости. Кроме этого, была детально изучена анатомия лицевых мышц, было выделено 24 варианта реакций отдельных мышц и 20 вариантов, отражающих работу групп мышц. Проводилось прямое сопоставление силы переживания с активностью мышц лица. Оказалось, например, что переживание счастья связано с активностью большой скуловой мышцы. Чем сильнее активность этой мышцы, тем выше уровень субъективной оценки переживаемого "счастья" при просмотре приятного фильма. По активности большой скуловой мышцы можно предсказывать появление положительного эмоционального переживания. В то же время отрицательные эмоции (гнев, печаль) сочетаются с подавлением активности большой скуловой мышцы и возрастанием активности мышцы нахмуривания.[1]

Электрическая активность кожи (ЭАК), измеряемая с поверхности ладони, широко используется в качестве индикатора эмоциональных состояний человека. По величине ЭАК или КГР (кожно-гальваническая реакция) можно определить уровень эмоционального напряжения человека (причем установлен вид математической связи между силой эмоций и амплитудой КГР). В то же время по КГР практически невозможно установить качественную характеристику переживаемой эмоции, т.е. сказать, какую именно эмоцию испытывает человек. Предполагается, что фазический и тонический компоненты КГР могут иметь разное отношение к качеству и интенсивности переживаемых эмоций. Причем фазическая КГР является в большей степени индикатором интенсивности и в меньшей степени — специфичности эмоций. Есть также некоторые основания считать, что реакции тонического типа более связаны с мозговыми механизмами, отвечающими за реакцию страха, а фазические компоненты могут служить индикаторами предвосхищения, прогнозирования эмоционально-положительных стимулов. В то же время собственно КГР не может служить показателем однозначного определения специфичности эмоций, а являются индикатором неспецифической активации.[1]

Информация о работе Эмоции человека и Животных