Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 01:13, доклад

Описание

За последние годы было накоплено много материала по детской психологии. И ниже будут приведены теоретические положения, которые имеют прямое отношение к проблеме периодизации.

Работа состоит из  1 файл

5.doc

— 31.50 Кб (Скачать документ)

№5. Эльконин Д.Б.  «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте».

    За  последние годы было накоплено много  материала по детской психологии. И ниже будут приведены теоретические  положения, которые имеют прямое отношение к проблеме периодизации.

1. Для  начала младенчество. Не был ясен  вопрос о том, какая деятельность  в этом возрасте является ведущей.  Одни исследователи считали, что  главным является развитие ориентировочных  действий, т.е. Необходимо наличие  внешних раздражителей. Некоторые  считали, что в этом возрасте важно развитие сенсомоторно-манипулятивной деятельности. Другие считали, что необходимо общение младенца с взрослым.  
В результате исследований пришли к выводам, что необходимым является эмоциональное общение. Оно оказывает решающее влияние на развитие психики.  
2. Рассматривается период раннего детства. Особо развивается предметные действия. Ребенок овладевает предметно орудийными операциями. Так же в этот период активно развивается вербальные формы общения со взрослым. И эти факты противопоставляют друг другу. 
Однако решили, что речь используется ребенком в данный период возраста для налаживания сотрудничества с взрослыми в предметной деятельности.  
3.  Рассматривается дошкольный возраст. Ведущей деятельностью считается игра. В игровой деятельности ребенок моделирует отношения между людьми. Однако, если брать действие в изолированном виде не понятен смысл это действия.  И только когда действие включается в систему человеческих отношений, становится понятен его общественный смысл. 
4. Выготский рассматривал как ведущую деятельность дошкольников   обучение. И обращал внимание на его качество.  Расхождение состояло во внутренних механизмах влияния обучения на умственное развитие. Но  в одном их мнения были схожи. Все они признавали ведущую роль обучения в этом возрасте.  
5. Большие трудности представляло выделение ведущей деятельности у подростков. Это конечно остается его обучение в школе. Однако в этот возраст развивается и особая деятельность: установление интимно-личностных отношений между подростками. Это деятельность общения. В этой деятельности происходит углубление в ориентации этических норм.  
В рассмотренных периодах были выделены ведущие деятельности. И на основе этого типы деятельности разделили на две группы.  
Первая группа деятельностей характеризуется тем, что в деятельности происходит ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение мотивов и норм отношений между людьми.  
Вторая группа включала в себя деятельность, внутри которой происходит  усвоение общественно выработанных способов действий. 
И если теперь вышеперечисленные ведущие деятельности поделить на эти две группы, то получим ряд: непосредственно-эмоциональное общение   первая группа предметно-манипулятивная деятельность   вторая группа ролевая игра   первая группа учебная деятельность   вторая группа 
интимно-личностное общение   первая группа учебно-профессиональная деятельность   вторая группа. Периодичность процессов психического развития заключается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими.  
 
 
 
 

Информация о работе Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте»