Экстраверты и интроверты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:59, контрольная работа

Описание

Итак, целью нашей работы является раскрытие понятий интро- и экстроверсия, описание методик их исследования.

В соответствии с целью, необходимо решить следующие задачи:

проанализировать литературу по исследуемым феноменам;
описать определения исследуемых феноменов;
раскрыть их специфику;
описать методики исследования интро- и экстроверсии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТРО- И ЭКСТРОВЕРСИИ 4

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТРОВЕРТОВ И ЭКСТРАВЕРТОВ 5

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСТРАВЕРСИИ - ИНТРОВЕРСИИ И НЕЙРОТИЗМА (ОПРОСНИК АЙЗЕНКА) 7

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ФОРМЫ В ОПРОСНИКА FPI 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

ПРИЛОЖЕНИЯ 17

Работа состоит из  1 файл

Интро и экстраверты.docx

— 211.65 Кб (Скачать документ)

    С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей Э и Н определяется тип темперамента испытуемого.

    Следующий этап обработки результатов может  быть связан с расчетом среднегрупповых показателей Э, Н, Л с дифференциацией испытуемых, к примеру по половому признаку.

    При анализе результатов эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров.

    Экстраверсия: 12 – среднее значение, 15 – экстраверт, 19 – яркий экстраверт, 9 – интроверт, 5 – глубокий интроверт.

    Нейротизм: 9-13 – среднее значение нейротизма, 15 – высокий уровень нейротизма, 19 – очень высокий уровень нейротизма, 7 – низкий уровень нейротизма.

    Ложь: 4 – норма, >4 – неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.

    На  основании полученных данных по отдельным  испытуемым и группе в целом пишутся  заключения. В индивидуальных заключениях  оцениваются уровневые характеристики показателей каждого испытуемого, тип темперамента, по возможности  даются рекомендации, где, например, указываются  пути самокоррекции тех свойств личности, показатели которых оказались либо чрезмерно высокими, либо, напротив, крайне низкими. Так, ярким экстравертам следует посоветовать сузить круг друзей, увеличив глубину общения, и наблюдать, а со временем и тщательно контролировать излишнюю импульсивность своего поведения. 

ИССЛЕДОВАНИЕ  ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ  МОДИФИЦИРОВАННОЙ ФОРМЫ  В ОПРОСНИКА FPI

    Личностный опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, EPI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

    Опросник  FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике - 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, a X-XII - производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

    Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

    Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

    Шкала Ш (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

    Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

    Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

    Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

    Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

    Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

    Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе сданным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

    Шкала Х (экстраверсия - интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие - выраженной интровертированности.

    Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

    Шкала XII (маскулинизм - феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие - по женскому.

    Порядок работы. Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

    Обработка результатов. Первая процедура касается получения первичных, или «сырых», оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника (см. приложение). Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются «окна» в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с «окнами» шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок (приложение 4).

    Вторая  процедура связана с переводом  первичных оценок в стандартные  оценки 9-балльной шкалы с помощью  таблицы. Полученные значения стандартных  оценок обозначаются в соответствующем  столбце протокола нанесением условного  обозначения (кружок, крестик или  др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.

    Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1-3 балла, к средним - 4-6 баллов, к высоким - 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

    Интерпретация полученных результатов, психологическое  заключение рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой  и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека. 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    С работе нами были рассмотрены понятия  интро- и экстраверсии, даны характеристики данных типов. Отдельное внимание мы уделили методам исследования данных типов личности.

    Необходимость учета интро- и экстраверсии сложно переоценить. На наш взгляд данный вопрос необходимо учитывать педагогам в процессе обучения, руководителям в процессе осуществления руководства сотрудниками, родителям в процессе воспитания собственных детей и всем нам в процессе межличностного взаимодействия.

    Экстраверты отличаются от интровертов, и если мы будем знать эти отличия, к  какому типу относимся мы, и к  какому типу относится другой, нам  будет легче общаться, решать поставленные перед нами задачи, достигать целей. Ведь вся наша жизнь пронизана  общением, взаимодействием с другими  людьми и учет различий при взаимодействии просто необходим.

    Поэтому вопрос направленности на себя или  во вне до сих пор является актуальным и требует внимания к себе. 
 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  2. Бурлачук Л. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»). ISBN 5-94723-045-3
  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев 1989.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т.1. – М.: Мир, 1991. – С. 370– 377.
  5. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М., 1984.
  6. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.
  7. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Т.3. – М., ВЛАДОС, 1999.
  8. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М., 1984.
  9. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 376 с.: ил. («Педагогика, психология, медицина»).
  10. Практическая психология: Учебник / Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной — 4-е изд., перераб., доп. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с. ISBN 5-89239-014-4
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Питер, 2000. – С. 177 –225.
  12. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 г. – С.136–164.
  13. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – С. 11–152.
 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ  

    Приложение 1

    Бланк для ответов к Методике Айзенка

    Фамилия, имя, отчество .......................................……………. Дата .......……

    Возраст..........……. Образование ............................................…………………

    Ответный  лист

Номер Ответы Номер Ответы Номер Ответы
п/п да нет п/п да нет п/п да нет
1     20     39    
2     21     40    
3     22     41    
4     23     42    
5     24     43    
6     25     44    
7     26     45    
8     27     46    
9     28     47    
10     29     48    
11     30     49    
12     31     50    
13     32     51    
14     33     52    
15     34     53    
16     35     54    
17     36     55    
18     37     56    
19     38     57    
å: Э = Н = Л =

Информация о работе Экстраверты и интроверты