Экологическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:35, реферат

Описание

Сущность экологического сознания, анализ специфики и направленности данного понятия. Признаки экологического сознания по В.А. Скребец, его описательная характеристика и основные пути формирования в современном обществе. Взаимосвязь человека и природы.

Работа состоит из  1 файл

Экологическая психология.docx

— 30.21 Кб (Скачать документ)

Экологическая психология

Сущность экологического сознания, анализ специфики и направленности данного понятия. Признаки экологического сознания по В.А. Скребец, его описательная характеристика и основные пути формирования в современном обществе. Взаимосвязь  человека и природы.

1. Специфика и направленность  понятия – экологическое сознание

В современной психологии под сознанием  понимается высшая, интегрирующая форма  психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности. Как  в процессе отражения, так и в  процессе конструктивно-творческого  преобразования участвуют все психические  процессы человека (восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая, в свою очередь, находит  выражение в деятельности, в поведении. Все эти процессы сопровождаются многообразными отношениями человека (эмоциональными, волевыми и др.), которые  обеспечивают сознанию его субъективность и пристрастность.

Экологическое сознание – это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную  со своеобразием отражения мира природы  и конструктивно-творческим его  преобразованием. Необходимо отметить, что проблема экологического сознания начала ставиться относительно недавно, а предметом экологической психологии стала буквально в последнее  десятилетие.

Так, например, В.А. Скребец, характеризуя экологическое сознание в целом, отмечает, что это высший уровень  психического отражения природной  и искусственной среды, своего внутреннего  мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного  отражения. Автор отмечает, что экологическое  сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных  и мысленных образов, непосредственно  отражаемых в аналитически создаваемых  категориях и явлениях, непосредственно  фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает  экологическую практику.

Таким образом, преодолеваются первоначальные попытки сведения экологического сознания только лишь к знаниям. Автор выявил структурно-временной аспект взаимосвязи  мышления и эмоций как единиц экологического сознания. При этом что особенно важно подчеркнуть, он обращает внимание на предвосхищающе-прогностическую  функцию экологического сознания.

2. Признаки экологического  сознания В.А. Скребец.

Опираясь на такого рода представления, В.А. Скребец предпринимает попытку  выделить структурные компоненты экологического сознания и описать основные его  свойства или признаки. В качестве структурных компонентов экологического сознания исследователь выделяет прежде всего центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; использование принятых нормативов экологического взаимодействия с природой, характерных для данного общества, конкретного поколения; сочетание  чувственных и рациональных аспектов того культурно-исторического опыта, который усвоен определенной категорией людей и конкретным индивидом. Этот опыт опосредован разрешениями и  запретами, знаково-символическими функциями  взаимодействия с миром, принятыми  в данной социальной группе.

К основным свойствам или признакам  экологического сознания автор относит  следующие:

- социальный характер экологического  сознания, что обусловлено принятыми  в данном обществе нормами,  ценностями, сформировавшимися традициями;

- опосредованность символами, знаками,  в том числе вербальными средствами  восприятия человеком мира природы;

- саморефлексивность;

- внутренний диалогизм и др.

Особое внимание автор уделяет  проблеме направленности и уровням  саморефлексии экологического сознания, которое с этих позиций может  быть имплицитным и эксплицитным. Имплицитность экологического сознания определяется скрытностью смысла, неясностью того экологического содержания, которое  может быть выявлено лишь опосредованно  через свои связи с другими  объектами или процессами. Эксплицитность экологического сознания предполагает явный, четкий развернутый вид суждений и понятных внешнему наблюдателю  экологических поступков и действий.

Необходимо отметить, что такой  подход вызывает определенный интерес  и заслуживает внимания, но не вскрывает  в полной мере психолого-педагогическое содержание экологического сознания.

В стихотворении выдающегося русского поэта Ф.И. Тютчева, что расположено  в эпиграфе реферата, ценностно-смысловая  сторона природы выражена в поэтической  форме, предваряя то, что в последующем  получило название биоцентрического или  экоцентрического экологического сознания в противовес традиционному антропоцентрическому подходу.

3. Противоположность типов экологического сознания по С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина

Наиболее плодотворный подход, характеризует  не просто структуру экологического сознания, а структуру типов такого рода сознания. Это дает возможность  дифференцированно описать экологическое сознание с учетом ценностей, которые выражают его элементы. Достаточно четко эта проблема решается в концепции уже цитированных нами ранее С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина.

Авторы, выделяя противоположные  типы экологического сознания (антропоцентрическое  и экоцентрическое), как бы ставят вопросы: что представляет из себя высшую ценность в существующем мире; существует ли иерархическая картина мира; какова цель взаимодействия человека с природой и др. В результате выделяется восемь признаков антропоцентрического и  восемь – экоцентрического экологического сознания, которые в своем единстве описывают структуру указанных  типов экологического сознания.

Структура антропоцентрического и  экоцентрического экологического сознания.

Для удобства восприятия эти признаки сведены в единую таблицу.

Антропоцентрическое экологическое сознание

Экоцентрическое экологическое сознание

 

1. Высшую ценность представляет  человек

1. Высшую ценность представляет  гармоническое развитие человека  и природы

 

2. Иерархическая картина  мира

2. Отказ от иерархической  картины мира

 

3. Целью взаимодействия  с природой является удовлетворение  тех или иных прагматических  потребностей

3. Целью взаимодействия  с природой является оптимальное  удовлетворение как потребностей  человека, так и потребностей  всего природного сообщества

 

4. «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку

4. «Экологический императив»: правильно только то, что не  нарушает существующее в природе  экологическое равновесие

 

5. Природа воспринимается  как объект человеческой деятельности

5. Природа воспринимается  как равноправный субъект по  взаимодействию с человеком

 

6. Этические нормы и  правила не распространяются  на взаимодействие с миром  природы

6. Этические нормы и  правила равным образом распространяются  как на взаимодействие людей,  так и на взаимодействие с  природой

 

7. Развитие природы мыслится  как процесс, который должен  быть подчинен целям и задачам  человека

7. Развитие природы мыслится  как процесс взаимовыгодного  единства

 

8. Деятельность по охране  природы продиктована дальним  прагматизмом: необходимостью сохранить  природную среду, чтобы ею могли  пользоваться будущие поколения

8. Деятельность по охране  природы продиктована необходимостью  сохранить природу ради нее  самой и ради людей

 
     

4. Описательная характеристика  типов экологического сознания

Антропоцентрическое экологическое  сознание – это особая форма отражения  природных объектов и явлений  действительности, их взаимосвязей, обусловливающая  целеполагающую и преобразующую  деятельность человека, для которой  характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью  является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих  потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические  нормы и правила.

Многими современными учеными, занимающихся проблемами социальной экологии, считают  некорректным употребление данного  термина «антропоцентрическое экологическое  сознание», так как данный тип  экологического сознания, по своей  сути, является антиэкологическим.

Экоцентрическое экологическое сознание – это особая форма отражения  природных объектов и явлений  действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и  преобразующую деятельность человека, для которого характерно наделение  природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней  строятся на принципах равноправия  в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения  на мир природы этических норм и правил.

5. Экспериментальные исследования

Современная экологическая психология не ограничивается только лишь теоретическим  описанием выделенных типов экологического сознания. В последние годы значительно  активизируются экспериментальные  исследования различных сторон экологического сознания. Так, Т.В. Иванова изучала  экологические ценности в общественном сознании и выявила любопытный факт: эксцентрическая направленность сознания более характерна для молодых  людей – 17-19-летних, для которых  природа обладает самостоятельной  ценностью независимо от ее возможного использования. Восприятие же природы  взрослыми в известной степени  рационализируется. Окружающая среда  рассматривается ими прежде всего  как национальное богатство, условие  обеспечения экономического развития общества. Более того, отмечается, что  в процессе подготовки специалистов разного профиля образ профессии  и характер будущей деятельности актуализируют мотивацию, для которой  природа приобретает все в  большей мере прагматический объективный  характер.

К аналогичным результатам пришла И.В. Кряж, которая провела психосемантическое исследование обыденных экологических  представлений в структуре сознания. Ею были выявлены два разных полюса отношения к природе. С одной  стороны, «равнодушие – экологическая  безграмотность – безответственность – жестокость – эгоизм», с другой – «альтруизм – стремление к  внутренней гармонии – переоценка жизненных ценностей – ответственность  – поиск духовной основы – экологическая  озабоченность – любовь к природе  – потребность в общении с  ней».

В целом И.В. Кряж отмечает, что, к  сожалению, в обыденном сознании людей преобладают антропоцентрические  экологические представления, а  возможности удовлетворения потребности  в непосредственном общении с  природой связываются преимущественно  с экспансивно-присваивающими формами  поведения. Полученные Т.В. Ивановой и  И.В. Кряж данные, а также целый  ряд других исследований свидетельствуют  о том, что как на уровне общественного, так и индивидуального сознания преобладают антропоцентристские  установки. Это связанно с тем (и  это особенно характерно для нашей  страны), что новая экологическая  этика, экологическая психология и  экологическая педагогика только начинают пробивать себе дорогу. Существующая до сих пор система экологического воспитания и образования подрастающего  поколения, несмотря на декларирование высоких гуманных ценностей, тем  не менее в основе своей строилась  на антропоцентристской парадигме. Поэтому в настоящее время  особенно остро стоит проблема построения принципиально иной системы образования  подрастающего поколения, которая  в полной мере учитывала бы достижения современной экологической философии, экологической этики, экологической  психологии и педагогики.

Примеры такого рода уже имеются  в отечественной психолого-педагогической науке. Так, А.Г. Козлова в своей  работе акцентирует внимание на формировании у учащихся планетарного сознания. В практике лицея эколого-информационных технологий в г. Иркутске в качестве ноосферного образования ставится проблема формирования такого рода планетарного сознания, которое включает в себя развитие у учащихся научного, феноменологического, экологического, гуманистического и  глобального сознания. В частности, в качестве специфической цели и  особой стратегии построения учебно-воспитательного  процесса выделяется формирование у  школьников экологического сознания, предполагающего понимание органического  единства мира и невозможности совершения действий в одном элементе системы  без последствий для остальных.

Таким образом, в современном образовательном  процессе предпринимаются достаточно плодотворные, на наш взгляд, попытки  реализации в педагогическом процессе философских и психологических  достижений в сфере развития экологического сознания на рубеже XX и XXI столетий.

6. Актуальность экологической  психологии

Актуальность появления данного  направления экологической психологии обусловлена в первую очередь  тем, что решение экологических  проблем любого масштаба требует  перестройки господствующего ныне антропоцентрического типа экологического сознания людей на экоцентрический (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1995).

Как это ни парадоксально, но в современном  общественном сознании экологический  кризис мыслится как нечто внешнее  по отношению к человеку. Показательно, что в «стратегии сохранения природы» Международного союза охраны природы (1980 г.) проблема воспитания людей находится  на последнем, седьмом, месте.

Между тем действенность любых  мер, принимаемых по защите природы, в конечном итоге определяется поведением людей, которые взаимодействуют  с ней, их отношением к природе. Более  конструктивной представляется иная позиция, утверждающая, что экологический  кризис – это в значительной степени  философско-идеологический, и в первую очередь, мировоззренческий кризис (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1996 г.). Поэтому  решение экологических проблем  в глобальном масштабе невозможно без  изменения господствующего в  настоящее время типа экологического сознания.

Понятие «экологическое сознание»  тесно связано и достаточно часто  смешивается с такими понятиями, как «экологическая культура» и  «экологическое поведение» человека.

7. Понятие экологической  культуры по В.А. Левину

«Экологическая культура – это  способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая  культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая  культура человека включает его экологическое  сознание и экологическое поведение.

Информация о работе Экологическая психология