Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 14:22, курсовая работа
Цель исследования: выяснить, в какой степени студенты гендерно схематизированные и несхематизированные подвержены стереотипным представлениям о роле женщины и мужчины в семье. Так же мы посмотрим, какие стереотипы о распределении ролей в семье наиболее устойчивы, т. е. независимо от гендерной схематизированности будут присваиваться мужчине или женщине.
I. Введение … 3 стр. 
    II. Tеоретический обзор исследований гендера, гендерной идентичности, гендерных стереотипов в зарубежной психологии.  
Понятие гендера и пола в психологии … 7 стр. 
Гендерная идентичность … 10 стр. 
Гендерные стереотипы.  Ограничения, накладываемые разделением женских и мужских ролей в сфере семейных отношений … 13 стр.  
Социально-психологические характеристики юношей и девушек в период ранней взрослости … 21 стр. 
Выводы … 27 стр. 
    III. Эмпирическое исследование. 
Методика и процедура … 
Результаты и обсуждение …
Процентное соотношение типов личности во всей выборке:
Феменинный тип личности (2человек) – 5%
Маскулинный тип личности (1человек) – 2,5 %
Андрогинный тип личности (37 человека) – 92,5%
Результаты оказались неожиданными, конечно, мы предполагали, что андрогинный тип будет преобладать, но такого доминирования не ожидали.
В общей сумме среди парней и девушек всего 3 студента гендерно-схематизированные.
Так же стоит обратить внимания на то, что у девушек под номерами 9, 11, 17 показатель индекса гендерной идентичности склоняется в маскулинную сторону. А у парней под номерами 22, 25, 27, 31, 38 индекс склоняется в фимининную сторону. Данные результаты не в полной мере соответствуют результатам полученным в опроснике «Кто Я?». Даже те испытуемые, которые указали наибольшее количество гендерных характеристик, по результатам опросника С. Бэм оказались андрогинами.
Испытуемые под номерами 2, 10, 16 девушки и 21, 28, 30, 33, 34, 35 парни оказались андрогинами хоть и имеют высокие показатели по первому тесту. Лишь одна испытуемая под номером 1 оказалась гендерно-схематизированной по результатам двух опросников.
Полученные результаты не позволяют нам проверить гипотезу о том, что маскулинные и фемининные испытуемые будут в большей степени оценивать предложенные гендерные стереотипы в мужскую или женскую сторону, чем испытуемые с выраженной андрогинностью. Так как в выборке всего 3 гендерно-схематизированных испытуемых, в дальнейшем анализе мы не будет учитывать результаты этих испытуемых.
    Перейдем 
к результатам опросника «Пословицы».  
Таблица № 3.
| № | Пол | Ф.И.О. | сумма баллов | 
| 1 | Ж | А.Н. | - | 
| 2 | Ж | Б.И. | 32 | 
| 3 | Ж | Б.А. | 35 | 
| 4 | Ж | П.С. | 20 | 
| 5 | Ж | С.В. | 29 | 
| 6 | Ж | У.М. | 38 | 
| 7 | Ж | Ф.А. | 41 | 
| 8 | Ж | С. Н | 25 | 
| 9 | Ж | Б. Ю. | 15 | 
| 10 | Ж | С. Е. | 18 | 
| 11 | Ж | Д. Д. | 10 | 
| 12 | Ж | С. К. | 27 | 
| 13 | Ж | Ф. Н. | 36 | 
| 14 | Ж | З. А. | 19 | 
| 15 | Ж | Ш. А. | 34 | 
| 16 | Ж | Ж. Д. | - | 
| 17 | Ж | М. В. | 27 | 
| 18 | Ж | Б. А. | 29 | 
| 19 | Ж | Б. Н. | 32 | 
| 20 | Ж | К. Ю. | 33 | 
| 21 | М | А. Р. | 21 | 
| 22 | М | С. Г | 30 | 
| 23 | М | С. А. | 33 | 
| 24 | М | В. Д. | 32 | 
| 25 | М | Л. И. | 27 | 
| 26 | М | Н. А. | 26 | 
| 27 | М | З. В. | 16 | 
| 28 | М | Р. И. | 30 | 
| 29 | М | Д. Н. | 41 | 
| 30 | М | К. С. | 38 | 
| 31 | М | А. В. | 35 | 
| 32 | М | Н. С. | 23 | 
| 33 | М | Г. Г. | 29 | 
| 34 | М | Б.И. | 32 | 
| 35 | М | Г.А. | 42 | 
| 36 | М | Д.В. | 16 | 
| 37 | М | М.С. | 26 | 
| 38 | М | О.Г. | 28 | 
| 39 | М | У.М. | 34 | 
| 40 | М | Ц.А. | - | 
Максимальное количество баллов 50, минимальное 10. Мы подсчитали среднее для парней и девушек – 30 и 27 соответственно, среднее по всем испытуемым – 29. Мы видим, что разница между показателями не существенна. И парни и девушки в равной степени придерживаются традиционных установок о распределении ролей в семье.
Показатели средние, они не могут давать веских оснований говорить, о том, что наши испытуемые придерживаются традиционных гендерных стереотипов в семейной сфере.
    Результаты 
данной методики для более точной 
интерпретации следует 
    Результаты 
методики «Распределение ролей в семье».  
Таблица № 4.
| № | Пол | Ф.И.О. | Воспитение детей | Материальное обеспечение | Эмоциональный климат | Организация развлечений | Роль хозяина(ки) | Сексуальный партнер | Организация семейной субкультуры | 
| 1 | Ж | А.Н. | |||||||
| 2 | Ж | Б.И. | 3,7 | 1 | 2 | 3 | 2,7 | 2,3 | 2 | 
| 3 | Ж | Б.А. | 3,3 | 2,3 | 2 | 2,7 | 3 | 1 | 3 | 
| 4 | Ж | П.С. | 3 | 2,7 | 2,3 | 2 | 2,7 | 1,7 | 2,7 | 
| 5 | Ж | С.В. | 4 | 2 | 2 | 2,3 | 2 | 2,7 | 3 | 
| 6 | Ж | У.М. | 3,3 | 2,7 | 1,7 | 2 | 3,3 | 2,3 | 3 | 
| 7 | Ж | Ф.А. | 4 | 3 | 3 | 2,7 | 3 | 3 | 1,7 | 
| 8 | Ж | С. Н | 3 | 3,3 | 2 | 1 | 2 | 3,7 | 3,3 | 
| 9 | Ж | Б. Ю. | 3,7 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3,7 | 
| 10 | Ж | С. Е. | 3 | 2,7 | 3 | 2,3 | 2,3 | 2,7 | 2,7 | 
| 11 | Ж | Д. Д. | 3 | 3 | 2,7 | 2 | 2 | 2,3 | 3 | 
| 12 | Ж | С. К. | 3,7 | 2,3 | 3 | 3 | 3,7 | 3 | 2,3 | 
| 13 | Ж | Ф. Н. | 3 | 2 | 2,7 | 2,7 | 3,3 | 4 | 2 | 
| 14 | Ж | З. А. | 4 | 1,7 | 2,3 | 3 | 3 | 2 | 1,7 | 
| 15 | Ж | Ш. А. | 3,3 | 1,3 | 3 | 2,3 | 3 | 2,7 | 1,3 | 
| 16 | Ж | Ж. Д. | |||||||
| 17 | Ж | М. В. | 3,7 | 2 | 2,3 | 3,3 | 1 | 4 | 2 | 
| 18 | Ж | Б. А. | 3 | 1,7 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 
| 19 | Ж | Б. Н. | 3,3 | 2 | 1,7 | 2,7 | 3,3 | 2,3 | 2 | 
| 20 | Ж | К. Ю. | 3,7 | 1,7 | 2 | 2,3 | 3 | 2,3 | 2,7 | 
| 21 | М | А. Р. | 4 | 2,3 | 2,7 | 3 | 2 | 3 | 2,3 | 
| 22 | М | С. Г | 3 | 2 | 3 | 2,7 | 3,3 | 3,3 | 4 | 
| 23 | М | С. А. | 4 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 
| 24 | М | В. Д. | 3 | 2,3 | 3 | 2,3 | 2,7 | 2,7 | 3,3 | 
| 25 | М | Л. И. | 3,3 | 2,3 | 2,7 | 1,7 | 2,3 | 3 | 2,3 | 
| 26 | М | Н. А. | 2,7 | 2 | 1,7 | 3 | 2 | 3 | 2,7 | 
| 27 | М | З. В. | 3 | 2 | 2,7 | 3 | 3 | 3 | 3 | 
| 28 | М | Р. И. | 3,7 | 1 | 3 | 2 | 2,3 | 3,7 | 2 | 
| 29 | М | Д. Н. | 3 | 3 | 2,7 | 3 | 2,7 | 3 | 3,3 | 
| 30 | М | К. С. | 3,7 | 1,7 | 3 | 2,3 | 4 | 4 | 2,7 | 
| 31 | М | А. В. | 3,3 | 1 | 2,3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 
| 32 | М | Н. С. | 3 | 2 | 2,7 | 3,3 | 2,3 | 2 | 2 | 
| 33 | М | Г. Г. | 4 | 1,7 | 3 | 2 | 3,7 | 3,3 | 3 | 
| 34 | М | Б.И. | 3 | 2 | 2,7 | 1,7 | 3 | 2 | 3,3 | 
| 35 | М | Г.А. | 2,3 | 1 | 1,7 | 2 | 2,7 | 4 | 2 | 
| 36 | М | Д.В. | 3 | 2 | 2,3 | 3 | 1,7 | 2,7 | 3 | 
| 37 | М | М.С. | 3,7 | 2,7 | 2 | 2 | 3 | 4 | 2,7 | 
| 38 | М | О.Г. | 4 | 1,7 | 3 | 2,7 | 3 | 2,3 | 2,7 | 
| 39 | М | У.М. | 3,3 | 2 | 2 | 2,3 | 2,7 | 2 | 2 | 
| 40 | М | Ц.А. | |||||||
| Среднее | 3,3 | 1,9 | 2,5 | 2,4 | 2,7 | 2,8 | 2,6 | ||
| Среднее для девушек | 3,4 | 2,2 | 2,4 | 2,4 | 2,7 | 2,7 | 2,5 | ||
| Среднее для парней | 3,3 | 1,9 | 2,6 | 2,5 | 2,7 | 2,9 | 2,7 | ||
Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в семье реализуется женой, чем ниже – реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.
Стоит обратить внимание на среднее значение сферы воспитания детей и материального обеспечения. Воспитание детей и девушки и парни приписывают в большей степени роле жены, а материальное обеспечение семьи кладется на плечи мужа.
Остальные сферы примерно в равной степени распределяются между ролями жены и мужа. Хотя парни склонны в большей степени приписывать семейные обязанности роли жены, что соответствует традиционному представлению о семье.
По результатам данного опроса мы видим, что, несмотря на использование не жестких гендерных схем в большей части семейных ролей, были выделены две сферы, которые довольно четко разделяются нашими испытуемыми между мужем и женой.
Студенты считают, что воспитанием детей должна заниматься жена, а мужчина должен материально обеспечивать семью. Скорее всего, полученные данные свидетельствуют о том, что именно эти гендерные стереотипы в семейной сфере наиболее устойчивы в обществе.
Изначально мы предполагали, что андрогинные испытуемые будут придерживаться менее жестких гендерных схем, что не зависимо от сферы семейных отношений они будут в равной степени разделять обязанности между мужем и женой. Но мы видим, что ошибались, гипотеза номер 2 в ходе нашего исследования также опровергнута.
Сочетание в андрогинной личности и женских и мужских качеств может и способствует адаптации, умению приспособить свое поведение к требованиям актуальной ситуации, но стереотипное мышление относительно устройства семьи остается в рамках традиционного распределения ролей мужа и жены.
    К 
сожалению, мы не можем сопоставить 
наши результаты с выборкой маскулинных 
и фемининных испытуемых. Поэтому 
мы не можем говорить, о различиях 
стереотипного мышления гендерно-схематизированных 
и несхематизированных, нам остается 
лишь констатировать полученные результаты.  
 
 
Заключение.
    В 
настоящее время гендерные 
В основном разработана отечественными психологами психология половых и гендерных различий, менее изученными являются психология женщины, а психология гендерных отношений только делает первые шаги. Наиболее перспективными в гендерной психологии являются гендерно-ролевая и статусная теории.
    Гендерная 
идентичность занимает ведущее место 
в структуре Я-концепции 
Гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым мы с большей вероятностью замечаем и запоминаем примеры, подтверждающие наши устойчивые убеждения относительно гендеров.
Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин.
В соответствии с сформировавшимися у студентов стереотипами о ролевых предназначениях мужчин и женщин предполагается, что для женщин главными социальными ролями являются семейные роли, а для мужчин – профессиональные.
Консервативность и традиционность взглядов на распределение социальных ролей значительно сужают рамки самореализации личности.
Гендерные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укоренённость в сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. Таким образом, необходимо проведение работы по гендерному просвещению с целью расширения сознания каждого члена общества, предоставления личности больших возможностей самоактуализации, права выбора своего стиля жизни, творческого подхода к собственной жизни.
    Различие 
в поведении и воспитании мужчин 
и женщин определяется не столько 
их биологическими особенностями, сколько 
социально-культурными 
    Современному 
студенческому обществу необходима 
подготовка к нетрадиционному 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература: