IQ, когнитивный стиль и креативность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:54, реферат

Описание

В последнее время психология приобретает все большее значение в жизни каждого отдельно взятого человека и общества в целом. Она беспрестанно продолжает проникать в новые сферы человеческой деятельности, расширяя багаж своих возможностей, сведений и методов, тем самым, становясь на один уровень с такими серьезными науками, как физика, математика и т. д.
Мы думаем, что ни для кого не будет неожиданностью, если скажем, что без знания основных принципов психологии ни один молодой учитель не сможет адаптироваться в школьной обстановке, не истратив кучу времени и сил на то, чтобы узнать, как можно оптимально использовать и развить возможности каждого ребенка и как с ними (учениками) вообще можно сладить.

Содержание

Введение 2
Коэффициент интеллекта (IQ) 2
Разнообразные концепции интеллектуальных способностей 5
Изменения в IQ 5
Данные IQ-тестов и педагогика 6
Групповые различия 6
Правильное и неправильное использование IQ-тестов 6
Типы интеллектуальных способностей 6
Навыки I и II уровней 7
Кинетический и потенциальный интеллект 7
Подвижный и кристаллизованный интеллект 8
Гарднер и Штернберг: системы теоретизирования 8
Разнообразные интеллекты Гарднера 8
Триумвират Штернберга 9
Когнитивный стиль 10
Психологическая дифференциация 12
Учебные стили учеников 13
Креативность 15
Измерение креативности 16

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

       Дивергентное  воспроизведение  – требуется для решения проблем, которые могут иметь много разных и равно приемлемых решений (Что мы еще можем сделать с шариковой ручкой, кроме как писать что-то? Как мы можем сделать историю древнего мира значимой для современных студентов?)

       Гилфорд заявил, что креативность вовлекает  дивергентное мышление, представленное беглостью, гибкостью и оригинальностью мыслительных процессов. Люди с хорошо развитыми способностями к формированию и восприятию идей вырабатывают гораздо больше способов решения проблемы за короткое время. Они обладают высокой гибкостью и могут легко переключаться с одного подхода к решению проблемы на другой, новый, если проблема и ее условия новы и требуют соответствующего к себе подхода. Оригинальные люди могут создавать новые и универсальные предположения и идеи (беглость), «ломать границы» для атаки проблемы с новой позиции (гибкость) и вырабатывать новые и подлинно уникальные идеи (оригинальность).

Измерение креативности

 

       Торренс (Torrance)разработал множество тестов для измерения дивергентного  мышления. В них входят задания для создания новых способов использования коробок или кирпичей, или для предложений, как можно улучшить чучело животного, чтобы с ним было легче играть. Реакции и ответы на эти задания были основным критерием измерения беглости, гибкости и оригинальности.

       Эти тесты имеют низкую корреляцию, но большое значение по отношению к IQ – тестам. Исследования Торренса показывают, что дети с низким  IQ не показывали хороших результатов  в тестах на дивергентное воспроизведение. Люди, набиравшие наибольшее количество баллов в тестах на дивергентное мышление, имели обычно средний уровень интеллекта, однако высший IQ не дает гарантии того, что способности к дивергентному воспроизведению будут очень хорошими.

       Гетзелс и Джэксон (Getzels and Jackson, 1962) были у  самых истоков изучения отношений между дивергентным мышлением, интеллектом и креативным действием. В группе, организованной в основном из самых выдающихся студентов, они обнаружили поразительные различия между учащимися с высочайшими уровнями интеллекта и с низкими уровнями дивергентного мышления и студентами с выдающимися показателями дивергентного мышления, но с низким показателями  IQ.

       Ниже  даны примеры рассказов о человеке, изображенном на фотокарточках летящим  в самолете.

       Студент с низким уровнем дивергентного мышления: “Мистер Смит возвращается домой после деловой поездки. Он счастлив и думает о своей замечательной семье и о том, как он будет рад увидеть их снова. Он представляет, как через час самолет приземлится, и миссис Смит и трое его детей встретят его дома”.

       Студент с высоким уровнем дивергентного  мышления: “ Этот мужчина возвращается из Рено, где он выиграл бракоразводный процесс у своей жены. Он больше не мог выносить жизни с ней, из-за того, что она каждую ночь мазалась жирным кремом для лица, и ее голова постоянно соскальзывала с подушки.

       Гетзелс подчеркивал, люди с высоким уровнем  развития дивергентного мышления могут  освободиться от влияния внешних  стимулов, другие – нет. 

       Для студентов с низким уровнем дивергентного  мышления проблема состояла в том, чтобы составить рассказ по картинке. Если на картинке изображен аэроплан, они будут рассказывать о путешествиях… Для студентов с высоким уровнем развития дивергентного мышления, проблема состояла в том, чтобы рассказать о том, что пришло им в голову. На картинке может быть изображен мужчина в самолете, но в истории речь может пойти о разводе.

       Подобные  различия привели Гетзелса к восприятию креативности скорее  не как способности решать проблемы, а как способность находить новые. 

       Этим  мы бы хотели закончить наше сообщение. В заключение, скажем, что знание учителей об уровне интеллектуального развития и умение применять и использовать это знание в продуктивном направлении – это одно из основных требований целостного развития ребенка, пришедшего в школу. Учитель, желающий стать действительно профессионалом своего дела не должен забывать о том, что психология не стоит на месте, ее осведомленность в вопросах детского развития действительно велика, поэтому хороший учитель – это, прежде всего хороший психолог не только на обывательском уровне, но и психолог-ученый.  
 
 

Информация о работе IQ, когнитивный стиль и креативность