Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:12, практическая работа
В повседневных разговорах мы нередко употребляем слово «стресс», но каждый человек вкладывает в этот термин свое содержание. Это касается как причин наших проблем, так и проявлений наших стрессов, тревог и переживаний. Стресс, к сожалению, стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы порой даже не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма, психические расстройства и т.п. Порой мы так к нему привыкаем, что не ощущаем его воздействия. Мы привыкаем к своему сумрачному лицу, плотно сжатым зубам, голове, уходящей в плечи, напряженным, иногда до боли, мышцам. Мы считаем, что проблема психологической стрессоустойчивости подростков в нашем современном обществе – очень актуальна. Каждый человек в своей жизни испытывает множество стрессов, а подросток особенно, потому что сам по себе подростковый возраст является критическим периодом. Цель работы заключается в исследовании влияния индивидуальных психологических особенностей подростков на формирование и развитие стрессовой устойчивости.
Введение…………………………………………………………………..1
1.Теоретические аспекты проблемы психологической устойчивости личности…………………………………………………………………..2
1.1. Понятие о стрессе…………………………………………………..2
1.2. Классификация стресса……………………………………………3
1.2.1. Стадии стресса по Г. Селье……………………………………...3
1.3. Особенности проявления стресса…………………………………4
1.4. Регуляция психических состояний………………………………..5
2. Практические аспекты проблемы  психологической устойчивости личности.………………………………………………………………..7
2.1. Характеристика объекта и методов исследования……………….7
2.1.1. Характеристика  объекта исследования………………………….7
2.1.2. Характеристика  методов исследования…………………………8
2.2. Результаты  исследования и их обсуждение……………………….10
  2.2.1. Исследование уровня стрессочувствительности
 подростков  ……………………………………………………………...10
  2.2.2. Исследование типа акцентуации характера ………………......11
  2.2.3. Определение темперамента по  методике Г. Айзенка «Определение типа темперамента»……………………………………12
   2.2.4. Изучение  уровня самооценки по личностному опроснику «Экспресс-диагностика уровня самооценки»…………………………12
Выводы…………………………………………………………………...13
Список  литературы………………………………………………………16
Приложения
Как видно 
из результатов, представленных в таблице 
8, среди учащихся в группе №1 преобладает  
адекватный уровень самооценки своих 
сил, возможностей и своих внешних, умственных 
данных. В группе №2 преобладает низкая 
самооценка, которая характеризуется 
низкой оценкой своих сил и умственных, 
внешних данных. Индивидуальные результаты 
см. в «Приложении»,  табл. 4(а), 4(б). 
Выводы
По результатам исследований можно сделать следующие выводы:
1.В группе №1 (стрессоустойчивые) преобладает следующие индивидуально-психологические особенности: среди акцентуаций характера преобладает гипертимический тип характера. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
   
Выявлен средний (адекватный) уровень 
самооценки, который характеризуется 
адекватным восприятием своих сил, талантов 
и возможностей, своего внешнего вида 
и умственных способностей.      
Преобладающий тип темперамента - флегматик, 
который характеризуется спокойствием,  
невысокой эмоциональностью, уравновешенностью, 
целеустремленностью, терпением. Его не 
просто рассмешить и опечалить. Когда 
вокруг все громко смеются, он может оставаться 
невозмутимым, при неприятностях остается 
спокойным. Обычно у него бедная мимика, 
движения не выразительны и замедленны, 
так же как речь. Он не находчив, с трудом 
переключает внимание и приспосабливается 
к новой обстановке, медленно перестраивает 
навыки и привычки. Флегматик очень способный 
работник в привычной ему обстановке, 
склонен к монотонной, однообразной деятельности. 
Он не любит разнообразие, в новой среде 
адаптируется очень медленно. В контакт 
с людьми входит постепенно, хотя как друг 
очень предан и надежен.   
2. В группе №2 (нестрессоустойчивые) 
преобладают следующие индивидуально-психологические 
особенности: среди акцентуаций характера 
преобладает тревожно-боязливый тип. Людям 
данного типа свойственны низкая контактность, 
минорное настроение, робость, пугливость, 
неуверенность в себе. Дети тревожного 
типа часто боятся темноты, животных, страшатся 
оставаться одни. Они сторонятся шумных 
и бойких сверстников, не любят чрезмерно 
шумных игр, испытывают чувство робости 
и застенчивости, тяжело переживают контрольные, 
экзамены, проверки. Часто стесняются 
отвечать перед классом. Охотно подчиняются 
опеке старших, нотации взрослых могут 
вызвать у них угрызения совести, чувство 
вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется 
чувство долга, ответственности, высокие 
моральные и этические требования. Чувство 
собственной неполноценности стараются 
замаскировать в самоутверждении через 
те виды деятельности, где они могут в 
большей мере раскрыть свои способности. 
Свойственные им с детства обидчивость, 
чувствительность, застенчивость мешают 
сблизиться с теми, с кем хочется, особо 
слабым звеном является реакция на отношение 
к ним окружающих. Непереносимость насмешек, 
подозрения сопровождаются неумением 
постоять за себя, отстоять правду при 
несправедливых обвинениях. Редко вступают 
в конфликты с окружающими, играя в них 
в основном пассивную роль, в конфликтных 
ситуациях они ищут поддержки и опоры. 
Они обладают дружелюбием, самокритичностью, 
исполнительностью. Вследствие своей 
беззащитности нередко служат козлами 
отпущения, мишенями для шуток.                       
Преобладающий темперамент – меланхолик, 
который характеризуется очень высокая чувствительностью, 
очень глубоким внутренним миром. Они 
легко ранимы, даже незначительные причины 
могут вызвать у них слезы, чрезмерно обидчивы. 
Мимика и движения его не выразительны, 
голос тихий. Меланхолики очень много 
времени посвящают самоанализу, а высокая 
чувствительность позволяет им хорошо 
понимать детали поведения людей, они 
способны сопереживать и  чувствовать 
их.  Меланхолики – творческие  натуры, 
люди искусства.  Они являются очень 
хорошими  преданными и верными друзьями.                     
       
 
 
 
 
Наша гипотеза подтвердилась. Действительно индивидуально-психологические особенности личности влияют на стрессоустойчивость подростков. Это показывают результаты исследований. Группа №1 более стрессойустойчива благодаря их индивидуальным психологическим особенностям: адекватной самооценки своих возможностей, спокойному, флегматичному отношению к жизни, и живому гипертивному типу характера. Группа №2 нестрессоустойчива из-за индивидуальных психологических качеств: у них тревожно-боязливый тип характера и меланхоличный тип темперамента, который характеризуется сильной чувствительностью, а также заниженная самооценка, не позволяющая им в полной мере оценить свои умственные и внешние данные.
      
Актуальным моментом научной 
работы является её 
 
 
 
 
Список 
литературы: