Характеристика личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:10, контрольная работа

Описание

Категория личности – одно из наиболее сложных и «ускользающих» понятий, используемых в психологии. Начиная с 40-х годов, оно рассматривается как одно из важнейших. Однако до сих пор на вопрос «Что такое личность?» психология однозначного ответа не дала. Анализируя существующую литературу, можно выделить следующие трактовки этой категории.

Работа состоит из  1 файл

личность.doc

— 53.50 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выполнения данной контрольной работы заключается  в том, что до настоящего времени  не выявлено точное и однозначное  определение понятия «личность». Тем не менее, это понятие является основополагающим в психологии.

Цель выполнения контрольной работы: изучить понятие «личность». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: исследовать существующие определения личности; проанализировать различия между субъектом и личностью.

С. С. Миронов систематизирует  определения понятия «личность». В своей работе он на ряду с современными приводит и довольно старые определения, которые помогают лучше понять природу личности /5. с.107-111/.

Дж. Капрара и Д. Сервон дают всесторонний обзор современной теории и практики в области психологии личности. Уделяется равное внимание всем важным характеристикам личностного функционирования /1. с.94-120/.

Поставленные цель и  задачи определили структуру данной контрольной работы: введение, две  главы, заключение и список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Определение личности

Категория личности –  одно из наиболее сложных и «ускользающих» понятий, используемых в психологии. Начиная с 40-х годов, оно рассматривается  как одно из важнейших. Однако до сих  пор на вопрос «Что такое личность?»  психология однозначного ответа не дала. Анализируя существующую литературу, можно выделить следующие трактовки этой категории.

Личность – это индивид. Очень  часто личность отождествляют с  особью, членом общества, отдельным  человеком. Такой взгляд характерен для начального этапа развития психологии, когда исследователи не разделяли понятия человек, индивид, личность.

Личность – это индивидуальность, персона. Продолжение развития психологии привело к тому, что под личностью  стали подразумевать индивидуальность человека. Для этого взгляда характерно признание каждого человека личностью с самого рождения. Дальнейшее развитие подобной трактовки категории личности привело к принижению или даже к полному отрицанию роли социального окружения человека и значимости процесса воспитания человека в социуме.

Личность – это духовно и (или) физически сильный человек, возвышающийся над толпой, выделяющийся из более слабого окружения. Данная трактовка пришла из философской  литературы. Можно сказать, что это  взгляд революционно настроенных слоев общества и тоталитарных режимов.

Личность – это идеал, к которому человек стремится в своей  жизни. Такая трактовка пришла из христианской религии. С этой точки  зрения личность человека является неким  идеалом, желанной целью развития, объектом стремления и вовсе не выступает естественным достоянием каждого, данным природой с рождения /5. с.108/.

Личность – это субъект, то есть активный, энергичный человек, способный  на самостоятельные поступки, иногда весьма нестандартные. Данная точка  зрения представляется наиболее верной.

В жизни личностью обычно называют человека, который отличается от многих других людей своими поступками. Такой  человек обычно может принимать  вполне разумные, самостоятельные решения, преодолевать трудности. Такой человек  психологически не похож на других людей и обладает ярко выраженной индивидуальностью. По многим вопросам он имеет собственное мнение, свою собственную мораль и твердо придерживается их. В ситуациях, когда на него оказывается психологическое давление со стороны, побуждающее его отказаться от своих убеждений, он способен противостоять и вести себя независимо.

Обычно не называют ярко выраженной личность такого человека, у которого всего этого нет, кто не имеет  индивидуальности, кто во всем или  во многом похож на окружающих людей, кто поддается их влиянию и всегда старается быть как все. О таком человеке принято говорить он незаметный и безликий, то есть не имеет собственного лица (личности).

Единого определения личности в  науке не существует, потому что  личность представляет собой очень сложное психологическое образование. Поскольку без определений в психологии обойтись невозможно, в ней существуют и признаются верными множество различных определений личности.

Неотъемлемой частью личности является ее характер. Характер – это целостное образование личн6ости, определяющие особенности деятельности и поведения человека, характеризующееся устойчивым отражением к различным сторонам деятельности. В характере выражаются наиболее типичные особенности человека, знание которых в какой-то мере позволяет предвидеть его действия. Становление характера происходит в условиях включения личности в различные социальные группы (семья, дружеская компания и т.д.).

Характер обнаруживает зависимость  от физиологических особенностей человека, прежде всего от типа нервной системы. Характер – прижизненное приобретение личности, он объединяет в себе привычки человека и во многом является результатом самовоспитания. Характер не является простой совокупностью, случайным набором изолированных черт. Он представляет собой сложное психическое образование, состоящие из системы многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру. Закономерные взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность.

Структурность характера выражается и в определенной иерархичности его черт. Это значит, что среди черт характера одни являются основными, определяющими и ведущими, а другие – второстепенными, менее существенными.

Важное значение при оценке характера  имеет выявление его устойчивости или неустойчивости. У человека с устойчивым характером длительное время сохраняются присущие ему отношения, убеждения, привычки и другие особенности. При неустойчивом характере взгляды, убеждения отношения обычно меняются.

Важной характеристикой личности являются также ее способности – индивидуально-психологические особенности, которые определяют успешность выполнения деятельности, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Способный к чему-либо человек – тот, который хорошо умеет делать соответствующее дело, причем так, что это получает высокую оценку со стороны большинства окружающих людей.

У человека имеется множество различных  способностей, которые делятся на следующие основные группы: врожденные и приобретенные, общие и специальные, предметные и коммуникативные.

Врожденные – такие способности, для которых необходимы хорошие  врожденные задатки, а также способности, которые в основном формируются  и развиваются на основе таких задатков. К примеру, если человек с рождения имеет высокий рост и неплохие задатки к развитию координированных движений, то он сможет добиться большого успеха в развитии своих спортивных способностей. Приобретенными называют способности, формирование и развитие которых у человека в значительной мере зависит от его обучения и воспитания (например, организаторские способности).

Общими обычно называют способности, которые могут развиваться практически  у всех людей. Кроме того, к числу общих способностей относят такие, при наличии которых человек может справляться со многими видами деятельности (к примеру, двигательные способности). Специальными называют способности, которые обнаруживаются только у некоторых людей. При наличии таких способностей человек может успешно справляться только со специальными видами деятельности и не справляться с другими. Специальных способностей у людей довольно много, и они составляют большинство человеческих способностей. Это художественно-творческие, математические и т.д.

Предметными называют способности, которые проявляются в различных  видах деятельности, связанных с  неодушевленными предметами. Это  может быть деятельность человека с  реальными материальными предметами (изготовление, ремонт), работа со знаковыми системами и различными символами (язык, научные символы и др.). Коммуникативные – это способности, которые проявляются в умениях и навыках общения с разными людьми в различных жизненных ситуациях. К их числу относятся ораторские и организаторские способности.

Отдельную группу составляют высшие способности, то есть такие, которые  соответствуют наиболее сложным  видам деятельности. Высших способностей у человека довольно много. В качестве высших можно назвать музыкальный  слух, конструкторские способности, связанные с умением проектировать различные технические средства.

Не менее важной характеристикой  личности является ее воля. Воля – это  то, что представляет собой высший уровень регуляции поведения  человека. Волевое поведение называется произвольным, потому что человек может им управлять по своему желанию. Когда мы пользуемся понятием «воля», мы с его помощью характеризуем человека как личность. Существуют так называемые «волевые качества личности». К их числу относятся целеустремленность, упорство, ответственность и ряд других личностных свойств.

В настоящие время  существует много различных теорий личности. Некоторые из них особо  привлекли мое внимание.

1) Теория черт личности. Создание этой тории связывают  с именами психологов Г.Оллпорта  и Р.Кеттела. В теории черт личности основным понятием, с помощью которого описывается личность, является понятие черты личности. Под чертой личности понимается устойчивое свойство, которое приобретается человеком в процессе жизни на основе его опыта, наследственности и физиологических особенностей его организма. К чертам личности относятся к примеру, черты характера человека. Согласно этой теории, черты личности начинают складываться у человека довольно рано (еще в раннем детстве), и к 6-7 годам основные черты характера человека оказываются сформировавшимися. Далее система черт личности может изменяться и развиваться, обычно этот процесс продолжается в течение всей жизни /2. с.75/.

2) Теория социальных  ролей. Теория социальных ролей  исходит из того, что каждый  человек в жизни берет на себя и играет определенные, характерные для него социальные роли. Роли, которые данный человек чаще других берет на себя и в которые он вживается настолько, что они становятся типичными для него в различных жизненных ситуациях, начинают определять этого человека как личность. Данная теория утверждает, что эти роли и являются главной характеристикой личности /3. с.120/.

Существует несколько  разновидностей личностных психологических  теорий роли. Один из наиболее известных  вариантов такой теории был предложен американским психологом Э.Берном. Согласно его концепции, человек чаще всего берет на себя и играет следующие социальные роли: ребенка, родителя и взрослого человека /1. с.101/.

Роль ребенка проявляется  в том, что взрослый человек продолжает ощущать себя ребенком. В частности, это проявляется в том, что он ведет себя безответственно, предъявляет окружающим повышенные требования, касающиеся заботы о себе и т.д. При этом сам он не заботится об окружающихся людях и считает это вполне нормальным.

Если человек ведет  себя с окружающими так, как-будто  они безответственны и беспомощны, не вполне разумные и за ними нужен  постоянный уход – он чувствует  себя в роли родителя. Роль родителя психологически проявляется в том, человек самостоятельно (не учитывая мнения других людей) берет на себя ответственность за них, обращается с ними как с детьми и др.

Роль взрослого человека состоит в том, что человек  действительно ведет себя так, как  обычно ведут и должны вести себя взрослые люди. В этом случае люди в  этом случае люди уважают личную свободу и независимость каждого, доверяют друг другу и т.д.

Все три роли, по мнению Берна, сочетаются в поведении каждого  человека, и их индивидуальное сочетание  представляет индивидуальную структуру  личности человека /3. с.112/.   

 

Глава II. От субъекта к личности

Несмотря на понятийные и другие различия, почти все психологические  теории личности едины в одном: личностью  не рождаются, а становятся в процессе жизни. Это означает, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, в следствии научения, то есть они формируются и развиваются.

Замечено, что первые личностные свойства человека начинают формироваться довольно рано, в первой половине дошкольного возраста (то есть до 3-х лет). Младенчество и ранний возраст – наиболее важный период формирования личности. Личностные качества человека, которые возникают в это время, оказываются наиболее устойчивыми и мало меняются в течение жизни человека. Основное влияние на формирование личности в начальный период ее становления оказывают люди, которые окружают ребенка с детства (родители и другие члены семьи, сверстники).

Считается, что формирование человека как личности в основном завершается к концу подросткового  периода, то есть к 14-15 годам. Это означает, что к данному возрасту у человека уже появляются практически все личностные свойства. Это означает и то, что к этому возрасту человек становится более или менее устойчивой личностью, происходящие в нем дальнейшие изменения мало затрагивают основу личности, сформировавшиеся в детские годы /4. с.65/.

Изменения, которые могут  происходить с личностью после 15-16 лет, связаны с особенностями  его индивидуального опыта и  образа жизни. В жизни человека могут  происходить такие события, которые  существенно изменят его образ жизни и сильно воздействуют на него как на личность.

К примеру, серьезные  изменения личности возможны при  изменение социального статуса  человека. С каждым положением в  обществе связаны определенные требования, предъявляемые к человеку. Под  влиянием этих требований человек вынужден меняться как личность, иначе он не сможет соответствовать своему новому статусу или новому положению в обществе. Одно дело, когда в каком-либо трудовом коллективе человек занимает рядовое положение, и совсем другое, когда он становится руководителем этого коллектива.

Информация о работе Характеристика личности