Характер и его проявление в поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:00, реферат

Описание

Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т. п. Мы говорим иногда в том же смысле, что такой-то человек бесхарактерный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение; его деяния не носят на себе печати их творца.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Понятие характера
2.2 Черты характера
2.3 Строение характера как целого
2.4 Формирование и развитие характера
2.5 Проявление характера
2.6 Методы и источники познания характера
2.7 Классификация и типология характеров
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ ..docx

— 42.08 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ПРЕДМЕТУ: «ПСИХОЛОГИЯ  И ПЕДОГОГИКА»

НА ТЕМУ: «Характер  и его проявление в поведении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                        Выполнила: студентка 2 курса УП1 080504

                                                                                                                                        Владимирова Людмила Евгеньевна

                                                                                                                                        Преподаватель: Надточий Ю.Б.

 

Москва - 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Понятие характера

2.2 Черты характера

2.3 Строение характера  как целого

2.4 Формирование и развитие  характера

2.5 Проявление характера

2.6 Методы и источники  познания характера

2.7 Классификация  и  типология характеров

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4. ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают  определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое  для нее отношение к миру и  прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т. п. Мы говорим иногда в том же смысле, что такой-то человек бесхарактерный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение; его деяния не носят на себе печати их творца. Другими словами, бесхарактерный человек -- это человек, лишенный внутренней определенности; каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему, выражающейся в определенности его действий и поступков; о человеке с характером мы знаем, что в таких-то обстоятельствах он так-то поступит. Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека -- это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера -- это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие.

 2.1 ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРА

Характер - это сложившийся  и укрепившийся под влиянием жизненных  воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения  человека. Характер того или иного  человека выражает определенный склад  его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся  в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах  поведения. В характере различают  следующие основные качества: моральную  воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная  воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально  ценным качеством характера. Полнота  характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью  развития. Цельность характеризует  внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений  с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях  и интересах, единство слова и  дела. Определенность характеризует  твердость и непреклонность поведения, которое постоянно соответствует  сложившимся убеждениям, моральнополитическим представлениям и понятиям, выработавшейся основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности человека. Сила характеризует энергию, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями и преодолевать их. Уравновешенность характеризует наиболее оптимальное или благоприятное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности. Эти основные свойства находятся в сложной, иногда противоречивой связи. Полнота, цельность, определенность и сила характера определяются в результате жизненных влияний и воспитания. Характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания. От круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера.

2.2 ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

Под чертами характера  понимаются сложные индивидуальные особенности, достаточно показательные  для человека и позволяющие с  известной вероятностью предугадывать  его поведение в том или  ином конкретном случае.

Зная, что данный человек  обладает определенной чертой характера, возможно до некоторой степени предвидеть, как он будет поступать при  тех или других обстоятельствах. Зная черты своего характера, человек  сам нередко руководствуется  ими как своего рода критерием  поведения. Имеются черты - привычки (вежливость, аккуратность и т.п.), было бы неправильно каждую черту характера  считать привычкой. Черты характера, особенно наиболее существенные для  личности, включая в себя некоторые  навыки и привычки, отличаются ярко выраженной сознательностью. С другой стороны, не каждая привычка является чертой характера. Каждая черта характера, даже самая ясная, всегда сложна и  динамична. Одна и та же черта формируется  по-разному и видоизменяется в  зависимости, с одной стороны, от тех или иных жизненных ситуаций и, с другой стороны, от других черт и от характера в целом. Все  черты характера "подлинны", то есть представляют собой реальное и  конкретное выражение индивидуального  своеобразия личности человека, живущего в конкретных исторических условиях.

Черты характера могут  иметь различную яркость, могут  быть более или менее определенными, но "неподвижными", или мнимыми, надо считать только несуществующие черты. В области изучения черт характера  перед психологами стоят несколько  основных задач. Первая из них - выделить и описать черты характера, которые  являются ведущими или стержневыми  для данной личности и прежде всего  те из них, которые отражают ее направленность и волю. Вторая задача, теснейшим  образом связана с первой, - объяснить  или проанализировать черты характера. Этот анализ может идти в различных  направлениях:

 а) раскрыть структуру  черты, что означает выделить  в данной черте более частные  и соподчиненные черты и проявления;

б) показать значение данной черты в структуре характера  путем установления соотношения  между этой чертой и другими чертами, а также характером в целом;

в) найти, что в данной черте и ее проявлениях индивидуально  и что типично для известной  группы людей;

г) установить условия, при которых наиболее полно проявляется данная черта, и тем самым наметить пути ее формирования.

Третья задача - установить перспективы развития характера. Изучая характер человека, необходимо ответить не только на вопросы, каковы черты  характера у этого человека и  как они возникли и формировались, но и на вопрос, в каком направлении  могут и должны развиваться эти  черты как показатели характера. Изучение черт характера в их перспективном  развитии позволит в структуру характера  внести необходимую динамику, для чего так важно устанавливать не только взаимосвязь черт характера, но и конкретные условия их развития.

2.3 СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА КАК ЦЕЛОГО

Под строением характера  как целого подразумеваются его  определенность, цельность, сложность, оригинальность и динамичность. Одной  из самых главных особенностей характера  является его определенность. Определенность характера далеко не всегда означает господство одной черты. Могут доминировать несколько черт, даже противоречащих одна другой. При отсутствии ясно выраженных черт характер теряет свою определенность. Люди которые считаются слабохарактерными или бесхарактерными, не имеют той определенности, которая заключается в ясности и отчетливости стержневых черт. Недостаток определенности не означает полного отсутствия характера у данного человека, он есть и в какой-то мере показателен своей расплывчатостью, что дает основание называть такого человека бесхарактерным. Цельность характера означает его внутреннее единство, отсутствие в характере противоречивых черт, соответствие не между направленностью и деятельностью, сознанием и поступками человека. Каждый характер сложен, но сложность характера бывает разная. Сложность характера может вполне сочетаться с его цельностью.

В структуре некоторых  характеров имеют противоречия и  от этого сложность их увеличивается. За сложность характера иногда принимают  его недостаточную внешнюю выраженность. Поэтому так называемые открытые натуры многим кажутся проще, чем  люди скрытные маскирующие свой характер. Динамичность характера может означать некоторую изменчивость в его  чертах, вызываемую как внешними условиями, так и изменениями в работе над собой. Есть характеры, которые  условно можно назвать статическими. Сами по себе динамичность и статичность  характера не являются достоинством или недостатком - все зависит  от того, на что направлена динамичность со статичностью. Иногда выделяют среди  черт характера его оригинальность, то есть такое индивидуальное своеобразие, которое встречается редко. Сама по себе оригинальность не является чем то положительным, как некоторые люди склонны думать. Но оригинальность может быть положительной чертой, когда человек в своей индивидуальности, направленной на высокие цели, в полном смысле слова неповторим. Характер обычно оценивается со стороны своей силы или твердости.

Определенность и цельность  характера, равно как его сложность, широту и динамичность скорее можно  встретить как выражение силы характера. Но основными показателями этой силы являются глубина и сила направленности человека. Глубина направленности определяется тем, насколько жизненные  принципы, цели и мотивы влияют на личность человека. Поверхностность в направленности выражается в том, что жизненные  цели, принципы, интересы не проникают  в глубину личности человека, а  остаются для него чем-то внешним. Сила направленности определяется прежде всего уровнем тех достижений, к которым человек стремиться. Большое значение для силы характера имеет устойчивость направленности человека. Глубина, сила и устойчивость направленности еще не обеспечивают силу характера, для ее реализации необходимы волевые черты активности, организованности и стойкости. Структура характера динамична не только в том смысле, что черты характера вступают в многообразную, а нередко и изменчивую взаимосвязь, но и в том смысле, что даже самый устойчивый характер подвержен изменениям в зависимости от тех условий, в которых он формируется и проявляется. Черты его также изменяются и приобретают в динамике характера новое значение. Все это приводит к выводу, что при определении структуры характера в каждом конкретном случае необходимо учитывать как индивидуальное своеобразие каждой черты в зависимости от ее сочетания с другими чертами, так и характер в целом, а также его динамичность черт, объясняемую в первую очередь изменчивостью жизненных условий.

2.4 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА

Характер складывается вследствие интеграции различных свойств личности, формирующихся под влиянием жизни  и воспитания. Интегрирование свойств  подчинено определенным закономерностям. Доминирующее в направленности личности как бы определяет избирательный  характер переживаний и волевой  активности, подчиняет и тормозит образование тех свойств личности, которые не отвечают основной направленности. Отсюда вытекает педагогический вывод: для формирования цельного и социального  ценного характера необходимо всесторонне  развивая личность, постоянно обращать внимание на образование социально  значимого ядра характера. Поэтому  при воспитании характера следует  отчетливо представлять нравственно-психологический  идеал положительного характера  нового человека. Реализация программы - дело очень сложное. Для этого  необходимо хорошо знать пути и средства эффективного формирования характера, индивидуальные и возрастные особенности  личности. Характер формируется постепенно, и на ранних этапах развития личности - помимо сознания и воли самого растущего  человека. Поэтому решающее значение в прогрессивном развитии характера  имеет постоянное усложнение требований окружающих и деятельности, которую  осуществляет личность и которая  жизненно необходима и важна для  ее развития. Требования людей и  деятельности тогда формируют характер, когда они систематичны и последовательно  усложняются, то есть составляют постоянные и характерные условия жизни  человека, которые постепенно превращаются в составные компоненты образа его  жизни. Знание дает ориентировку как во внешнем мире, так и в себе самом, а это уже формирует уверенность и решительность. Однако наиболее благоприятными условиями положительного формирования характера является соединение обучения с трудом.

2.5 ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА

В типологии твердо установлено  положение, что все психические  процессы и психические состояния  могут быть изучены только в конкретной деятельности человека. В этом заключается  принцип неразрывной связи или  единства психики и деятельности. Характерологические различия между  людьми также можно лучше всего  установить, изучая деятельность того или другого человека. Объективные  и существенные показатели целенаправленности, настойчивости и других черт характера  дает труд человеку. Один и тот же человек иногда по разному проявляет себя в различных видах труда в зависимости от условий труда, своего отношения к нему, достигаемых успехов. Говоря о характерологическом значении труда, необходимо иметь в виду как темп, так и качество труда, которые не всегда у человека между собой соотносятся.

Информация о работе Характер и его проявление в поведении