Функции и виды эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 15:28, реферат

Описание

Эмоции (от французского слова emotion - волнение, происходит от латинского emoveo - потрясаю, волную) - это реакции человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называют чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
Об эмоциях, их внешнем выражении…………………………………………4
Сущность эмоций и их роль в жизни человека………………………………6
Функции эмоций в жизнедеятельности человека………….………………..13
Эмоции и личность……………………………………………………………18
Управление эмоциями………………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

ЭМОЦИИ.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

    Развиваются ли эмоции и чувства в течение  жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.

    На  самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для  того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека.

    Но  уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно.  Все  связываемые   с   ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и вполне обучаем и в этом плане.

    Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

    Управление  эмоциями.

    Важнейшим фактором эмоциональной жизни человека являются взаимодействие с другими  людьми, общение, установление эмоционального контакта, двусторонних отношений. При  этом очень важно, чтобы каждый чувствовал себя предметом заинтересованности и симпатии, и сам был открыт для окружающих, созвучен переживаемым ими эмоциям. Эмоции составляют важнейший компонент жизни человека. Именно поэтому необходимо стараться контролировать, анализировать и развивать свою эмоциональную сферу. Мы переживаем эмоции, но не познаем их. Можем ли мы управлять своими эмоциями? Избавиться от чувства вины, стыда, обид и прочего? Если же мы не умеем управлять своими эмоциями, то наше поведение заключается в том, что когда стыдно, делаем вид, что безразлично; когда больно, скрываем боль; когда обидно внешне проявляем лишь раздражение или неприкрытый гнев. Это все показывает, что мы умеем сдерживать внешние проявления эмоций, а не устранять ее. Эмоции в этом случае остаются в нас, разрушают и сказываются на окружающих людях, которые совершенно не виноваты в том, что нас “рвут на части эмоции”.. Великий человек – это такой человек, который умеет понять себя и окружающий мир, принять его таким, каков он есть.

    Любая эмоция возникает в определенных обстоятельствах, чем примитивнее и проще эмоция, например, страх или отвращение, тем труднее осознать и понять ее.

    Собственно  все эмоции имеют именно эту основу. Любой человек из нашего окружения  может быть источником, как радости, так и неприятностей. Через людей мы удовлетворяем большую часть своих потребностей, от другого мы эмпатически (воспринимая его мир точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков) заражаемся радостью или страхом. Другой человек может обеспечить нашу безопасность или наоборот ее уменьшить. Его настрой действует на нас, хотя мы смутно представляем, как это происходит. Мы вроде бы входим в личный мир другого и пребываем в нем “как дома”. Необходимо понимать, что этот процесс должен быть деликатным, без оценивания и осуждения. Для этого нужно оставить на некоторое время свои ценности, эмоции, свою точку зрения, чтобы войти в мир другого без предвзятости. Это может помочь разобраться в своих эмоциях, в их природе; понять поступки и эмоции других людей, оценить все с учетом интересов как своих, так и другого человека. Помня, что мы в ответе за себя и свои действия, свои поступки и решения. Не нарушая границу с эгоизмом четко осознавать, определять свои желания, чувства, действия, не навязывать их и не требовать 100 % их принятия другими. Они имеют право на свое видение.

    Преодолевать  барьеры взаимопонимания, возникающие  в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей  собственной. Значительно проще  другое — самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и прежде всего научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов.

    Поскольку эмоции не всегда желательны, так как  при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление. Снятию эмоционального напряжения способствуют:

  • (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»); для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения;
  • написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных;
  • слушание музыки; музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Греции (Гиппократ);
  • изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса-Ланге);
  • активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;
  • мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.

    Настойчивые попытки воздействовать на очень  взволнованного человека при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. Действительно, учеными установлено, что вместе со слезами из организма удаляется вещество, возбуждающее центральную нервную систему.

    Заключение.

       Современному человеку в своих  поступках часто приходится руководствоваться главным образом не эмоциями, а разумом, но во многих жизненных ситуациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико. А всеобщее стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительного эмоционального состояния  - это залог здоровья,  бодрости и счастья. Таким образом, ключи к здоровью и счастью находятся в наших собственных руках.

    Роль эмоций очень велика, они, как цвета радуги, окрашивают внутренний мир человека. Без эмоций мир был бы скучен, однообразен. Эмоции являются частью человека, его жизни. Ведь какое счастье - любить, радоваться, веселиться. Но даже такие эмоции как грусть, ненависть, горе и обида важны для человека. Они формируют в нём чувства сострадания, упорства, а также умение достигать цели и умение переживать.

 

Список  литературы 

1.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. 

2.Выготский Л.С. Учение об эмоциях.М.:Педагогика-Пресс.1993. 

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Психология мотивации и эмоций. СПб.:Питер,1997 

4.Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во МГУ, 1984. 

5.Немов  Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии.  

6.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

     

7.Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 2000.  

8.Психология. Учебник для технических вузов вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.  

9.Додонов Б.И. Эмоция как ценность// М: Издательство политической литературы, 1978 

10.Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности// М:Наука,1971 

11.Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980. 

12.Маклаков А. Г.  Общая психология – СПб.: Питер, 2001. 

13.Никифоров А. С. Эмоции  вашей жизни. – М.: Советская Россия, 1974.  

14.Леонтьев А.Н. «Эмоциональные процессы», Москва, изд-во МГУ, 1984

15.Рейковский Я. «Экспериментальная психология эмоций», М.:Прогресс, 1979.

Информация о работе Функции и виды эмоций