Френсис Гальтон. Его вклад в развитие Дифференциальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 15:56, доклад

Описание

Фрэнсис Гальтон родился в 1822 году в зажиточной семье. Он был младшим из семерых детей. Его отец, Сэмюэл Гальтон, был преуспевающим банкиром, мать, Фрэнсия,- дочерью известного медика, философа и поэта Эразмуса Дарвина.Семья Гальтон была известной и весьма успешной в сфере изготовления оружия и банкирском деле, в то время как Дарвины отличались в медицине и науке.Оба эти семейства могли похвастать тем, что их отпрыски являлись Товарищами Королевского Общества и любили изобретать в свободное время. И Эразмус Дарвин и Самюэль Гальтон были одними из основателей знаменитого Лунного Общества Бирмингема, среди членов которого были: Маттью Болтон, Джеймс Уатт, Джозайя Уэджвуд, Джозеф Пристли и другие выдающиеся учёные и предприниматели. Также оба семейства могли похвастать литературными талантами: Эразмусом Дарвином, известным благодаря созданию длинных технических трактатов (учебников) в стихотворной форме, и тётей Мари Анной Гальтон, известной благодаря работам по эстетике, религии и её знаменитой автобиографии, подробно описывающей уникальное окружение её детства, состоящее из членов Лунного Общества.

Работа состоит из  1 файл

Гальтон Фрэнсис.docx

— 89.52 Кб (Скачать документ)

Для Скотланд-Ярда метод Гальтона оказался спасительной соломинкой. Система регистрации  отпечатков пальцев Фрэнсиса Гальтона в считанные месяцы дала результат: были раскрыты сотни "висяков".

Это была настоящая  сенсация конца XIX века. Дактилоскопия за несколько лет завоевала Европу, Америку, чуть позже - Японию, Россию, страны Азии. В 1895 году дактилоскопия была взята на вооружение Скотланд-Ярдом, а в 1900 году в Англии перестали применять бертильонаж, и идентификация преступников стала строиться только на дактилоскопическом методе Гальтона, который стал официальным методом Скотланд-Ярда.                                            В дальнейшем Эдвард Генри создаст дактилоскопическую формулу и основанную на ней систему классификации, за которой в криминалистике утвердится название Гальтона-Генри. 

В 1853 году он получил  высшую награду Королевского Географического  Общества — одну из двух золотых медалей, вручаемых в том году, за его исследования и картографию юго-западной Африки. Он был избран членом престижного Атенеумского Клуба в 1855-м, а в 1860-м был принят в Товарищи Королевского Общества. На протяжении своей карьеры он получил все главные награды Викторианского научного учреждения. Он был посвящён в рыцари в 1909-м году.   В том же году он заболел туберкулезом. Все время болезни Фрэнсис Гальтон публиковал свои метафизические работы о бессмертии и наследовании генов гениальности. Но ученому не хватило времени для воплощения своей теории бессмертия. 17 января 1911 года он умер. 
 
 
 
 
 
 

 
КГПУ

 
 
 
 
 

Доклад  на тему:

«А.Ф.Лазурский. Его вклад в развитие

Дифференциальной  психологии» 
 

подготовила:

ученица 2-го курса

группы  ПП-09-4

Москалено Ксения 
 
 
 
 
 
 

г.Кривой Рог (2010)

Александр Федорович Лазурский (1874-1917) 
 

     
 

 

«Трудно представить себе более самоотверженного и преданного научному делу человека, забывавшего ради науки все земные блага»,— сказал акад. В. М. Бехтерев о крупнейшем русском психологе  начала XX века Александре Федоровиче Лазурском, одном из пионеров медицинской психологии.

А. Ф. Лазурский  родился 12 апреля 1874 г. В 1897 г. он окончил  со степенью «лекаря с отличием»  Военно-медицинскую академию и был  оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой  В. М. Бехтеревым клинике душевных и  нервных болезней. Исследовательская  деятельность А. Ф. Лазурского началась еще на первых курсах академии в  лабораториях этой клиники. Проблема психологии уже тогда заняла центральное  место в его научных интересах, чему способствовали не только широкий  кругозор и глубокая эрудированность  А. Ф. Лазурского в области наук о  человеке, но и вся атмосфера клиники, где в 1895 г. была открыта психологическая лаборатория. По окончании академии молодой врач стал заведовать этой лабораторией.

Являясь штатным Врачом клиники, А. Ф. Лазурский  в течение 16 лет вел большую  лечебную работу. Некоторое время  он также возглавлял различные отделения  в доме призрения душевнобольных в Петербурге. В последствии А. Ф. Лазурский был врачом и консультантом по вопросам медицинской педагогики в организованной им вместе с другими врачами школе для детей с пониженной успешностью, нервных и слаборазвитых» . Со времени окончания академии он принимал активное участие в работе Петербургского общества психиатров и невропатологов, а в 1899г. был избран его действительным членом . Тогда же А. Ф. Лазурский сдал экзамены на степень доктора медицины, которые проводились по всем медицинским дисциплинам.

Разработка  А. Ф. Лазурским сенов медицинской  психологии опиралась на его многогранную научно-исследовательскую работу, в  частности нейроморфологические исследования .

Параллельно в связи с запросами психоневрологической клиники он провел основательное  физиологическое исследование «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение» . Исследование проводилось по оригинальной экспериментальной методике, его результаты с большим успехом были защищены в диспуте в качестве докторской диссертации с официальными оппонентами И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым и М. С. Добротворским. И. П. Павлов высоко оценил работу, отметив «выдающийся интерес темы» в теоретическом и практическом отношениях, а В. М. Бехтерев подчеркнул важность проведенного исследования для клиники .

Большой интерес вызвали в свое время  работы А. Ф. Лазурского по клинической  психофизиологии, касающиеся сомато-психических  соотношений. В одной из них рассматривались изменения физиологических функции внешнего дыхания и кровообращения в гипнотическом сне . А. Ф. Лазурским было также проведено изучение влияния непосредственно внушенных эмоций радости, горя, страха и гнева на некоторые физиологические функции.

Ранние  исследования способствовали формированию прогрессивного естественно-научного мировоззрения А. Ф. Лазурского, на которое  впоследствии опиралась его деятельность клинического психолога. Проследив  развитие психологии с древнейших времен, А. Ф. Лазурский показал зависимость  этапов ее истории от успехов естествознания в целом . Особое значение он придавал физиологии и, в частности, физиологии мозга, так как именно благодаря ей стало ясно, что «головной мозг является... седалищем нашей психической деятельности», а поэтому «немыслимо изучать психологию, не имея основательных познаний по анатомий и физиологии центральной нервной системы». Успехи психопатологии как раздела медицины, считал ученый, также важны для прогресса психологии, ибо «данные, добытые патологией души, заставили пересмотреть, а во многих случаях и подвергнуть основательной переработке многие важные отделы нормальной психологии» .

Становлению А. Ф. Лазурского как психолога способствовала работа в психиатрической клинике с психологической лабораторией Эмиля Крепелина в Гейдельберге и Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге во время двухгодичной научной командировки, куда он был направлен в 1900 г. после защиты диссертации. Однако первые психологические исследования, выполненные экспериментальными методами, были начаты А. Ф. Лазурским еще в 1896 г. В последующие годы он провел ряд разработок, обогативших классическую экспериментальную психологию . Став профессором Психоневрологического института по кафедре обшей и экспериментальной психологии, А. Ф. Лазурский организовал и возглавил там в 1909 г. психологическую лабораторию, которая со временем превратилась в центр по изучению психической активности в эксперименте . Он создал интересный учебник «Психология общая и экспериментальная», выдержавший ряд изданий, в том числе и в советское время . С момента основания В. М. Бехтеревым журнала «Вестник психологии» А. Ф. Лазурский являлся редактором раздела экспериментальной психологии. Впоследствии он фактически возглавил это периодическое издание. Он принимал активное участке в редактировании русского перевода многотомных «Основ физиологической психологии.» Вундта . Признанием заслуг А. Ф. Лазурского в области экспериментальной психологии явилось избрание его ученым секретарем созданного В. М. Бехтеревым и И. П. Павловым Русского общества нормальной и патологической психологии, а также почетным членом Московского общества экспериментальной психологии.

В своих  экспериментальных психологических  исследованиях А. Ф. Лазурский стремился  к получению данных, характеризующих индивидуальность изучаемых людей. Первоначально эта тенденция выступала лишь как исследовательская ориентация, но с начала 900-я годов изучение индивидуальных различий и в целом психологии личности стало главным делом жизни А. Ф. Лазурского. В этих центральных разделах психологии он сумел перейти от априорных классификаций и представлений предшественников к принципиально важным эмпирическим разработкам посредством специально созданной им «Программы исследования личности» . Ученый справедливо считал, что высшие уровни психики людей следует изучать так же конкретно, как клиницист изучает их физическую и физиологическую организацию. А. Ф. Лазурский неустанно работал над созданием методических приемов, адекватных такого рода исследованиям. Он предложил и широко использовал метод систематического наблюдения, сочетая его со специально подобранными методиками экспериментальной психологии. Вершиной методических изысканий А. Ф. Лазурского является, созданный им к 1910 г. «метод естественного эксперимента», благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия . А. Ф. Лазурским была выдвинута концепция отношении личности, развитая уже на основе диалектического и исторического материализма видным советским психологом, учеником А. Ф. Лазурского В. Н. Мясищевым, который применил ее, в частности, в клинике неврозов и пограничных состояний . Талантливый теоретик, один из создателей индивидуальной психологии — «науки о характерах», как он ее называл , А. Ф. Лазурский никогда не замыкался в кругу абстрактных построений, в его живая мысль проникала в различные области практики. Создание основ клинической психологии и преподавание психологии в высших медицинских учебных заведениях стали одним из основных направлений его научно-практической и педагогической деятельности.

Опыт  первых лет клинической работы привел А. Ф. Лазурского к следующему выводу: «Введение психологии в курс медицинских  наук является необходимым и в  высшей степени желательным как  для довершения общемедицинского образования, так и для успешного пользования  психотерапией в самом широком смысле этого слова» . Реализация этой идеи началась циклом лекций «О значении эксперимента в психологии» и «О чувственной афазии», которые он прочитал в Военно-медицинской академии в конце 1903 г. Более десяти лет он читал слушателям академии лекции и вел практические занятия по патологической психологии с подробным психологическим анализом важнейших болезненных симптомов. Кроме того, в те же годы при непосредственном содействии А. Ф. Лазурского в клинике ряд диссертаций, посвященных различным теоретическим вопросам психологии и изучению душевнобольных психологическими методами, был выполнен его учениками.

Формирование  научных основ медицинской психологии и развитие ее преподавания в значительной мере связано с деятельностью  А. Ф. Лазурского в Женском медицинском  институте (ныне I Ленинградский медицинский  институт им. И. П. Павлова). В октябре 1908 г. он был избран преподавателем этого института и вскоре представил программу лекций для слушательниц младших курсов. Программа предусматривала  курс, аналогичный тому, который  А. Ф. Лазурский читал в Психоневрологическом институте, и состояла из следующих  разделов: предмет и задачи психологии, отношение ее к пограничным областям знания, методы психологии, психофизика  и анализ ощущений различных модальностей; процессы восприятия, памяти, мышления и воображения; эмоции и воля и, наконец, раздел о личности, темпераменте и  характере. Впоследствии он значительно  дополнил эту программу вопросами  патологической психологии и психологии детства, а также ввел практические занятия по экспериментальной психологии. Такое расширение курса было вызвано  стремлением А. Ф. Лазурского максимально  приблизить преподавание к запросам жизни. Рассмотрение расстройств восприятия и мышления, исследование ассоциаций у душевнобольных, изучение патологических аффектов и другие вопросы патопсихологии он считал необходимым введением в психиатрию. Дополнение курса разделом о психологии детства было вызвано тем, что значительное число выпускниц института становились школьными врачами. Поэтому практические занятия включали опыты, подтверждающие теоретические положения общей психологии, методики объективного исследования душевнобольных, а также составление детских характеристик по «Программе» А. Ф. Лазурского. Расширенный курс лекций читался в течение всего учебного года по два часа, а практические занятия проводились дважды по два часа в неделю, собирая большое число слушательниц, несмотря на необязательность посещения.

Опираясь  на опыт первых лет преподавания психологии, убедившись в крайней необходимости  введения психологии в систему медицинского образования, А. Ф. Лазурский выступил перед медицинской общественностью с призывом о распространении психологических знаний среди будущих врачей. На III съезде отечественных психиатров в начале 1910 г. он убежденно заявил, что полноценного школьного врача может создать психиатрическая и в особенности психолого-педагогическая подготовка. В апреле того же года он выступил в секции душевных и нервных болезней XI Пироговского съезда русских врачей с докладом «О преподавании психологии на медицинских факультетах», в котором обосновал необходимость введения психологии в систему медицинских наук. А. Ф. Лазурский подчеркнул, что серьезные познания в этой области могут быть получены только «из уст специалиста и в лаборатории». Он предложил план преподавания психологии будущим врачам, особо отметив необходимость проведения практических занятий. Выступивший в прениях В. М. Бехтерев подчеркнул, что немыслимо вести курс психиатрии без психологии и что психиатр должен так же опираться на психологию, как терапевт опирается на физиологию, а хирург на анатомию. В резолюции съезда подтверждалась необходимость преподавания психологии, причем обязательно на основе объективных методов .

Получив поддержку представительного съезда, - А. Ф. Лазурский с еще большей  энергией продолжал совершенствовать курс психологии и его преподавание. В 1912г. он с удовлетворением констатировал  завершение формирования такого курса, который «наиболее соответствует  потребностям медицинского факультета и который с полным правом может  быть назван курсом медицинской психологии» (разрядка А. Ф. Лазурского). В заключение он выразил надежду, что начатое  дело не заглохнет, а будет далее  развиваться.

В конце 1913 г. А. Ф. Лазурский наряду с преподаванием  психологии начал вести клинические  занятия по психиатрии со слушательницами  выпускного курса, а вскоре стал читать систематический курс психиатрии. Объединение  преподавания психологии и психиатрии в руках выдающегося ученого, несомненно, обеспечило глубокие познания будущих врачей как в общей  и клинической психологии, так  и в психиатрии. Лекции А. Ф. Лазурского по общей и экспериментальной  психологии слушали также студенты медицинского факультета Психоневрологического  института, а также участники  курсов повышения квалификации невропатологов и психиатров, которые периодически организовывались при институте.

Таким образом, А. Ф. Лазурскому удалось претворить в жизнь свои идеи совершенствования  медицинского образования введением  преподавания психологии в трех высших учебных заведениях.

26 марта  1917 г. тяжелая болезнь оборвала  жизнь выдающегося ученого-новатора, которому было всего 43 года. А. Ф. Лазурский чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на материалистической основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования. Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические основы клинической персонологии, получающей в наши дни все большее развитие. В целом творческие достижения блестящего, ученого-психолога и клинициста, в силу ряда причин недостаточно широко известные в наши дни, показывают его выдающуюся роль в создании основ отечественной медицинской психологии.  

 

Информация о работе Френсис Гальтон. Его вклад в развитие Дифференциальной психологии