Фрейдистская концепция сновидений и современная наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание

В конце 19-го-начале 20-го века проблема сновидения вновь становиться предметом культурных, научных и философских исследований. В тоже время сновидения будучи фактом повседневной жизни, в большей степени остаётся непонятным. Одним из основоположников исследования сновидений был З.Фрейд. Исследование снов стало для Фрейда главной частью самоанализа, великим путем, открывшим доступ к бессознательному.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ.

с.2

II. ЧАСТЬ №1”БЕССМЫСЛЕННЫЕ СНОВИДЕНИЯ”

1. Положение З.Фрейда о сновидениях. с.4

2. Работа сновидения сновидений. с.7

3. Техника и методы толкования сновидений. с.12

4. Образы и символы сновидений. с.13

5. Цензура сновидений. с.18

6. Исполнение желаний. с.19

7. Архаизм и инфантилизм сновидений. с.21

8. Детские сновидения. с.23

9. Источники сновидений. с.24

10. Пси-система сновидений.

с.25

11. Сны и телепатия.

с.26

12. Царский путь.

с.27

ЧАСТЬ №2 СНОВИДЕНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

1. Теории сновидений.

с.31

2. Современный метод толкования сновидений. с.31

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

с.33

IV. ЛИТЕРАТУРА.

с.35

Работа состоит из  1 файл

Фрейдистская.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)


“Фрейдистская концепция сновидений и современная наука”

                            СОДЕРЖАНИЕ.                           

     I.                  ВВЕДЕНИЕ.

с.2

     II.               ЧАСТЬ №1”БЕССМЫСЛЕННЫЕ СНОВИДЕНИЯ” 

     1.     Положение  З.Фрейда  о сновидениях.                  с.4

     2.     Работа сновидения сновидений.                             с.7

     3.     Техника и методы толкования сновидений.        с.12

     4.     Образы и символы сновидений.                             с.13

     5.     Цензура сновидений.                                                 с.18

     6.     Исполнение желаний.                                                с.19

     7.     Архаизм и инфантилизм сновидений.                   с.21

     8.     Детские сновидения.                                                  с.23

     9.     Источники сновидений.                                            с.24

     10.            Пси-система сновидений.

с.25

     11.            Сны и телепатия.

с.26        

     12.            Царский путь.

с.27

     ЧАСТЬ №2 СНОВИДЕНИЯ   И СОВРЕМЕННОСТЬ.

     1.     Теории сновидений.

с.31

     2.     Современный метод толкования сновидений.      с.31

     III.           ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

с.33 

     IV.            ЛИТЕРАТУРА.

с.35

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ.

В конце 19-го-начале 20-го века проблема сновидения вновь становиться предметом культурных, научных и философских  исследований. В тоже время сновидения будучи фактом повседневной жизни, в большей степени остаётся непонятным. Одним из основоположников исследования сновидений был З.Фрейд. Исследование снов стало для Фрейда главной частью самоанализа, великим путем, открывшим доступ к бессознательному. Вместе с тем изучение сновидений продвинулось значительно дальше его лично,  "Толкование сновидений" превзошло материал жизни Фрейда и даже само его учение, открыв широчайшие горизонты, не познанные нами еще и сегодня. Фрейд  пишет, что ”сновидения могут служить материалом для многих дедуктивных построений, которые должны целиком изменить наши психологические теории". [1]

В "Толковании сновидений" делается попытка создать совершенно новую антропологию, на что указывает ряд замечаний Фрейда, например, такое: "Интерпретация сновидений может дать нам о структуре разума данные, которых мы до сих пор тщетно ждали от философии". [2] В "Толковании сновидений", теоретическом и практическом учебнике Фрейда по изучению сновидений, переплелись многочисленные направления: исследования скрытых, темных сторон. В отличие от своих концепций сексуальности, которые он постоянно развивал и углублял, "Толкование сновидений" Фрейд считал работой закон, окончательной и не требующей пересмотра. "Что касается сновидений, — писал он уже в 1908 году, — я остаюсь на позиции своих первых утверждений" [3], и он оставался на ней до самого конца. Небольшая книга "Сновидение и его интерпретация", опубликованная в 1901 году, год спустя после "Толкования сновидений", содержит лишь отдельные положения главной работы. В 1912 году, он  удовлетворяется несколькими краткими практическими советами, данными в статье "Действия по толкованию сновидений в психоанализе". Работа "Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях", появившаяся в 1917 году, рассматривает после некоторых вопросов о снах общую проблему "галлюцинаторного удовлетворения желания" и ее рас на психические заболевания. Фрейд излагает также свои позиции по части сновидений в большой главе книги "Введение в психоанализ" 1917 года и возвращается к ним уже в 1932 году, посвятив им два из своих "Новых сообщений по психоанализу". Опыт клинической работы, чтение разнообразных книг о важной роли снов, а также продолжающийся прием больных служили главными источниками научного вдох. Связь сновидений и неврозов представляется неоспоримой; уже в 1897 году Фрейд утверждает, что в сновидениях содержатся зачатки всей психологии, и вновь выдвигает этот тезис в январе 1899 года: "Ключ к пониманию истерии действительно находится в сновидениях” [4]. Но благодаря самоана  1897 года это направление мысли Фрейда, касающееся сновидений, получило решающий импульс именно в период изучения себя, своей глубинной сущности, преодоления трудностей "опытного невроза" скрестились, соединились и стали воздействовать друг на друга явления, которые можно назвать путем неврозов и путем сновидений. Путь неврозов определяющийся личной и клинической практикой, ставящей многочисленные проблемы, нашел свое место и получил развитие внутри пути сновидений, "широкого пути", по выражению Фрейда, предоставляющего обширные антропологические сведения и одновременно выступает в качестве "королевского пути", ведущего к бессознательному. На определенном этапе самоанализа, миновав период наибольшей его интенсивности и частично избавившись от своей "истерии", Фрейд обращается к изучению сновидений, начало которому было положено сном об Ирме в 1895 году, а затем подкреплено рядом других важных снов. Эти исследования отныне играют особую роль в развитии системы самоанализа, которая сохранит и в дальнейшем в сочетании с анализом случаев забывчивости, описок, неудачных действий и всякого

рода остроумия. В предисловии к "Толкованию сновидений" Фрейд постарался подчеркнуть эту мысль: "Для меня эта книга имеет и другое значение, субъективное, которое я осознал лишь по окончании работы. Я понял, что в ней заключена часть моего самоанализа, моей реакции на смерть отца, — одной из самых горестных драм человеческой жизни". [5]

     ЧАСТЬ№1”БЕССМЫСЛЕННЫЕ” СНОВИДЕНИЯ.

     1.Положения З.Фрейда о сновидениях.

Фрейд старается  создать и пустить в действие точные, эффективные и универсальные методы, благодаря которым интерпретация снов станет ясным предметом рационального, практического изучения.

Основные фрейдовские положения о сновидении.

     "Сон — это ребус", он представляет собой последовательность образов или картин, на первый взгляд не связанных между собой. Главный принцип исследования сновидений Фрейда — видеть за очевидной бессмысленностью "скрытый смысл". “Сновидения - это психическое явление в полном значении этого термина,” ... создающая его интеллектуальная деятельность является деятельностью возвышенной и сложной".[6] Фрейд возрождает некую давнюю и стойкую традицию толкования древних текстов, которая призвана, порой в сочетании с тонкой интуицией, интерпретиро сны и подчинять их смыслу, главному смыслу, диктуемому действующими культурными, религиозными, мифологическими традициями. Сон как явление внутреннее, ночное, субъективное и "иррацио", то есть решительно не поддающееся рацио толкованию, становится типичным примером отторжения западной рациональной культурой. Операция Фрейда заключается в том, что ему удалось вновь вернуть эти сновидения в нашу культуру с помощью рационалистических методов, которые служили и до сих пор служат для обесценивания и принижения роли снов. Сновидение, подчеркивает Фрейд, это "ребус", нало друг на друга форм без начала и конца, и большой ошибкой является "желание интерпретировать его как рисунок", то есть структуру очевидную и говорящую саму за себя. Фрейд использует другую аналогию: собранные при пробуждении картины сна представляют собой как бы "иероглифы"  для которых нужно найти перевод на адекватный язык. "Два различных языка" сновидения Фрейд называет "содержанием явным" и "содержанием скрытым”. Интерпретация   предполагает трансформирова явного содержания, то есть сна, каким он видится спавшему после пробуждения, , представить в виде рассказа до всякой попытки интерпретации, в содержание скрытое, а точнее обнаружить "скрытые мысли", своим течением породившие сновидение, механизмов и материалов, которые предстоит наметить и выявить.  "Мы противопоставляем, содержанию явному содержание скрытое". Первое обычно "кратко, бедно, лаконично по сравнению с широтой и богатством мыслей, содержащих во сне”.[7]

     "Сновидение охраняет сон". Прежде чем двигаться дальше в анализе желания, нужно вспомнить, что у спящего человека существует по крайней мере одно твердое и главное желание —  желание спать. Первая функция сновидения, согласно Фрейду, — помешать внешним и внутренним факторам прервать сон и вызвать пробуждение: в каком-то смысле все сновидения служат комфорту, позволяя нам продолжать спать. ”Сновидение охраняет сон, а не нарушает его" [8]. Многочисленные примеры показывают, как сновидения захватывают все нарушающие факторы, нейтрализуют их и включают в систему образов сна. Представляя защиту сна конечной целью сновидения, Фрейд подчиняет его процессу сна; сон представляется жизненной и благород функцией, а сновидение — всего лишь его неизбежным следствием; подобная  иерархия, удовлетворя общественному мнению, действительно похожа на "общее место".

Однако можно заметить, что эта сторона для Фрейда играет лишь второстепенную роль и призвана в основном  отразить многообразие взаимоотно сновидений с внутренним и внешним миром. Если считать сновидение специфической и автономной жизненной функцией, на чем настаивают многочислен современные научные исследования, его невозможно ставить в зависимость от процесса сна. В сне и сновидении можно видеть скорее две взаимосвязанные функции, работающие при поддержке одна другой; процесс сна служит для защиты сновидения, как и сновидение — для сна. Сновидение выполняет значительно более определенную и сложную психологи работу, чем простая восстановительная функция, выпадающая на долю сна.

     Часть сновидения самым тесным образом связана с сексуальностью   и с детством. "Чем больше мы занимаемся  интерпретацией  сновидений,  —  пишет Фрейд,  — тем больше убеждаемся в том,  что большинство сновидений взрослых несут следы сексуаль факторов и выражают эротические желания". [9]  Сновидение порой с поразительной отчетливостью высту в виде исполнения сексуального желания. Посколь сексуальность чаще всего в обыденной жизни сталкивается с самыми серьезными запретами, сексуаль­ны желания, подавленные и заторможенные, оказывают наибольшее воздействие  на образы  сновидений  и испытывают при этом самые удивительные деформации и нелепые превращения. В "Толкования сновидений" Фрейд уточняет,  что  желание, представленное в сновидении, обязательно восходит к детству. Следова, детская сексуальность дает наиболее подходящий материал для сновидений; это подтверждает Фрейд, уже в "Толковании сновидений", обращая внимание на важность эдиповых мотиваций и отмечая, насколько "для объяснения сексуальных снов" важно "углубляться в пока еще неясные вопросы извращений и бисексуальности"; для многих сновидений, — добавляет он, — внимательный анализ показывает, что они могут быть поняты только с точки зрения бисексуальности". [10]

Если не существует сновидения, хотя бы некоторые аспекты которого не имели бы эротического содержания в широком смысле, как оно понимается в общем контексте развития либидо, это не значит, что всякий сон должен подвергаться исключительно сексуаль  интерпретации.  Фрейд  резко восстает  против сведения к чистой сексуальности его исследования. Рассматривая проблемы, которые ставит выявление сексуальных характеристик в образах сновиде,  задаешься вопросом,  стоит ли воспринимать выражение "исполнение желания" в его простом и прямом смысле; можно сказать, что в сновидении желание исполняется, обретая форму, в полном смысле этого слова. Функция сновидения заключается не в удовлетворении конкретного желания — мести, справед, соединения с предметом любви или ненависти и т.д., а в осуществлении работы, трудной и продолжи, по удовлетворению желания в общем виде как ведущей структуры и специфического пути проявления энергии либидо. Главная цель сновидения — стремление постоянно и неутомимо моделировать желание, совершать работу по созданию и переделке либидо. Желание в своем поиске поддержки задерживается на ранних опытах, оригинальных объектах, которые наибо благоприятны для него, питают его и подсказывают реалиями жизни периода бодрствования. Сновидение в общем случае является исполне одного желания, сновидением об удовольствии и удовлетворении, в то время как его главной ролью остается воссоздание, регенерация определенного желания .

   “Средоточие” .Фрейд выдвигает мысль о средото­чи сновидения, которую он излагает в следующих словах: "Сны... часто сохраняют неясный участок; здесь обнаруживается узел образов, который не удается распутать, но который ничего не дает содержанию сновидения. Это — "пуп" сновидения, точка, через которую оно связан с Неизвестным. Мысли сновидения, выявленные при интерпретации, как правило, не имеют завершения, они разветвляются, вплетаясь в общую запутанную сеть наших мыслей. Желание в сновидении выступает в виде более плотного участка из этой ткани, подобно грибу, выходящему из мицелия".[11]

Функция “средоточия” заключается в остановке процесс интерпретации, оставив его откры; Неизвестное намечает опорную линию для анализа, но одновременно постоянно уклоняется от процесса узнавания, который иначе не имел бы границ. Помимо практического аспекта, гипотеза о средоточии имеет теоретическое и идеологическое приложение. Если развить образ сети, легко видеть, что разветвления сновидения могут затеряться лишь в разветвлениях другого сновидения, и так до бесконечности; все сны распространяются одни в другие, всякий сон функциони как начало следующего. Теория сновидения, не оставляя кропотливой работы по разложению единого образа на разные элементы, многочисленные разветвле, должна также стараться выявлять переходы одного сна в другой и большее значение придавать концепции сновидений как единого, достаточно связного целого огромной системы. Фрейд указывает на это в предшествующих параграфу о "средоточии": "Сны одной ночи должны всегда интерпретироваться в единст".[12] 

Информация о работе Фрейдистская концепция сновидений и современная наука