Фрейд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 19:17, реферат

Описание

Теория возрастной периодизации З.Фрейда, его вклад в мировую философию.

Работа состоит из  1 файл

В соответствии со своей сексуальной теорией психики З.docx

— 20.74 Кб (Скачать документ)

В соответствии со своей  сексуальной теорией психики  З.Фрейд  все стадии

психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения

по разным эрогенным  зонам либидонозной иди сексуальной энергии.

     Оральная  стадия (0-1  год).  Оральная стадия  характеризуется тем,  что

основной   источник   удовольствия сосредоточивается  на зоне  активности,  связанной с кормлением.

Оральная стадия состоит из двух "фаз -- ранней и поздней, занимающих  первый

и  второй  полугодия  жизни. 

Ведущая эрогенная  область на этой  стадии --  рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.

Сосание,  по  3. Фрейду,  это тип  сексуальных  проявлений  ребенка. Если  бы

младенец  мог  выразить  свои  переживания,  то  это  было  бы,  несомненно,

признание, что "сосание  материнской Груди есть самая  важная вещь в жизни".

     Сначала   сосание связано с пищевым  наслаждением,  но  после  некоторого

времени   сосание  становится  либидонозным  действием,  на  почве которого

закрепляются инстинкты "Оно": ребенок иногда сосет  в  отсутствии пищи и даже

сосет  свой большой  палец.  Этот тип  наслаждения  в  трактовке  3.  Фрейда

совпадает   с   сексуальным   наслаждением   и   находит   предметы   своего

удовлетворения  в  стимуляции  собственного  тела.  Поэтому  эту  стадию  он

называет аутоэротичной. В первое  полугодие жизни, считал  3. Фрейд, ребенок

еще  не отделяет свои ощущения от объекта,  которым  они  были вызваны. Можно

предположить,  что  мир  ребенка --  это  мир без объектов.  Ребенок живет в

состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает  существования

других объектов в мире. Глобальное базисное  нарциссическое состояние -- это

сон,  когда младенец  ощущает тепло и не имеет никакого интереса  к внешнему

миру. Во второй фазе младенческого возраста у ребенка  начинает формироваться

представление  о  другом объекте (матери) как  существе, независимом от пего.

Можно заметить, что  ребенок испытывает  беспокойство, когда  мать уходит или

вместо нее появляется незнакомый человек.

     Внутриутробное    существование    человека,   по    3.    Фрейду,    в

противоположность большинству  животных, относительно  укорочено; на свет он

появляется менее  подготовленным,  чем они.  Тем  самым усиливается  влияние

реального внешнего мира, развивается дифференциация "Я" и "Оно",  повышаются

опасности со стороны  внешнего  мира и чрезмерно вырастает  значение объекта,

который  один  может  защитить  от  этих  опасностей  и  как  бы  возместить

потерянную внутриутробную жизнь. И этот объект  -- мать. Биологическая связь

с матерью вызывает потребность  быть любимым,  которая  уже больше никогда не

покидает  человека.  Разумеется,  мать   не  может  по   первому  требованию

удовлетворять  все  желания  младенца,  при  самом  лучшем  уходе  неизбежны

ограничения. Они  и есть источник дифференциации,  выделения объекта.  Таким

образом,  в  начале жизни различение между внутренним  и внешним,  согласно

взглядам  З.Фрейда,  достигается  не  на   основе   восприятия   объективной

реальности, а на основе переживания удовольствия и  неудовольствия, связанных

с действиями другого  человека.

     Во  второй  половине  оральной  стадии  с  появлением  зубов  к   сосанию

добавляется   укус,   который   придает   действию   агрессивный   характер,

удовлетворяя либидонозную потребность ребенка.  Мать  не  позволяет ребенку

кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению  начинает вступать

в конфликт  с  реальностью.  По 3.  Фрейду,  у  новорожденного  нет "Я". Эта

психическая инстанция  постепенно  дифференцируется  от  его "Оно". Инстанция

"Я"  -- часть  "Оно",  модифицированная  под прямым влиянием  внешнего мира.

Функционирование  инстанции  "Я"  связано  с  принципом  "удовлетворение  --

отсутствие  удовлетворения".  Как  только что  отмечалось,  первое  познание

ребенком предметов  внешнего  мира  происходит через  мать. При ее отсутствии

ребенок  испытывает состояние неудовлетворенности  и благодаря этому начинает

различать, выделять мать, так как отсутствие  матери для него  есть,  прежде

всего,  отсутствие наслаждения.  На этой стадии  не существует еще инстанции

"Сверх-Я",  и "Я"  ребенка находится в постоянном  конфликте   с "Оно".

Недостаток  удовлетворения  желаний,  потребностей ребенка  на  этой  стадии

развития как  бы "замораживает" определенное количество психической энергии,

происходит  фиксация  либидо,  что  составляет препятствие  для  дальнейшего

нормального развития. Ребенок, который не получает достаточно удовлетворения

своих оральных потребностей, вынужден продолжать  искать  замещение для их

удовлетворения и  не может поэтому перейти на следующую стадию генетического

развития.

     Эти  идеи 3. Фрейда послужили толчком  к изучению критических периодов, в

течение которых складываются благоприятные условия для решения свойственной

возрасту  генетической  задачи. Если  она  не  решается,  то ребенку гораздо

труднее решать задачи следующего возрастного периода.

     На  оральной стадии фиксации  либидо  у человека, по  мнению  3.  Фрейда,

формируются    некоторые    черты    личности:    ненасытность,    жадность,

требовательность,  неудовлетворенность  всем предлагаемым. Уже  на  оральной

стадии,   согласно  его  представлениям,  люди   делятся  на   оптимистов  и

пессимистов.

     Анальная  стадия (1-3 года), как и оральная, состоит   из  двух  фаз. На

этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом

внимания  ребенка, приучаемого к  опрятности. Теперь  детская  сексуальность

находит  предмет  своего  удовлетворения  в  овладении  функциями  дефекации,

выделения. Здесь  ребенок  встречается со многими  запретами, поэтому внешний

мир выступает перед  ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие

приобретает здесь  конфликтный характер. По отношению  к Поведению ребенка на

этой стадии можно  сказать, что полностью образована инстанция "Я",  и теперь

она способна контролировать импульсы "Оно". "Я" ребенка  научается разрешать

конфликты,   находя   компромиссы   между   стремлением  к   наслаждению   и

действительностью.  Социальное  принуждение,   наказания  родителей,   страх

потерять   их  любовь  заставляют   ребенка  мысленно   представлять   себе,

интериоризировать  некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться

"Сверх-Я" ребенка как часть его "Я",  где в основном заложены  авторитеты,

влияние  родителей  и взрослых  людей, которые играют  очень  важную роль  в

качестве  воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся

на  анальной стадии,  по мнению психоаналитиков,-- аккуратность, опрятность,

пунктуальность;   упрямство,   скрытность,   агрессивность;  накопительство,

экономность, склонность к коллекционированию. Все эти  качества -- следствие

разного  отношения  ребенка к естественным, телесным  процессам, которые были

объектом  его  внимания во  время приучения  к  опрятности еще на  доречевом

уровне развития.

     Фаллическая   стадия  (3-5  лет)  характеризует   высшую ступень  детской

сексуальности. Ведущей  эрогенной зоной становятся генитальные  органы. До сих

пор   детская  сексуальность   была  аутоэротичной,  теперь  она становится

предметной,  то есть  дети начинают  испытывать сексуальную  привязанность к

взрослым  людям. Первые люди, которые  привлекают  внимание  ребенка,--  это

родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного  пола 3.

Фрейд назвал  Эдиповым-комплексом  для мальчиков и комплексом Электры для

девочек,  определив  их  как  мотивационноаффективные  отношения ребенка к

родителю  противоположного  пола.  В  греческом мифе  о  царе Эдипе,  убившем

своего  отца и  женившемся на матери,  скрыт, по мнению  3.  Фрейда,  ключ к

сексуальному комплексу:  мальчик испытывает влечение  к  матери,  воспринимая

отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх.

     Разрешение, или  освобождение от  Эдипова  комплекса совершается в конце

этой  стадии под  влиянием страха кастрации, который,  по  мнению 3. Фрейда,

вынуждает  мальчика  отказаться   от   сексуального  влечения   к  матери  и

идентифицировать  себя  с  отцом.  Посредством  вытеснения  этого  комплекса

полностью дифференцируется инстанция "Сверх-Я".  Именно  поэтому преодоление

Эдипова  комплекса  играет важную роль в психическом  развитии ребенка. Таким

образом,  к  концу  фаллической  стадии  все три  психические инстанции  уже

сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Главную роль

играет инстанция  "Я". Она сохраняет  память прошлого, действует  на  основе

реалистического мышления. Однако эта инстанция должна теперь бороться на два

фронта:   против  разрушительных  принципов  "Оно"  и  одновременно   против

строгости "Сверх-Я". В этих условиях появляется состояние тревоги как сигнал

для  ребенка, предупреждающий  о внутренних или внешних опасностях.  В этой

борьбе  механизмами  защиты  "Я" становятся вытеснение и  сублимация.  По 3.

Фрейду, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются  до пяти лет; именно

в  это время  формируются главные структуры  личности. По  мнению 3.  Фрейда,

фаллической  стадии  соответствует  зарождение  таких   черт  личности,  как

самонаблюдение,  благоразумие,   рациональное   мышление,  а  в   дальнейшем

утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

     Латентная   стадия  (5-12   лет)  характеризуется   снижением   полового

интереса.  Психическая  инстанция  "Я"  полностью  контролирует  потребности

"Оно"; будучи  оторванной от  сексуальной цели, энергия либидо переносится на

освоение общечеловеческого  опыта, закрепленного в науке  и культуре,  а также

на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами

семейного окружения.

     Генитальная  стадия (12- I8 лет) -- характеризуется возвращением детских

сексуальных стремлений,  теперь  все бывшие эрогенные  зоны  объединяются, и

подросток, с точки  зрения З.Фрейда, стремится  к одной  цели -- нормальному

сексуальному общению. Однако, осуществление нормального  сексуального общения

Информация о работе Фрейд