Формирование я-концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 00:17, контрольная работа

Описание

Данная работа посвящена изучению выразительности речи и её источникам в художественной речи. Работа преследует цель исследовать выразительность, как совокупность особенностей речевой структуры, и изучить пути воздействия источников выразительности в художественной речи.
Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и туже тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Понятие выразительности…………………………………………………….....3
Средства выразительности. Благозвучие речи…………………………………5
Лексика как основной источник выразительности речи………………………6
Заключение……………………………………………………………………….9
Список использованной литературы…………………………………………..10

Работа состоит из  1 файл

Психология 2.docx

— 42.55 Кб (Скачать документ)

 

Список использованной литературы

1. Головин И.Б. Основы  культуры речи. Санкт - Петербург:  Слово, 1983.

2. Розенталь Д.Э. Практическая  стилистика. М.: Знание, 1987.

3. Розенталь Д.Э., Голуб  И.Б. Секреты стилистики: правила  хорошей речи М.: Знание, 1991.

4. Фармина Л.Г. Учимся говорить правильно. М.: Мир, 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение

Средства выразительности. Благозвучие речи

Лексика как основной источник выразительности речи

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Разговорно-бытовой  стиль речи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..13

Разговорная речь…………………………………………………….15

Разговорно-бытовой стиль………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………..20

Список использованной литературы………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Разговорно-бытовой стиль речи.

Введение 

Высокие достоинства русского языка создаются его огромным словарным запасом, широкой многозначностью  слов, богатством синонимов, неисчерпаемой  сокровищницей словообразования, многочисленностью  словоформ, особенностями звуков, подвижностью ударения, четким и стройным синтаксисом, разнообразием стилистических ресурсов.

Понимание стилей языка и  стилей речи позволяет уловить и  понять тесные и многие связи между  ними и речевой культурой общества и отдельного человека. Культуры речи нет без умения пользоваться стилями языка, создавать и пересоздавать стили речи. На связь между речевой культурой и учением о стилях указывали многие ученые, в их числе Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов и др.

Стили языка - это типы его  функционирования, его структурно-функциональные варианты, соотнесенные с типами социальной деятельности и. отличающиеся друг от друга совокупностями и системами  различий в степени активности средств  языка, достаточными для их интуитивного опознавания в процессе общения.

Функциональный стиль  языка - это разновидность литературного  языка, которая обслуживает ту или  иную сферу общественной жизни и  характеризуется определённым своеобразием отбора и использования языковых средств в зависимости от условий и целей общения.

Выделяются разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и художественный функциональные стили  языка.

Каждый стиль характеризуется  следующими признаками: а) условия общения; б) цель общения; в) формы (жанры), в которых  он существует; г) набор языковых средств  и характер их использования.

Функциональные стили  речи - основные, наиболее крупные речевые  разновидности, отличающиеся набором  языковых средств и обусловленные  различными сферами общения.

Современный русский литературный язык характеризуется строгой нормативностью, которая регламентирует употребление всякого рода вариантов: хронологических (старое, устаревающее и современное, новое), стилистических (разговорное, официально-деловое, профессиональное, поэтическое, нейтральное  и т.п.) или собственно нормативных (диалектное, просторечное, недопустимое или вполне литературное общеупотребительное).

Правильность речи – это  основа речевой культуры, основа, которая  позволяет беспредельно совершенствовать свое индивидуальное языковое мастерство, искусство слова. Для этого нужны  лишь настойчивость и знания, большое  желание, интерес и любовь к родному  языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разговорная речь

Разговорная речь — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Особенности

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

В этом стиле речи большую  роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи.

Непринуждённая обстановка общения обусловливает большую  свободу в выборе эмоциональных  слов и выражений: шире употребляются  слова разговорные (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать), просторечные (заржать, рохля, аховый, растрёпа), жаргонные (родители — предки, железно).

В разговорном стиле речи, особенно при быстром её темпе, возможна меньшая редукция гласных, вплоть до полного их выпадения и упрощения  групп согласных. Словообразовательные особенности: широко употребляются  суффиксы субъективной оценки. Для  усиления экспрессивности употребляется  удвоение слов.

 

 

 

 

 

 

Разговорно-бытовой  стиль

Разговорный (разговорно-бытовой) стиль — функциональный стиль, который  обслуживает сферу повседневно-бытового частного, неофициального общения.

Основными признаками речевой  ситуации, формирующей этот стиль, являются неофициальность и непринуждённость общения; непосредственность общения; неподготовленность речи (отсутствие предварительного отбора языкового  материала и предварительного обдумывания  высказывания); тесная связь с ситуацией (многие элементы сообщения могут  быть не выражены словесно, так как  непосредственно содержатся в ситуации, сопровождающей речь), большая роль мимики и жестов.

Разговорно-обиходный стиль функционирует в сфере повседневно-бытового общения. Этот стиль реализуется в форме непринужденной речи (монологе или диалоге) на бытовые темы, а также в форме частной, неофициальной переписки. Под непринужденностью общения понимают отсутствие установки на сообщение, имеющее официальный характер (лекция, выступление, ответ на экзамене и т.п.), неофициальные отношения между говорящими и отсутствие фактов, нарушающих неофициальность общения, например, посторонние лица. Разговорная речь функционирует лишь в частной сфере общения, в обиходе, дружеской, семейной и т.п. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима. Однако это не значит, что разговорно-обиходный стиль ограничивается бытовой тематикой. Разговорная речь может затрагивать и другие темы - разговор в кругу семьи или разговор людей, находящихся в неофициальных отношениях: об искусстве, пауке, политике, спорте и т.п.; разговор друзей на работе, связанный с профессией говорящих, беседы в общественных учреждениях, например поликлиниках, школах и т.п.  
Разговорно-обиходный стиль противопоставляется книжным стилям, так как они функционируют в одинаковых сферах общественной деятельности. Разговорная речь включает в себя не только специфические языковые средства, но и нейтральные, являющиеся основой литературного языка. Поэтому данный стиль связан с другими стилями, которые также используют нейтральные языковые средства.

Цель — общение, обмен  мыслями, впечатлениями.

Наиболее ярко проявляется  в устной форме речи, причём обычно диалогической. В письменной форме  разговорный стиль используется в области неофициальной переписки (частные письма, записки) и в дневниках.

Основными чертами обиходно-разговорного стиля являются уже указанные непринужденный и неофициальный характер общения, а также эмоционально-экспрессивная окраска речи. Поэтому в разговорной речи используются все богатства интонации, мимика, жесты. Одной из ее важнейших особенностей является опора на внеязыковую ситуацию, т.е. непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение. Например: (Женщина перед уходом из дома) Что мне надевать-то? (о пальто) Вот это, что ли? Или это? (о куртке) Не замерзну ли? Слушая эти высказывания и не зная конкретной ситуации, невозможно догадаться, о чем идет речь. Таким образом, в разговорной речи внеязыковая ситуация становится составной частью акта коммуникации.  
Обиходно-разговорный стиль речи имеет свои лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной речи является ее лексическая разнородность. Здесь встречаются самые разнообразные и тематическом и стилистическом отношении группы лексики: общекнижная лексика, термины, иноязычные заимствования, слова высокой стилистической окраски, а также факты просторечия, диалектов, жаргонов. Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик; во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях - серьезной и шутливой, и в последнем случае возможно использование разнообразных элементов.

К обиходно-бытовому просторечию  могут быть отнесены слова, которые  по своей семантике и дополнительной экспрессивно-стилистической оценочной  сущности еще более снижены. Сфера  их распространения уже, чем разговорно-бытовой  лексики. В понятии «просторечие»  соединяется указание на принадлежность к особой стилевой группе и, что особенно существенно, указание на стилистическую окраску. К подобным словам относятся, например, батя (отец), безотцовщина, бодяга (в выражении бодягу разводить), братан, сеструха, верняк, сачок. Эти и многие другие слова иногда бывает нелегко отграничить, от собственно разговорных, так как просторечие (если оно не грубое, вульгарное или бранное по стилистической сущности) в целом не является ярко выраженным нарушением норм разговорной речи.

Разговорный стиль предназначен для повседневного общения, поэтому  его иногда называют обиходно-бытовой. Он может использоваться как в  устной, так и в письменной речи и служит для разговоров со знакомыми  или незнакомыми людьми в обыденных  ситуациях.

Цель разговорного стиля  – неофициальное общение, обмен  мыслями, чувствами, впечатлениями. Как  правило, в повседневной практике общения  люди не озабочены формой выражения  своих мыслей. Конечно, всегда нужно  стремиться говорить правильно и  культурно. И все же разговорная  речь в большинстве случаев не продумывается заранее и потому характеризуется непринужденностью, непреднамеренностью. Следовательно, к разговорной речи предъявляются  менее жесткие требования, чем  к речи в других стилях. Здесь  допускаются нечеткость произнесения слов, лексическая неточность, широкое  использование местоимений вместо имени.

Порядок слов в разговорной  речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация концентрируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются интонационным выделением. Вообще же порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.

Разговорная речь характеризуется  эмоциональностью, поэтому в ней  часто встречаются эмоционально окрашенные слова (болтун, врун), фразеологические обороты, слова с суффиксами субъективной оценки (домище, большущий, мамочка, родненький), междометия (ах, ну), частицы, обращения, вводные слова. К синтаксису разговорной речи требования также снижены: можно использовать инверсию (нарушение порядка слов в предложении), повторы. В разговорной речи нередки эллиптические конструкции (такие, где выпущены какие-либо члены предложения, в том числе и главные).

В разговорной речи важную роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Основная форма реализации разговорного стиля – диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Русский язык – один из самых  богатых и развитых языков мира: он обладает богатым словарным запасом  и терминологией по всем отраслям науки и техники, выразительной  краткостью и ясностью лексических  и грамматических средств развитой системой функциональных стилей, способностью отразить все многообразие окружающего  мира.

Высокий уровень функционального  развития русского языка открывает  широкие возможности для его  разнообразного употребления во всех сферах общественной жизни, посредством  русского языка может быть передана самая разнообразная информация и выражены тончайшие оттенки  мысли. На русском языке создана  получившая мировое признание художественная, научная и техническая литература. Максимальная полнота общественных функций русского языка и его  относительная однородность, богатейшая письменность, содержащая как оригинальные произведения, так и переводы всего  ценного, что создано мировой  культурой и наукой, - все это  обеспечило высокую степень коммутативной  и информативной ценности русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Введенская Л.А Павлова  Л.Г Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д, 2001.

2. Дроняева Т.С Клунина Н.И Бирюкова И.В. Стилистика современного русского языка: Практикум.М 2002.

3. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и и практика обучения. М 2001.

4. Никитина Е.И. Русская  речь: Учеб. Пособие по развитию  связной речи для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/Науч. ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1995.

5. Культура русской разговорной  речи. (Земская Е.А Китайгородская  М.В. 1985г.) www.mediaterra.ru/rhetoric.

 


Информация о работе Формирование я-концепции