Формирование самооценки младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание

Актуальность формирования самооценки младших школьников на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества. Данная тема нашла своё отражение в таких документах как: «Конвенция о правах ребёнка», которая гласит о том, что «… государства-участники обязуют уважать право ребёнка на сохранение своей индивидуальности…» [2]. Также в Законе РФ «Об образовании», в статье под названием « Принципы государственной политики в области образования» говорится о том, что «…гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…»[1].

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования самооценки младших школьников. 5
1.1. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии. 5 1.2. Факторы формирования самооценки младших школьников. 10

Глава II. Практические основы формирования самооценки младших школьников. 19
2.1. Описание диагностик самооценки младших школьников. 19
2.2. Модель факторов формирования самооценки младших школьников. 22

Заключение. 24
Список использованной литературы. 25

Работа состоит из  1 файл

ЦЕЛАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 47.75 Кб (Скачать документ)

В школе  ребенок встречается  с четкой и развернутой  системой моральных  требований. Старшие  следят за тем, чтобы  эти требования соблюдались  и усваивались  детьми – это путь к формированию у  них общественной направленности личности. «Обращенность к  коллективу» ведет  к тому, что младший  школьник начинает сознательно  подчинять свои пробуждения  тем общим целям  и задачам, которые  стоят перед ним  и его сверстниками, учится управлять  своим поведением.

Изменения нравственной сферы  связанно с появлением у младшего школьника  собственных взглядов, отношений, собственных  требований и оценок. Какие же изменения  происходят в самооценке младшего школьника? С появлением новых  видов деятельности, с возникновением новых связей с  окружающими у  ребенка возникают  и некоторые новые  критерии, мерки оценки, как своих товарищей, так и самого себя. Опираясь на суждения учителя, родителей  и товарищей он оценивает себя –  в отношении всего  того, что связанно со школой. Это не значит, что его  оценки правильны  - часто бывает наоборот. Оценка себя скорее говорит о желаниях ребенка, чем о  действительном положении  дел. Ребенок –  первоклассник может  быть уверен, что  он хороший ученик( хотя сидит на уроках плохо, неважно осваивает  учебные навыки), так как вносит в свою работу много  старания и рвения. Он и товарищей  по классу начинает оценивать не только с точки зрения того, как они играют во время перемен. Но и с точки  зрения их качеств как учеников (знающий – малознающий, активный – пассивный). Так в жизни школьника появляются новые категории ценимых явлений и соответственно оценок. Вначале он это плохо осознает, но в его поведении, в его отношении к фактам школьной жизни, в высказываниях по тому или иному поводу это выявлено четко.

Ознакомление  с новыми явлениями  окружающей жизни, с  фактами человеческой истории, с произведениями искусств, с миром  природы не только расширяют у детей  круг представлений  о действительности. У них складывается определенное отношение  к ним.

В формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные  воздействия учителя. Роль данных воздействий  на формирование самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина). Авторы указывают на необходимость  учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность  отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания  школьником собственного уровня развития. Отмечается необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна  для самооценки, чем  «неопределенная  оценка».

Усваивая  в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под  воздействием оценочных  суждений других ( учителей, сверстников0 относиться определенным образом  как к реальным результатам своей  учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей  определенностью  различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными  личностными качествами. Так у ученика  в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.

В самооценке отражается то, что  ребенок узнает о  себе от других, и  его возрастающая собственная активность, направленная на осознание  своих действий и  личностных качеств.

Дети  по-разному относятся  к допускаемыми ими  ошибками. Одни, выполнив задание, тщательно  его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают  работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить  ее из рук. На замечание учителя: « Ты допустил ошибку в работе» - ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой спрашивают: «Где? Какая?» - и безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным  промахам, недостаткам  только в учении, но и в поведении  – важнейший показатель самооценки личности.

Наиболее  естественно, как  уже отмечалось, реагируют  на ошибки в их работах  дети с правильной самооценкой. Они  обычно даже с интересом  самостоятельно ищут ошибку: Дети с низким уровнем самооценки, если им предложить самим найти ошибку, обычно молча, перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят.

Как уже  говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его отношение  к уже достигнутому, но и то, каким  он хотел бы быть, его стремления, надежды.

Самооценка  ребенка обнаруживается не только в том, как  он оценивает себя, но и в том, как  он относится к  достижениям других. Дети с завышенной самооценкой не обязательно  расхваливают себя, но зато они охотно отрицают все, что  делают другие. Ученики  с заниженной самооценкой, напротив, склонны  переоценивать достижения товарищей.

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и  все другие особенности  личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором  основная роль принадлежит  семье и школе.

Дети  с высокой самооценкой  отличались активностью, стремлением к  достижению успеха как  в учении и в  общественной работе, так и в играх.

Совсем  по-иному ведут  себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность –  неуверенность в  себе. Во всех своих  начинаниях и делах  они ждут только неуспеха.

Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в  том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается  в одобрении, в  положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но  совсем выводит  из стоя, действует  угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда  его труд игнорируется, не замечается.

В ходе учебно-воспитательного  процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно  положительно оценивают  свою учебную деятельность, а неудачи связывают  только с объективными обстоятельствами. Второклассники в особенности  третьеклассники  относятся к себе уже более критично, делая предметом  оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в  учении.

Постепенно  возрастает и самостоятельность  самооценок. Если самооценки первоклассников  почти полностью  зависят от оценок их поведения и  результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов  оценивают достижения более самостоятельно, делая как мы уже  говорили, предметом  критической оценки и оценочную деятельность самого учителя ( всегда ли он прав, объективен ли).

На протяжении школьного обучения, уже в пределах начальных классов, смысл отметки  для ребенка существенно  меняется; при этом он находится в  прямой связи с  мотивами учения, с  требованиями, которые  сам школьник к  себе предъявляет. Отношение  ребенка к оценке его достижений все  больше и больше связывается  с потребностью иметь  возможно более достоверное  представление о  самом себе.

Следовательно, роль школьных оценок не исчерпывается  тем, что они должны воздействовать на познавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место  среди других. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они  сами ранжируют себя и своих товарищей  как отличников, средних. Слабых, старательных или нестарательных, ответственных или  безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных.

Основная  тенденция в становлении  самооценки заключается  в постепенном  выделении ребенком тех или иных качеств  из отдельных видов  деятельности и поступков, обобщении их и  осмыслении сначала  как особенностей поведения, а затем  и как относительно устойчивых качеств  личности.

Развитие  самооценки у детей, по мнению П.Т. Чаматы, проходит в два  этапа: на первом дети, оценивая себя, ограничиваются главным образом  оценкой своих  действий и поступков, а на втором в сферу  самооценки включаются внутренние состояния  и моральные качества личности. Формирование второго, высшего этапа самооценки начинается в подростковом  возрасте и продолжается в течение всей жизни человека по мере накопления социального опыта и дальнейшего умственного развития [16].

Но формирование у ребенка определенного  круга ценностей  происходит, конечно, не только в школе. Ребенок черпает  их из книг, из бесед  со своими близкими , их таких источников информации, как радио  и телевидение.

Часть оценок переносится  ребенком на самого себя – это оценки поведения и качеств  личности. Уже после  первого полугодия  первоклассник имеет  достаточно отчетливые критерии оценки результата учебной работы. При  этом выявляется такая  закономерность –  сначала у ребенка  формируются критерии оценки и их применения по отношению к  другим, а затем  – и далеко не в полной форме  – по отношению  к  себе.

Большинство детей могу и в  конце первого  года обучения предразобраться  в качествах человека, которые обнаруживают себя в определенных формах поведения: сильный, ловкий, быстрый, вежливый, грубый и т.д. Но он затрудняется оценивать  качества, в которых  проявляется внутреннее отношение человека к другим людям. Оценить  самого себя в этом плане первокласснику представляется еще  более трудной  задачей. В отношении  ряда своих качеств  он вообще затрудняется дать ответ, а применительно  к тем, о которых  он может что-то сказать, обнаруживается субъективность и неточность.

Постоянно сталкиваясь с  оценками своей учебной  работы и работы товарищей  по классу, младший  школьник начинает разбираться  в известной мере в своих собственных  силах и учебных  возможностях. У него складывается определенный уровень притязаний на оценки за письмо, устные ответы и т.д. Первоначально  уровень  притязаний носит  устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается, причем характерно, что он достаточно дифференцирован, т.е. зависит от того, чем занимается ребенок и на сколько это для него значимо.

Нередко у школьников наблюдается  явная переоценка своих сил и возможностей. Может появиться чувство зазнайства: необоснованно завышая свои возможности, школьник ставит перед собой задачи, выполнить которые он не может. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми, встречает отпор коллектива и может стать причиной конфликта в отношениях с его членами. Кроме того, многократное столкновение неадекватной, завышенной самооценки с неудачами в практической деятельности порождает тяжелые эмоциональные срывы. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе, что приводит к острым переживаниям и неадекватному поведению.

Внутренний  конфликт может вызвать  расхождение между:

  • Самооценкой и оценками, которые дают человеку другие люди;
  • Самооценкой и идеальным «Я», к которому стремится человек.

С развитием  личности младшего школьника  белее точным становится его знание о себе, более правильной самоориентация, совершенствуется умение разбираться  в своих силах  и возможностях, возникает  стремление действовать  в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. При чем самооценка становится не только более обоснованной, но и захватывает  более широкий  круг качеств.

 

 

 

 

 

Выводы.

Центральной характеристикой  любой личности является «Я - концепция».

Самооценка  делится на три  составляющие: когнитивную, поведенческую и  оценочную.

Самооценка  определяется как  сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.

Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность - это возрастная норма для данного периода развития личности.

Основными факторами, влияющими  на формирование самооценки детей младшего школьного  возраста, являются оценочные воздействия  учителя, родителей  и их отношение  к учебной деятельности.

Учебная деятельность является одним из важнейших  факторов, оказывающим  влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому  учитель начальных  классов должен знать  психологические  особенности младших  школьников и учитывать  индивидуальные особенности  самооценки в учебном  процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Практические основы формирования самооценки младших школьников.

2.1. Описание диагностик  самооценки младших школьников.

 

Существует немало методик  на выявление уровня самооценки. Практически  все они делятся по возрастам. Но нам нужны методики непосредственно  для выявления уровня самооценки младших школьников. Опишем некоторые  из них.

Информация о работе Формирование самооценки младших школьников