Формирование памяти в онтогенезе. Тренировка памяти. Аномалии памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:38, реферат

Описание

Память – это очень сложный психический процесс, позволяющий человеку запоминать, воспроизводить, применять ту информацию, которую он смог усвоить. У каждого человека способности памяти сугубо индивидуальны, у кого – то она изначально лучше развита, а кто – то постоянно жалуется на слабое ее развитие. Со временем память может истощать свои ресурсы ввиду различных обстоятельств. Существует множество способов и средств, с помощью которых можно улучшить ее, и главное, взяться за это вовремя.

Содержание

1. Понятие памяти……………………………………………………….....3
2. Формирование и развитие памяти в онтогенезе……………………….4
3. Тренировка памяти………………………………………………………7
4. Аномалии памяти……………………………………………………….11
5. Заключение…….…………………...……………………………………13
6. Литература……………………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

Формирование памяти в онтогенезе. Тренировка памяти. Аномалии памяти.docx

— 247.37 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Понятие памяти……………………………………………………….....3

2. Формирование и развитие памяти в онтогенезе……………………….4

3. Тренировка памяти………………………………………………………7

4. Аномалии памяти……………………………………………………….11

5. Заключение…….…………………...……………………………………13

6. Литература……………………………………………………………….14 
                                        1. ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ

Память  — это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная  шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек  без памяти не был бы человеком. Любая  простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ  воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли  бы понять ни одного предложения, так  как, не успев дочитать до конца, забыли      бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной,     если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.   Память — это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, который делает возможным использование опыта в деятельности и восстановление его в сфере сознания. Термин «память» удивительно многозначен. Говоря «я помню», человек может иметь в виду     совершенно разные вещи. Например, то, что он владеет какими-либо сведениями (я помню, что Париж — столица Франции), что он способен выполнять определенные действия (я помню, как пользоваться китайскими палочками для еды) или возвращаться к событиям, пережитым в прошлом (я помню, как встретил свою первую любовь). К явлениям памяти относят и узнавание. Способность человека запоминать вызывала интерес уже в глубокой древности. Мнемозина — богиня памяти в греческой мифологии — не только покровительствовала памяти, но и почиталась как мать девяти муз от брака с верховным божеством пантеона Зевсом. Таким образом, признавалось ведущее значение памяти для всех сфер деятельности человека. В современной психологии принято говорить о памяти как о «сквозном»- процессе, нарушения которого ведут к расстройству целостной работы психики [1].

 

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнаванием и восприятием предмета (так называемый «скрытый период») был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Обычно этот скрытый период не должен превышать нескольких дней, иначе ребенок будет не в состоянии узнать что-либо или кого-либо.

Постепенно  круг предметов, которые ребенок  узнает, увеличивается. Удлиняется и  скрытый период. К концу второю года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. К концу третьего года —  то, что воспринималось несколько  месяцев назад, а к концу четвертого — то, что было примерно год назад [2].

Прежде всего, у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же обнаруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни. Именно небольшой продолжительностью скрытого периода объясняется то, что первые наши воспоминания о детстве относятся к периоду четырех - пятилетнего возраста.

Развитие  произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания  связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них  вызывает интерес. Также следует  подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями [3].

Обстоятельно  изучил процесс формирования памяти А. Н. Леонтьев. Он в своих научных исследованиях руководствовался общей теорией культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского и специально интересовался тем, как у детей развиваются природные и социально обусловленные виды памяти, в частности механическая, непроизвольная и непосредственная память, с одной стороны, логическая, произвольная и опосредствованная память, с другой стороны. В исследовании, проведенном А. Н. Леонтьевым, в качестве испытуемых были взяты дети разного возраста и студенты. Возраст испытуемых менялся в пределах от 4-5 лет (дошкольники) до 18-20 лет (студенты). В группе испытуемых каждого возраста отдельно изучалась продуктивность природных и социально обусловленных видов памяти. Соответственно, делались выводы о сравнительной продуктивности различных видов памяти в разных возрастах и о динамике их развития при переходе из возраста в возраст. В процессе проведенного исследования получены результаты, отраженные на рисунке 1:

                                                          Рисунок 1.

В дошкольном возрасте (4-5 лет) все виды памяти ребенка еще очень слабо развиты, причем продуктивность природных и социально обусловленных видов памяти примерно одинакова. Вместе с тем, этот возраст представляет собой, по-видимому, начальный этап развития у ребенка социально обусловленных видов памяти: произвольной, опосредствованной и логической. К моменту поступления детей в школу их память оказывается уже достаточно развитой для того, чтобы с успехом усваивать материал школьной учебной программы в том объеме, в каком он дается в обычной общеобразовательной школе. В это время намечается важная тенденция в развитии всех видов памяти, которая в неизменном виде сохраняется в течение всего школьного обучения: преимущество в функционировании и опережающее развитие у детей природных видов памяти. Эти виды памяти по своей продуктивности в детстве существенно превосходят социально обусловленные виды памяти на протяжении всех лет обучения детей в школе. Дети всех школьных возрастов гораздо лучше запоминают учебный материал за счет непроизвольной, непосредственной и механической памяти, чем за счет произвольной, опосредствованной и логической памяти. Имеются, правда, определенные возрастные различия и в этом отношении между детьми. От младшего школьного возраста к подростковому возрасту продуктивность природных видов памяти у детей растет быстрее, чем продуктивность социально обусловленных видов памяти, и разница между ними достигает максимума именно в подростковом возрасте. Далее тенденция развития обсуждаемых видов памяти меняется: быстрее начинают развиваться социально обусловленные виды памяти, а развитие природных видов памяти, напротив, замедляется.

Гипотетически, продолжая этот процесс далее, за пределы юношеского возраста, можно  предположить, что в какое-то время  обе линии развития памяти должны будут пересечься и на первый план выйдет развитие у человека социально  обусловленных видов памяти. Экстраполируя, то есть мысленно продолжая, представленные на рисунке, иллюстрирующие процессы развития у детей разных видов памяти, можно предположить, что пересечение соответствующих кривых приходится на возрастной диапазон в 30 - 40 лет. Это значит, что примерно в этом возрасте у человека происходит качественный перелом в развитии памяти. На первое место выходят социально обусловленные виды памяти, которые далее опережают в своем развитии природные ее виды. Начиная с этого момента времени человек, по-видимому, преимущественно пользуется уже социально обусловленными, а не природными видами памяти. Что же происходит далее с самими природными видами памяти человека? Если он специально не упражняет свою природную память и относительно редко обращается к ее использованию, то природная память или останавливается в своем развитии, или постепенно ухудшается с возрастом. Последнее явление, кроме причины, указанной выше, можно объяснить следующим образом. С возрастом мозг человека стареет, его возможности ухудшаются, и это неизбежно сказывается на памяти (вспомним, что природные виды памяти самым тесным образом связаны с работой мозга). К счастью, общего ухудшения памяти человека при этом долго не происходит, так как недостатки природной памяти с успехом компенсируются развитием социально обусловленной памяти, которая может развиваться и совершенствоваться относительно независимо от работы мозга [4].

 

3. ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ

Существует  мнение, что память, подобно мускулам, можно тренировать. Чем больше ее тренировать, тем лучше она становится. Однако, развитие умственных и физических способностей подчиняется различным закономерностям, и механическое уравнивание тренировки памяти и тренировки мускулов недопустимо. Тренировка стихийно сложившихся механизмов памяти, с одной стороны, вызывает психическую усталость, а с другой - загружает сознательную память несущественным материалом и тем самым затрудняет восприятие существенного [5].

Чтобы совершенствовать и развивать память, вы можете использовать следующие приемы:

1. Повторение  заученного. Нужно периодически освежать в памяти все запомненное (перечитывать, продумывать, перелистывать и т. д.).

2. Целенаправленные  упражнения. Путем специальных упражнений  можно развить все виды памяти. Здесь можно предложить: заучивание  цифрового материала, заучивание  текстов прозы и стихов, запоминание  образов. В последнем случае  можно рекомендовать метод известного  русского художника Айвазовского.

К примеру, на прогулке вы залюбовались поразившим вас пейзажем. Чтобы запечатлеть  его в памяти, надо взглянуть на пейзаж внимательно несколько раз  подряд, закрывая и открывая глаза  и сравнивая при этом то, что  вы видите, с тем, что вы представляете, когда ваши глаза закрыты. При  известной тренировке зрительное впечатление  будет становиться все полнее и ярче. При мгновенной оценке обстановки или когда вам понадобится  в считанные секунды запомнить  большой объем зрительной информации, навыки запоминания, приобретенные  этим методом, очень пригодятся.

3. Тренировка наблюдательности. Чтобы  запомнить виденное, надо развивать наблюдательность. Наблюдательность способствует улучшению непроизвольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д.

4. Гигиена памяти. Память является  важнейшей функцией интеллекта. Можно вполне уверенно сказать:  есть память —  есть человек, нет памяти — нет человека. Поэтому каждый человек должен соблюдать гигиену памяти. В этом отношении можно рекомендовать следующее:

при утомлении и переутомлении  нельзя постоянно «взбадривать»  себя тонизирующими напитками (чай, кофе, курение, алкоголь). Вред этих взбадриваний заключается в том, что, избавляя себя от чувства усталости, человек не снимает утомления и переутомления;

при интенсивных занятиях умственного  характера (чтение, письмо, составление  документов, подготовка к важным мероприятиям) целесообразно через 40-45 минут делать небольшие разминки; не более, чем через два часа желательны перерывы в работе на 10-15 минут; необходима научная организация рабочего дня; крайне важен полноценный сон;

существенное значение для памяти имеет правильное питание; людям, занятым  активным умственным трудом, рекомендуется  ритмичное питание не реже 3-х  раз в день при обязательном употреблении жиров и сахара;

благотворное влияние на развитие всех интеллектуальных функций, том  числе и памяти, имеют хорошие, человеческие взаимоотношения в  семье и на службе [6].

Для улучшения запоминания используют методы мнемотехники. Мнемотехника — система внутреннего письма, основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

Мнемотехника применяется для  запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность двухсот цифр, список из 50-100 телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, новые иностранные слова, грамматические правила и т. п. Методы мнемотехники позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации [7].

Технический арсенал современной  мнемотехники состоит из набора унифицированных  приёмов запоминания, позволяющих  запоминать разные сведения однотипно. Основной способ запоминания — приём  образования ассоциации (связка образов, кодирующих элементы запоминаемой информации).

Мнемоника позволяет запоминать информацию с однократного восприятия каждого  элемента. Например, 100 случайных слов (чисел) можно запомнить последовательно  с интервалом в среднем в 6 секунд.

При заучивании учебных дисциплин (физика, биология и т. п.) мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание  материала, поскольку методы запоминания  предписывают создавать в воображении  яркие образные иллюстрации для  понятий и определений.

Основные приёмы:

    1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
    2. Рифмизация
    3. Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
    4. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
    5. Метод Цицерона на пространственное воображение
    6. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
    7. Методы запоминания цифр:

                            закономерности

                            знакомые числа.

 

4. АНОМАЛИИ ПАМЯТИ

Нарушения памяти бывают чрезвычайно разнообразными. В качестве особых форм аномальной памяти в клинической литературе описаны не только ослабление или  полное выпадение памяти, но и ее усиление.

1.Гипомнезия.

Гипомнезия - ослабление, снижение памяти или отдельных ее компонентов, недостаточность побуждения к действиям, может иметь различное происхождение. Она может быть связана с возрастными изменениями, или быть врожденной, или появиться как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов и др.). Такие больные, как правило, характеризуются ослаблением всех видов памяти. Особенно характерна гипомнезия для сосудистых, травматических и атрофических процессов головного мозга. Если болезнь распространяется только на текущие, недавние события, то применяют термин фиксационная гипомнезия. При затруднениях воспроизведения говорят об анэкфории.

При этом заболевании  наряду с неудовлетворительным запоминанием человек не может вспомнить некоторые  события прошлого. Развитие гипомнезии подчиняется закону Рибо-Джексона (обратный ход памяти), когда накопленная за всю жизнь информация постепенно теряется в порядке, обратно пропорциональном приобретению ее, т.е. от настоящего к прошлому. В первую очередь при этом страдает механическая память на имена, номера телефонов, точные даты, важные жизненные события. В таких случаях люди, не полагаясь на свою память, обычно пользуются записными книжками [8].

Информация о работе Формирование памяти в онтогенезе. Тренировка памяти. Аномалии памяти