Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интелектуальном развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 11:29, дипломная работа

Описание

Гипотеза исследования. Несформированность внеситуативных форм общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью связана не только с недостатками их познавательной деятельности, но и с отсутствием системы работы по их формированию. Внеситуативные формы общения могут быть сформирована у дошкольников в ходе специально организованных занятий.

Объект исследования - общение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования. Процесс формирования внеситуативно- познавательной и внеситуативно-личностной формы общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Содержание

Введение ..............….…………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы общения детей

дошкольного возраста с проблемами в

интеллектуальном развитии............………….

5

1.1. Особенности формирования общения

детей дошкольного возраста с нормальным

психическим развитием...................

5

1.2. Понятие «задержка психического

развития» и ее классификация.........…………….

18

1.3. Особенности общения детей дошкольного

возраста с проблемами в интеллектуальном

развитии.....................................………

……. 19

Глава 2. Направление коррекционной работы по

формированию общения у детей

дошкольного возраста с проблемами в

интеллектуальном развитии............……………….

26

2.1. Методика экспериментального

исследования..............................………………

.. 26

2.2. Особенности общения со взрослыми

старших дошкольников с задержкой

психического развития..................…………….

31

2.3. Развитие общения у дошкольников с

проблемами в интеллектуальном развитии в

процессе обучения......................……………..

35

Заключение...........................……………..

48

Список использованной литературы……….

50

Работа состоит из  1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ.doc

— 283.00 Кб (Скачать документ)

  ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

  УНИВЕРСИТЕТ им. А.С. ПУШКИНА

  ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

  ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

  ВОЗРАСТА  С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОМ  РАЗВИТИИ

  Студентки 5 курса факультета Коррекционной  педагогики и специальной психологии

  Маркевич  Ирины Анатольевны

  Научный руководитель __________________

  Санкт –  Петербург

  2001 год

  СОДЕРЖАНИЕ

  Введение ..............….…………………………. 3

  Глава 1. Теоретические  основы проблемы общения детей

  дошкольного возраста с проблемами в

  интеллектуальном  развитии............………….

  5

  1.1. Особенности  формирования общения

  детей дошкольного  возраста с нормальным

  психическим развитием...................

  5

  1.2. Понятие  «задержка психического

  развития» и ее классификация.........…………….

  18

  1.3. Особенности  общения детей дошкольного

  возраста  с проблемами в интеллектуальном

  развитии.....................................………

  ……. 19

  Глава 2. Направление  коррекционной работы по

  формированию  общения у детей

  дошкольного возраста с проблемами в

  интеллектуальном  развитии............……………….

  26

  2.1. Методика  экспериментального

  исследования..............................………………

  .. 26

  2.2. Особенности  общения со взрослыми

  старших дошкольников с задержкой

  психического  развития..................…………….

  31

  2.3. Развитие  общения у дошкольников с

  проблемами  в интеллектуальном развитии в

  процессе  обучения......................……………..

  35

  Заключение...........................……………..

  48

  Список  использованной литературы……….

  50

  Приложение.........................………..... 53

  ВВЕДЕНИЕ

  Актуальность  темы. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. 
Большое значение придается проблеме психологической подготовки детей к школе, в решении которой ведущую роль играет общение с взрослым как центральное звено когнитивного и волевого развития ребенка. В последние годы отечественные исследователи уделяли большое внимание проблеме общения нормально развивающихся дошкольников (З.М.Богуславская [3], Л.Н.Галигузова 
[16], М. И Лисина [28], Е.О.Смирнова [46] и др.). Однако до сих пор, несмотря на значимость проблемы, недостаточно изучены особенности общения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (Д.Й.Аугене 
[1], Ж.Н.Головина [14], Е.С.Слепович [44]), не разработана система работы по развитию общения.

  Цель исследования состояла в разработке методической системы, направленной на формирование у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта внеситуативных форм общения с взрослыми. Цель дипломной  работы была реализована в процессе решения следующих задач; 
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме.

  2. Разработка  системы работы по развитию  внеситуативных форм общения  у детей дошкольного возраста  с интеллектуальной недостаточностью.

  3. Выявление  особенностей общения с взрослым детей старшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии.

  Гипотеза  исследования. Несформированность внеситуативных форм общения у детей дошкольного  возраста с интеллектуальной недостаточностью связана не только с недостатками их познавательной деятельности, но и с отсутствием системы работы по их формированию. Внеситуативные формы общения могут быть сформирована у дошкольников в ходе специально организованных занятий.

  Объект  исследования - общение детей дошкольного  возраста с задержкой психического развития.

  Предмет исследования. Процесс формирования внеситуативно- познавательной и внеситуативно-личностной формы общения у детей дошкольного  возраста с задержкой психического развития.

  Научная и практическая значимость работы

  В результате исследований: 
1).Выявлены особенности общения у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии. 
2).Разработана методическая система формирования внеситуативных форм общения у детей с задержкой психического развития.

  Представленная методологическая система формирования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития внеситуативных форм общения с взрослыми, позволяет более эффективно решать задачу подготовки детей к школе.

  Методы: 
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы; 
-психолого-педагогический эксперимент; 
-наблюдение за дошкольниками во время их общения с взрослыми; анализ личных дел детей.

  ГЛАВА 1.

  ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА С

  ПРОБЛЕМАМИ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

  1.1. Особенности  общения детей дошкольного возраста  с нормальным психическим развитием.

  Человек не может жить, трудиться, удовлетворять  свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С  самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

  В психолого-педагогической литературе существует много определений общения.

  Общение- это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и  объединение их усилий с целью  налаживания отношений и достижения общего результата [32].Общение есть взаимодействие людей, вступающих в  него как субъекты.

  Для общения  необходимы, по крайней мере, два  человека, каждый из которых выступает  именно как субъект [34]. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. [26], [28].

  Осознать  важность общения для психического развития ребенка помогли наблюдения за развитием малышей в архаических  культурах. 
Многие наблюдатели обратили внимание на то, что раннее детство в условиях неевропейских архаических культур существенно отличается от детства ребенка в цивилизованных странах Европы и Америки.

  Прежде  всего, бросилась в глаза необычайная  длительность и интенсивность кормления  ребенка грудью, близкий телесный контакт матери и ребенка. Так, у австралийских аборигенов ребенка кормили грудью до 4-5 лет, мать носила его на бедре, где он спал и получал грудь по первому требованию в любое время. У народов Новой Гвинеи ребенка носили за спиной в тонкой сетке, привязывали на грудь или бедро. В Бали ребенок почти все время проводил на руках или на бедре матери, пассивно приспосабливался к ее движениям, его опыт непосредственно-эмоционального общения с матерью был необычайно богат. Тоже самое можно было встретить в совершенно иной культуре – у коренных обитателей Америки. Ацтеки прекращали кормление грудью, когда ребенку исполнялось 3 года. Большинство наблюдателей отмечало, что ребенка кормят по первому требованию; при этом кормление – не только средство утоления голода и жажды малыша, но и способ его успокоения, повод для игры и общения с ним.

  Но ярче всего тесный контакт с матери и ребенка выступает в африканских  культурах. Все дневная жизнь  младенца проходит на спине или бедре  матери; он бодрствует, играет с бусами, пассивно участвует в ее общении с другими людьми, спит. Сигналом для кормления является не только крик малыша, но и масса других признаков, которые мать фиксирует в силу близкого телесного контакта с ним: «рисунок» движений ребенка, бульканье в животе, мимика лица, ритм дыхания. Но вот наступает драматический для ребенка период – отлучение от груди. Драматический потому, что он означает не только переход к новому типу питания: резко падает интенсивность общения матери и ребенка, увеличивается число применяемых к нему наказаний, появляются новые требования, изменяется вся его жизнь.

  Так, на Филиппинах ребенка отлучают от груди в возрасте 2-2,5 лет; при этом мать уходит на несколько  дней и прекращает общение с ребенком.

  Драматизм этой ситуации для малыша состоит  еще в том, что до отлучения, он, как правило, занимает привилегированное положение в семье. С ним много общаются, не наказывают, удовлетворяют его желания, предъявляют механизм требований и т.д. после же отлучения он оказывается на самом «дне» социальной лестницы, разом лишась всех своих привилегий. Его притязания на общение отвергаются, возрастает число требований, за невыполнение которых наказывают.

  А как  обстоит дело у нас, в культурах, которые мы называем европейскими?

  Во-первых, внимание, которое оказывает ребенку  мать, намного слабее.

  Прежде  всего, европейская женщина не носит  своих детей на спине или сбоку. А если бы и носила, то напрасно: одежда надежно изолирует ребенка от близкого телесного контакта с матерью. Во-вторых, если даже малыша кормят грудью, то значительно реже, чем в большинстве архаических культур. 
Считается, что строгое расписание способствует хорошему пищеварению, дисциплинирует ребенка, приучает его к цикличности сна и бодрствования. Так ли это? Так, но не совсем. Выше мы уже говорили, что кормление это не только переливание молока из груди матери в желудок ребенка; это зрительный, слуховой и телесный контакт, общение.

  Все это  заставляет нас сделать вывод: средняя  «доза общения», которую получает в сутки маленький европеец, значительно  меньше той, что достается на долю африканского младенца.

  Итак, мы рассмотрели первые шаги воспитания в европейских и архаичных  культурах. И обнаружили любопытный факт: не всегда методы воспитания европейцев идут впереди архаичных . Кое в  чем европейским мамам следует  поучиться у африканских. Правда, это касается лишь такой формы, воспитания, как общение. [44].

  У маленьких  детей общение, как правило, тесно  переплетено с игрой, исследованием  предметов, рисованием и другими  видами деятельности и перемешивается с ними.

  Ребенок то занят своим партнером (взрослым, ровесником), то переключается на другие дела.

  Как же и  когда появляется потребность в  общении у детей? Исследования 
М.И. Лисиной [33] свидетельствуют о том, что сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослыми: он не отвечает на его обращения и, конечно, сам к нему не адресуется. А после 2-х месяцев младенцы вступают во взаимодействие с взрослыми, которое можно считать общением; они развивают особую активность ("комплекс оживления"), объектом которой является взрослый, и стремятся привлечь внимание взрослого, чтобы самим стать объектом такой же активности с его стороны.

  Первый  объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности –  человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности-комплекс оживления. Комплекс оживления это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления – это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого. [2]

  Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового тира деятельности – непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д.Б.Эльконина [53], специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности другой человек. Но если предмет деятельности другой человек, то эта деятельность – и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д.Б.Эльконин [54], а то, что предметом деятельности становится другой человек.

Информация о работе Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интелектуальном развитии