Формирование и сатновление личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:31, контрольная работа

Описание

Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту.
Центральный психический процесс переходного возраста - развитие самосознания. “Периодом возникновения сознательного “”я”, - пишет И.С. Кон, - “как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст

Содержание

Введение
1.Образ собственного «Я» в ранней юности …………………………………5
2.Развитие Я-концепции в раннем юношеском возрасте………………….…7
2.1Личностное самоопределение в ранней юности……………………….12
3.Становление мировоззрения ……………………………………………….14
4.Ценностные ориентации ……………………………………………………16
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по психологии..doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

Сформулированная главная  задача вполне соответствует тому, что ведущей деятельностью юности считается поиск своего места в жизни.

В поисках смысла своего существования, в наиболее общей  форме проявляется ценностно-смысловая  природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует  взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого “я”. Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека.

Личностное самоопределение  отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и  в ходе дальнейшего развития человек  приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Личностное самоопределение выступает основание собственного развития.

Такое понимание позволяет  нам выстроить целостную картину  самоопределения в юношеском  возрасте, в рамках которой обретает смысл пестрая мозаика различных  “самоопределений”, встречающихся в литературе. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределения.

В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность  которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста,— предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка («Я люблю исторические романы, стану-ка я историком»), затем с точки зрения его способностей («У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Я хочу помогать больным людям, стану врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?»).

Разумеется, интересы, способности  и ценности проявляются, хотя бы неявно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, как общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии), так и личные (осознание того, чего индивид хочет для себя), являются более обобщенными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязано. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышая успешность деятельности, в свою очередь, подкрепляют интерес. Четвертый этап — практическое принятие решения, т. е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: 1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему, 2) выбор специальности.

Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов.

 

Заключение

 

Ситуация развития в  юношестве определяется противоречием  биологической зрелости и социальной незрелости и отображается во внутреннем противоречии «чувства взрослости». Согласно И.С. Кону (1989), слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние  человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь  в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я - концепция.

Я-концепция возникает  у человека в процессе социального  взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

Периодом возникновения  сознательного "я", как бы постепенно ни формировались отдельные его  компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст. Практически  все психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста.

Рост самосознания и  интереса к собственному Я у подростков ведет к изменениям в характере  становления и структуре Я-концепции. В раннем юношеском возрасте (15-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином самоопределение.

 

Список использованной литературы:

 

1.Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1986.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968

3.Зеньковский Василий, прот., проф. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.- М., 1993.

4. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

5. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. - М., 2001

6.Психическое развитие воспитанников детского дома. / Под ред. И. Дубровиной, А. Г. Рузской.- М., 1990.

7.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000

8.Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека.- М. 2000.

9.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Наука, 1977

1 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

2 Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1986

3Зеньковский Василий, прот., проф. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.- М., 1993.

4 Зеньковский Василий, прот., проф. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.- М., 1993.

5 Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. -М., 2001




Информация о работе Формирование и сатновление личности