Физиология и психофизиология эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:48, контрольная работа

Описание

Психофизиология — область на стыке психологии, физиологии и математики, изучающая объективно регистрируемые сдвиги физиологических функций, сопровождающих психические процессы восприятия, запоминания, мышления, эмоций и т. п.
Психофизиология - область психологии и физиологии, изучающая объективно регистрируемые сдвиги физиологических функций, сопровождающих психические процессы восприятия, запоминания, мышления, эмоций и т.п.

Содержание

1. Введение.
2. Учение Ч. Дарвина о происхождение эмоций.
3. Функции эмоций и их значения.
4. Периферическая теория эмоций.
5. Центральная теория эмоций.
6. Информационная теория эмоций.
7. Эмоциональные состояния.
8.Эмоции и утомления.
9. Эмоции и реакции стресса.
10. Ликвидация или снижения эмоционального стресса.
11. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Физиология и психофизиология эмоций.doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

Стресс - этот термин, означающий в переводе с английского "напряжение, нагрузка", предложил почти полвека назад канадский биолог Ганс Селье. Так он обозначил общие изменения, происходящие в организме под действием самых разных (не обязательно нервных) напряжений и нагрузок.

Фрустрация — конфликтное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими, кажущимися непреодолимыми препятствиями на пути к достижению высокозначимых целей. В случае невозможности устранить причины фрустрации (невозвратимая потеря) может возникнуть глубокое депрессивное состояние. Следствием этого может стать ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п. Часто в состоянии фрустрации, вследствие невозможности преодолеть истинные причины этого состояния, человек ищет какие-либо компенсирующие выходы из положения. Например, уходит в мир грез, могут усилиться работа защитных механизмов Эго (по Фрейду).

Стресс — нервно-психическое перенапряжение, вызванное слишком сильным воздействием, адекватная реакция на которое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям.

Страсти и стрессы в отличие от настроений, аффектов и чувств играют в жизни в основном отрицательную роль. Сильная страсть подавляет остальные чувства, потребности и интересы человека, делает его односторонне ограниченным в своих устремлениях, а стресс вообще разрушающе действует на психологию и поведение, на состояние здоровья.

 
Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др. 
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что при стрессе (будь то болезнь, боль, физическое страдание или эмоциональное потрясение – сильное, слабое, длительное, кратковременное) включаются сложнейшие нервные механизмы. 
Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования. 
Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса. 
во-первых, в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не мешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям. 
Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу – гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становиться чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек, в отличие от первобытного, вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь – физкультура, интенсивная мышечная нагрузка. 
В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации.  
 
Причины и признаки стрессового напряжения. 
 
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся. 
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. 
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс. 
1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.  
Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным. 
2. Конфликт ролей. 
Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. 
Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. 
Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой. 
3. Неопределенность ролей
Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать. 
4. Неинтересная работа. 
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие "интересная" работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим. Успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справитесь с ней. 
Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс. 
Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе. Как же управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса? 
В ответ на острый стресс организм мобилизует внутренние резервы, необходимые для релаксации, борьбы или бегства. Далее острый стресс постепенно овладевает человеком. 
 
Советы и рекомендации, которые необходимо знать каждому. Первые три годятся практически для всех ситуаций -- даже для таких экстремальных, когда ни на секунду невозможно покинуть помещение, в котором находитесь. 
 
Для начала нужно поупражняться в отработке необходимых навыков, - поскольку способы выхода из состояния острого стресса надо уметь правильно и своевременно применять. Это поможет осуществить правильный выбор в каждом конкретном случае, - а это очень важно. 
 
1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения. Не забывайте, что противострессовое дыхание - главная составляющая психосоматического равновесия. 
 
2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы (язык пусть свободно лежит во рту). Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить 'язык лица и тела' путем расслабления мышц и глубокого дыхания (с особенно продолжительным выдохом). 
 
3. Инвентаризация. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Медленно, не торопясь, мысленно найдите в помещении, в котором Вы находитесь 7 красных предметов, 'переберите' все предметы один за другим. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой 'инвентаризации'. Говорите мысленно самому себе: 'Красная обложка тетради, красные занавески, красная ваза для цветов' и т. д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки. 
 
4. Смена обстановки. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу.) 'по цветам' (см. в пункте 3). 
 
5. Расслабление. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание свободное. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего медленно - внимание: очень медленно! - поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась). 
 
6. Отвлечение. Займитесь какой-нибудь деятельностью --- все равно, какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации исполняет роль громоотвода, - помогает отвлечься от внутреннего напряжения, 'спустить пар'. 
 
7.
Музыка. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней и только на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствуем полной релаксации, вызывает положительные эмоции. 
 
8. Арифметика. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный для вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни. 
 
9.
Общение. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется 'здесь и сейчас' и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом. 
 
10. Дыхание. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Теперь, взяв себя в руки, спокойно можно продолжить прерваннуюдеятельность. 

Утомление.

Утомление - это результат накопленных в течение жизни травм и шоков, которые сами по отдельности могут длится всего несколько секунд, но за всю жизнь совокупное время процессов может составить десятки часов. И это накопление травм, шоков и отвращения к работе приводит в конечном итоге к неспособности что-либо делать, а также к возникновению различных болезней.  
 
Утомление может быть воспитано с детства или приобретено в результате различных травм и шоков, которые человек получает в течении своей жизни. Стоит найти и устранить любую из этих причин и человек будет здоров. Следовательно существует несомненная связь между психическим состоянием человека, его внутренним состоянием, желаниями, комплексами и его болезнями - как функциональными, так и органическими на уровне физического тела. Схема этой связи проста: эмоции - мышцы - действие. Это завершенный цикл, но если убрать хотя бы одно звено, то возникают нарушения в нормальном потоке энергии. Так сильный продолжительный гнев без действия ведет к сердечно-сосудистой патологии; отсутствие нужной цели, свободы, отсутствие выбора ведет к травмам ног и т. д.  
 
В современном мире человек постоянно находится под гнетом со стороны общества. Он вынужден постоянно сдерживать себя, не проявлять свои эмоции и поэтому накапливает негативную, чуждая человеческой природе энергия, которая утомляет эмоционально, психически и физически. Человек становится носителем негативных эмоций, распространяет их вокруг себя, притягивает подобные нарушения и постепенно эти нарушения переходят в стадию различных заболеваний. 
 
Поэтому в развитии любой болезни присутствует психофизиологический компонент. Мышечные нарушения обычно вызываются стрессом. Реакция мышц, на стрессовое воздействие следующая: 
 
1) спазм, 
 
2) атония и слабость, 
 
3) напряжение, 
 
4) появление "участков заклинивания". 
 
Ниже приведена схема развития стресса и перехода его в заболевание: 
 
1) Раздражитель. 
 
2) Безрезультатность действия или безвыходность. 
 
3) Напряжение, гиперфункция внутренних органов, в том числе изменения на биохимическом уровне. 
 
4) Постоянный раздражитель становится стрессом. 
 
5) Начинается лечение с помощью химических средств (лекарств). 
 
6) Накопление дополнительных отрицательных факторов. 
 
7) Развитие болезни и переход ее в хроническую стадию. 
 
Чтобы остановить движение человека по этому пути необходимо разорвать создающуюся цепь. Результатом будет здоровый человек.  
 
Человеческие существа были созданы с реакцией на внешние раздражители, которые вызывают выработку в организме избыточного количества гормонов. В результате появления в крови дополнительных гормонов увеличивается артериальное давление, ускоряется число сердечных сокращений, мышцы напрягаются и все тело готово к действию. Дальнейшим необходимым этапом является последующее действие, но, как правило, этого не происходит. Т.к. в настоящее время количество раздражителей увеличивается, а количество возможностей "снятия" напряжения уменьшается. Да и люди просто забыли о необходимости находится в гармонии с природой. Напряжения накапливаются в теле до тех пор пока не находят выхода в виде различных болей, ослабления иммунной системы организма, снижения тонуса,усталости, сонливости и т.д.  
 
Выход из ситуации прост и сложен одновременно. Первое это необходимо устранить причину или второе найти возможность "снять" напряжение с помощью различного рода медитаций, эмоциональных разгрузок или физических упражнений. Главная задача при этом не потерять контроль над окружающим миром. Человек неспособный адекватно воспринимать окружающий мир теряет над ним контроль и начинает жить в виртуальном пространстве. С ним происходят несчастные случаи. Вещи оборачиваются против него, потому что он их не контролирует, не управляет ими. Будущее представляется ему плохим. Некоторые методики снятия напряжения и восстановления контроля над окружающим пространством приведены в приложении к настоящей работе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                 Заключение 

Эмоциональное переживание имеет субъективный характер, то есть переживается как состояние субъекта, чем резко отличается от всех остальных переживаний; в этом смысле удовольствие—неудовольствие и возбуждение—успокоение совершенно не отличаются друг от друга. Однако этот признак особенно присущ именно эмоциям; как известно, истинно субъективным состоянием является только эмоция. Чувства, разумеются, также являются субъективным состоянием, но в данном случае очень большую роль выполняет и объективный момент: ведь чувство переживается как отдельное свойство или сторона объекта, отраженные в нем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы. 

  1. Милнер  П. Физиологическая психология. - М., 2007.
  2. Изард К. Эмоции человека. - М., 2008.
 
  1. Анохин  П.К. Эмоции и эмоциональные расстройства. – М.: Москва, 1966. –420 с.
  2. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М., 2009
  3. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Т5 – М.: Москва,
  4. 1953. – 1020 с.
  5. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 2008
  6. Александров Ю.И. (ред.) Психофизиология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001
  7. http://www.psybasic.ru/?p=55
  8.    Психология.   Словарь . Под   общ.   Ред.   А.В.Петровского

Информация о работе Физиология и психофизиология эмоций