Философия и психоанализ Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:16, реферат

Описание

Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой является психоанализ, продолжает и углубляет иррационалистические тенденции "Философии жизни", со своих позиций стремится объяснить личностные, культурные и социальные явления. Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотя престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал, представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его последователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельными направлениями современной философии.

Работа состоит из  1 файл

психолоигя фрейд.docx

— 34.91 Кб (Скачать документ)

Особо следует  сказать о немецком философе и  психологе Т. Липсе (1851-1914), который заявил, что бессознательные процессы представляют собой особую сферу психического, требующую изучения. Рассматривая человеческую психику, Липс выдвинул мысль, согласно которой основным фактором психической жизни являются бессознательные ее проявления, и, следовательно, необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы понять и раскрыть природу бессознательного, выявить и объяснить закономерности его функционирования.

В период, предшествующий зарождению психоанализа, Фрейд неоднократно обращался к работам Липса и, несмотря на то, что он пытался доказать, что использованное им понятие бессознательного не совпадает с той его трактовкой, какая имела место у Липса, ибо последний акцентировал внимание на описательном аспекте данной проблематики, в то время как в психоанализе исследуются динамические стороны бессознательного, идеи этого немецкого философа оказали заметное влияние на Фрейда.

Таким образом, еще  до Фрейда многие философы обращались к проблеме бессознательного и их идеи, несомненно, оказали влияние  на становление психоаналитического  учения Фрейда и, хотя Фрейда чаще рассматривают  как психиатра, его философского наследия нельзя недооценивать. Э. Фромм в своей работе "Психоанализ и религия" писал: "... Фрейд, последний великий представитель рационализма Просвещения и первый, кто показал его ограниченность. Он осмелился прервать песни триумфа, которые распевал чистый интеллект, Фрейд показал, что разум ценнейшее и человечнейшее из качеств человека сам подвержен искажающему воздействию страстей".

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  И ИДЕИ ФРЕЙДИЗМА.

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть  психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики  и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в  психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ  человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный  комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует  уже из сферы бессознательного (которое  мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под  всякими масками и облачениями  проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного  в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить  таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины  бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих  действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом  как сферу господства бессознательных  сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать  на трех уровнях:

психоанализ - как  метод психотерапии;

психоанализ - как  метод изучения психологии личности;

психоанализ - как  система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировозренческой системе.

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает  организацию психической жизни  в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

Эго - следует  принципу реальности, вырабатывая ряд  механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так  и из глубин организма, с одной  стороны, и ответными двигательными  реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий  в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления.

Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики.

Однако если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом  сложных, конфликтных отношений  между сознанием и неосознаваемыми  психическими процессами, бурлящими  за поверхностью сознания, по которой  скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет  перед собой прозрачной, ясной  картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его  течениями, бурями, взрывами. И здесь  на помощь призван прийти психоанализ  с его методом "свободных ассоциаций". Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением: инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего  вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической  догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо. Бессознательное трактовалось как  сфера, насыщенная энергией либидо, слепого  инстинкта, не знающего ничего, кроме  принципа удовольствия, которое человек  испытывает, когда эта энергия  разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом.

Исследуя свои собственные сновидения Фрейд, пришел к выводу, что "сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости  не что иное, как код потаенных  желаний, которое удовлетворяется  в образах - символах этой формы ночной жизни.

В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

 

ПСИХОАНАЛИЗ И  СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Проблемы онтологии  в психоанализе.

Выступая против метафизического понимания бытия  человека в мире, психоаналитическая философия Фрейда противостоит двум крайним философским позициям: предельному  рационализму, выводящему эмпирической существование индивида из абсолютной идеи или мирового духа, с одной  стороны, и мистическому рационализму, растворяющему человеческое существо в слепой воле или бессознательном  начале, стоящем вне, помимо и за человеческим бытием как таковым, с  другой. Фрейд не приемлет ни объективно-идеалистического понимания, ни субъективно-идеалистического толкования мира в их крайне выраженных формах. Первое отметается им по причине того, что он признает материальность мира, существующего объективно, независимо от какого-либо духа, парящего над реальностью и творящей из Я.

Фрейд исходит  из реальности внешнего мира, считая, что будучи независимым от познающего его субъекта, этот мир может раскрыться перед человеком в процессе научного познания. Он не вступает в открытую полемику с теми философами, которые интерпретируют мир с объективно или субъективно-идеалистических позиций. Исключение составляет религиозное мировоззрение, которое критически осмысливается им с точки зрения развенчания религиозных верований, чему Фрейд посвятил свои работы "Будущее одной иллюзии" (1927), "Моисей и монотеизм" (1939). Но Фрейд как бы ставит себя над философской полемикой, касающейся понимания внешнего мира. Для него важно понять основание человеческого бытия, структурные элементы человеческой психики, принципы развертывания жизнедеятельности индивида и мотива поведения человека в окружающем его мире. Фрейд не сколько не отворачивается от онтологической проблематики, сколько переносит ее в глубины человеческого существа.

Фрейд исходит  из того, что, во-первых, понимание внешнего мира является неполным и недостаточным, если не будет предварительно раскрыта природа внутренней организации, и, во-вторых, в своих глубинных измерениях человеческое бытие столь же реально, как и внешний мир, и, следовательно, изучение человеческой психики должно основываться на учебных методах, подобно  тому, как объективна реальность исследуется  средствами науки.

Большое значение Фрейд придает выявлению тех  движущих сил, которые изнутри задают направленность человеческого развития. Такими движущими силами в психоаналитическом учении Фрейда признаются влечения человека. На раскрытии их природы сосредоточены  все усилия основателя психоанализа, ибо он полагает, что "влечения, а  не внешние раздражения являются настоящим двигателем прогресса" и что "раздражение влечения исходит  не из внешнего мира, а изнутри организма".

Специфика психоаналитической философии состоит в том, что  во внимание принимается только психологическое  значение внешнего мира. Все другие составляющие не являются предметом  осмысления, не входят в остов психоаналитического  учения. Другая его особенность заключается в том, что основным объектом исследования у Фрейда становится специфическая форма реальности. Изучается не просто внутренний мир человека, а та сфера психического, в рамках которой происходят существенные и значимые для человеческой жизнедеятельности процессы и изменения, оказывающие воздействие на организацию всего человеческого бытия.

Для Фрейда быть сознательным - значит иметь непосредственное и надежное восприятие. Говоря же о  восприятии в сфере бессознательного, он сравнивает восприятие сознанием  бессознательных процессов с  восприятием органами чувств внешнего мира. Причем Фрейд исходит из тех  уточнений, которые были внесены  Кантом в понимание данной проблемы. Если Кант подчеркивал субъективную условность человеческого восприятия с неподдающимся познанию воспринимаемым, то и Фрейд акцентирует внимание на неправомерности отождествления восприятия с бессознательными психическими процессами, являющиеся объектом этого  сознания.

Это дальнейшее развитие кантовских идей выливается в психоанализе в утверждение, согласно которому бессознательное психическое  признается как нечто реально  существующее, но восприятие которого сознанием требует особых усилий, технических процедур, определенных навыков, связанных с умением истолковывать воспринимаемые явления.

Для Фрейда фантазия оказывается такой формой человеческого  существования, в которой индивид  освобождается от каких-либо притязаний со стороны внешней реальности не обретает былую свободу, ранее утраченную им в силу необходимости считаться с окружающим его реальным миром.

Здесь Фрейд вторгается в традиционную область философских  споров, которая касалась соотношения  свободы и необходимости, случайности  и закономерности. Фрейд занимает в этом вопросе своеобразную позицию. С одной стороны его взгляды  совпадают с философией Фихте, бессознательное  руководствуется "принципом удовольствия", т.е. не имеет каких-либо ограничений, в то время как в сфере сознания действует "принцип реальности" с присущими ему социокультурными запретами. С другой стороны, фрейдовские размышления о бессознательном лежат в русле философии Шеллинга, поскольку Фрейд не рассматривает психические процессы как нечто произвольное, ничем не детерминированное.

Фрейд не отвергает  случайности как таковую, полагая, что бытие человека в мире не редко  зависит от случая, хотя в самом  мире действуют довольно строгие  и устойчивые закономерности. Но он не абсолютизирует роль случайности  в развитии мира. В отличии от тех философов, для которых только случай является причиной возникновения того или иного явления. Фрейд признает закономерности, действующие в реальном мире и стоящие за каждой случайностью. Другое дело сфера психической реальности, внутренний мир человека. Здесь по убеждению Фрейда, нет места для случайности, связанной с желаниями отдельного человеческого существа.

В психоаналитической философии, следовательно, отстаивается точка зрения, согласно которой человеческая деятельность подчиняется определенным закономерностям, а психические  процессы имеют свою детерминацию, выявление и понимание сути которой  должно стать объектом пристального внимания исследователей.

Таким образом, в  психоаналитической философии происходит осмысление онтологической проблематики, рассмотренной под углом зрения человека в мире.

 

СМЕРТЬ  ЗАГМУНДА ФРЕЙДА.

Мучительно  страдая от рака полости рта, вызванного курением, в 1939 году он попросил своего врача и друга Макса Шура помочь ему совершить самоубийство, точнее - эвтаназию, идея которой была в  то время достаточно популярной. Тот  дал ему тройную дозу морфина, от которой он умер 23 сентября 1939 года

Информация о работе Философия и психоанализ Зигмунда Фрейда