Факторы возникновения и методы предотвращения межгрупповых конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:19, курсовая работа

Описание

. Цель работы заключается в изучении конфликта и наиболее эффективных способов управления конфликтом. Объектом исследования выступают различного рода конфликты и споры в организациях. Предметом исследования работы является природа конфликта.
Конфликты - вечные спутники нашей жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Факторы возникновения межгрупповых конфликтов
Причины возникновения конфликтов…………………….……………..4
Анализ конфликта………………………………………………………...7
Модели поведения групп…………………………………………………8
Методы предотвращения межгрупповых конфликтов………………..12

Глава 2. Методы предотвращения межгрупповых конфликтов
Примеры конфликтных ситуаций………………………………………14
Исследование и анализ конфликтных ситуаций в организации……...16
Управление конфликтами в компании ООО «Фармальянс»………….19

Глава 3. Рекомендации по разрешению конфликтов в компании ООО «Фармальянс»
Пути разрешения конфликтов……………..……………………………21
Разработка стратегии разрешения конфликтов………………………..24

Заключение……………………………………………………………………...26

Список используемой литературы…………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

5. Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных и межгрупповых отношений. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство).

Рассмотрим процессы взаимоотношений между группами. С нарастанием конфликта у  каждой из групп развивается отрицательное  отношение к другой, контакты между  ними сужаются, они взаимодействуют только при выполнении самых важных задач. Такое отсутствие взаимодействия и коммуникаций укрепляет и сохраняет негативные стереотипы, формируемые группами друг о друге. В ходе конкуренции групповое восприятие может изменяться, если одна из групп «вырывается вперед» или «выигрывает». У членов «побеждающей» группы может возникнуть благодушие, которое, в свою очередь, может снизить их внимание к задачам группы и усилить заботу об удовлетворении индивидуальных потребностей. Это обычно случается, когда группа воспринимает себя как преуспевающую в течение длительного периода и надеется на преуспевание в дальнейшем. Этого не происходит в ситуации, когда группа только что добилась преимущественного положения и все еще воспринимает действия соперника как потенциальную угрозу. В любом случае группа вероятнее останется сплоченной, при этом почти не будет уделяться внимания критической оценке ее методов и способов поведения.

Естественно, что  поведение «проигравшей» группы будет иным. Члены группы скорее всего возложат вину за поражение на какие-то внешние факторы, скажем «обстоятельства», на руководителя более высокого уровня или на неэтичное поведение другой группы. Критика в сочетании с отрицательными эмоциями и напряжением делает группу менее сплоченной. Пытаясь улучшить свою работу, группа может сменить руководство. Путем самоанализа она может вскрыть нерешенные конфликты, снять проблемы и найти более эффективные модели поведения. (3) 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Методы предотвращения межгрупповых конфликтов

          Межгрупповой конфликт не всегда является дисфункциональным, по крайней мере для больших организаций, а иногда даже для отдельных групп и их членов. Также следует иметь в виду, что некоторые межгрупповые конфликты являются нормальными, даже неизбежными, поскольку группы всегда имеют конфликтующие цели и конкурируют за ограниченные ресурсы, достижение более высокого статуса и другие факторы успеха. Поэтому не всегда целесообразно пытаться погасить межгрупповой конфликт.

Одним из наиболее эффективных способов преодоления конфликта является нахождение обоснованных суперординарных целей, которые имеют отношение к обеим группам.

Иллюстрацией  такого варианта решения межгрупповых проблем может служить пример, когда компания, имеющая плохие отношения  со своим довольно сильным профсоюзом, оказывается перед угрозой финансового краха. Если профсоюз знает о положении дел в компании, он может изменить свое поведение, направленное на достижение определенных социальных целей (т. е. повышение заработной платы, сокращение рабочего дня), и перейти к сотрудничеству с администрацией с тем, чтобы компания могла выжить. Выживание компании является суперординарной целью, поскольку крах компании означает, что ни одна из групп не сумеет достичь своих целей.

Похожий способ преодоления конфликта сводится к поиску «общего врага» для обеих групп. Имеется множество примеров, когда прежние соперники объединялись против общего врага в бизнесе, в спорте и т. п. Часто применяемый подход заключается в том, чтобы высший руководитель компании выступил в качестве арбитра и вынес решение либо в пользу одной из групп, либо нашел компромиссное решение. (4)

Еще один вариант  решения проблемы - расширение взаимоотношений  и коммуникаций между группами. В  данном случае исходят из предположения, что если группы имеют больший диапазон взаимодействия и коммуникаций, они начинают лучше понимать и больше ценить друг друга, а вероятность упрощенных стереотипов поведения снижается. Такое предположение, возможно, оправдывает себя в определенных условиях, но не всегда. Например, когда две группы конкурируют за ограниченные ресурсы или когда их цели противоречивы, расширение сферы взаимоотношений вряд ли будет способствовать развитию положительных эмоций.

В некоторых  компаниях используется практика сведения конфликтующих групп либо «за круглым столом», либо на «совместном заседании». Цель таких заседаний - дать группам возможность высказать свои разногласия и жалобы. Затем делается попытка преодолеть разногласия путем совместного обсуждения. Этот вид взаимного обмена, конечно, не гарантирует гармоничных взаимоотношений, но он вскрывает разногласия и потому часто способствует лучшему взаимопониманию, которое, в свою очередь, улучшает межгрупповые взаимоотношения. (5) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.

2.1. Примеры конфликтных ситуаций. 
Была исследована деятельность предприятия "Юник", представляющего мебель из Италии на российский рынок. Один из возникших конфликтов был связан с тем, что мягкая мебель, закупленная предприятием, оказалась неукомплектованной (не хватало некоторых креплений, был разным цвет обивочного материала дивана и кресел). Из-за этого предприятию пришлось понести убытки, связанные с приведением мебели в состояние, годное для продажи. Тем не менее, несколько комплектов мебели так и остались непроданными, из-за чего весь отдел сбыта был лишен процентных надбавок к зарплате. Отдел же закупок при этом никак не пострадал. Таким образом, возник групповой конфликт между двумя отделами - отделом сбыта и отделом закупок.  
Конфликт решался на уровне руководства предприятия. Прежде всего, руководство выяснило причину возникновения конфликта. Она была связана с тем, что у отдела закупок, с одной стороны, и у отдела сбыта и маркетинга, с другой, были различные цели. Отдел закупок был заинтересован только в том, чтобы покупаемая в Италии мебель была приобретена по как можно более низкой цене (не была закреплена материальная заинтересованность работников отдела в продаже продукции, они получали только лишь стабильную зарплату). Работники же отдела продаж и отдела маркетинга помимо оклада получали и процентную надбавку за проданные комплекты мебели и, следовательно, были заинтересованы в том, чтобы мебель была продана. 
Причины конфликта, таким образом, были порождены самим трудовым процессом - действия одной из групп работников (отдела закупок) негативно повлияли на эффективность действия другой (отдела продаж). Кроме того, конфликт был также вызван факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности - отдел сбыта был лишен достаточно высокого заработка.  
Решение конфликта - в изменении целей отдела закупок предприятия, создание материальной заинтересованности сотрудников отдела закупок в продаже мебели, что и было сделано (были введены процентные надбавки за проданную мебель сотрудникам отдела закупок). То есть, конфликт развивался по конструктивному пути. Кроме того, было достигнуто уменьшение числа конфликтов в будущем. (6)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Исследование и  анализ конфликтных  ситуаций в организации

Произведем исследование и анализ конфликтных ситуаций на примере Открытого акционерного общества "Центральный телеграф", расположенного по адресу 125375, Россия, г. Москва, ул. Тверская, д. 7.

Основными направлениями  деятельности Общества является оказание услуг в области телематических служб и передачи данных, сотовой связи и др.

В 2005 году среднесписочная  численность ОАО "Центральный  телеграф" составила 814 человек. По сравнению  с 2004 годом она сократилась на 60 человек. Основные причины, повлекшие  снижение среднесписочной численности:

- проведение  мероприятий по сокращению численности в целях оптимизации бизнесов - процессов;

- реализация на предприятии программы негосударственного пенсионного обеспечения.

Функция по управлению человеческими ресурсами осуществляется в тесном взаимодействии менеджеров, сотрудников службы управления персоналом и руководителей подразделений предприятия.

Большое внимание в компании уделяется развитию персонала, что включает в себя внешнее и  внутрифирменное обучение, самообразование, наставничество, адаптацию работников при приеме на работу и переводе на новые рабочие места и многое другое.

Как и в любом  трудовом коллективе, на данном предприятии  с достаточно большой численностью сотрудников периодически возникают  разного рода конфликтные ситуации.

Предприятие и  его сотрудники стараются следовать некоторым условиям по предотвращению конфликтных ситуаций.

Это происходит следующим образом. В первую очередь - это создание условий, которые препятствуют возникновению и развитию конфликтных  ситуаций.

Одним из таких  условий является избавление от работников, не желающих трудиться, так как они сами не хотят выполнять работу и показывают плохой пример другим работающим, в результате срывается весь настрой на достижение целей фирмы. Руководители службы управления персоналом ведут наблюдение за работой каждого сотрудника и, если выясняется, что человек не имеет желания работать качественно и эффективно, его увольняют.

Следующим условием предотвращения конфликтов на предприятии  является забота о справедливости. Руководитель старается относиться справедливо по отношению к сотрудникам, не наказывает невиновных, прежде чем что-то предпринять, очень хорошо продумывает, какие последствия вытекут из его решений.

Руководитель  справедливо относится к выплате  заработной платы, а также к материальным поощрениям. Дополнительные выплаты и поощрения производятся в соответствии с личным вкладом каждого работника.

Для предотвращения конфликтов используется принцип объективности  и уступчивости. Обычно сотрудники не сосредотачиваются на собственных  интересах и по возможности или при необходимости отступают от своей позиции, они стараются учесть и понять заботу окружающих.

Отношения в  коллективе складываются при помощи уступок, происходит учет не только своих  интересов, но и интересов других сотрудников фирмы. Готовность уступить смягчает напряженную обстановку не только в коллективе, но и в процессе деятельности и иногда вызывает встречную инициативу, а если на оппонента оказывается давление - это всегда вызывает сопротивление с его стороны.

Также в процессе деятельности используют принцип ясности и доброжелательности.

Если произошли  разногласия в процессе деятельности, то, прежде всего, ситуация разбирается  критически для представления основных и первоначальных позиций, как собственных, так и своего противника. Сотрудники анализируют позицию оппонента. В результате может обнаружиться недоразумение, и конфликт потеряет основу.

Работниками предприятия  используется принцип дистанции  и самообладания. Увеличение дистанции  не мешает при любом осложнении отношений, а самообладание необходимо во всех случаях, не только на рабочем месте.

Сотрудники в  процессе своей деятельности учатся управлять своими реакциями, сдерживать негативные эмоции при возникающих  разногласиях.

Для бесконфликтного  взаимодействия руководителя и подчиненных используются следующие условия:

-происходит  стимулирование к добросовестному  выполнению своих обязанностей (в  основном материальное);

-проводится  совместный отдых для снятия  психологической напряженности  в коллективе;

-при возникновении  важных проблем, сотрудники информируются руководителем, если возможно, оказывается помощь при их решении;

-происходит  поощрение инициативы, которая способствует  эффективной деятельности фирмы;

-если руководитель  ставит перед подчиненными какую-то  задачу, то обеспечивает необходимыми средствами для ее выполнения;

-руководитель  не ставит перед подчиненными  задачи, которые не соответствуют  их возможностям;

-разговор по  поводу критики начинается с  положительных аспектов деятельности;

-оценка результатов  деятельности подчиненного дается только после изучения итогов. 
 
 
 

2.3. Управление конфликтами  в компании ООО  "Фармальянс"

В достаточно перспективной  компании ООО "Фармальянс", как  и во многих других организациях, на конфликтные ситуации смотрят недостаточно серьезно.

Стоит отметить, что для руководства фирмы характерен директивный стиль руководства, что, возможно, является в некоторых случаях первопричинами конфликтов в организации.

Рассмотрим конкретную конфликтную ситуаций в ООО "Фармальянс".

Склад медикаментов ООО "Фармальянс" расположен в бывшем подвальном помещении, переоборудованном под склад. Площадь склада недостаточна для имеющегося в наличии товара. Товаром заполнены кухня, кабинет и другие посещения, предназначенные для других целей. Очень осложнен процесс приемки товара, постоянно стоит вопрос куда расставляться поступивший товар. Сборщики медикаментов в своих отделах не могут ничего найти, т.к. нет возможности аккуратно расставить поступивший товар. В итоге товар принимается медленно, собирается по расходным накладным медленно, заведующие аптек недовольны. Также в подвальном помещении тяжелые условия труда, сказывается отсутствие дневного света и недостаток кислорода. Хотя руководством и принято решение о строительстве нового склада, оно не входит в настоящее положение работников склада и требует лучшей работы, хотя заведующая и другие работники склада постоянно утверждают, что при имеющихся условиях достигнуть этого невозможно.

Руководство стоит  на своем, работники в постоянном напряжении - наглядный пример межгруппового конфликта. Последней каплей для работников стала инвентаризация склада, которую решило провести руководство, причем в сжатые сроки (выходные дни), и при этом не прекращая до самого последнего момента сборку товара для аптек. В результате этого, товар не был подготовлен к учету, так как работники собирали товар на аптеки, учет растянулся на длительное время, его данные оказались недостоверными, т.к. постоянно находился какой-нибудь товар, который не внесли в опись, или внесли дважды. Начальство проявило недовольство, после чего несколько работников склада написали заявления об увольнении с работы и уволились.

Информация о работе Факторы возникновения и методы предотвращения межгрупповых конфликтов