Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:51, курсовая работа
Культурно - досуговая деятельность - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой формирования его общей культуры.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации культурно – досуговой деятельности с детьми
1.1. Современные теоретические подходы к проблеме организации культурно – досуговой деятельности старших дошкольников…………………………………………………………………....6
1.2. Формы и виды организации досуговой деятельности старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ……………………………..14
Глава 2. Праздник как  вид творческой культурно – досуговой деятельности 
2.1. Праздник как синтез искусств. Значение праздников в гармоничном развитии детей дошкольного возраста…………………………………………21
2.2. Подготовка и организация праздника в детском саду………………24
2.3. Анализ проведения праздников в детском саду……………………..26
Методические рекомендации……………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………32
Развлечения способствуют всестороннему развитию ребёнка, который в ходе их знакомится с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и другими.
Развлечения пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребёнок получает возможность проявить инициативу, самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себе, веру в свои способности; при этом развиваются такие положительные качества, как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность [2, c. 200].
В процессе развлечений у детей, закрепляются навыки и умения, полученные на занятии, и углубляется потребность, в познании нового, расширение кругозора, совместных действиях и переживаниях.
Особую роль развлечения играют в формировании художественно - эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки на представлениях, например, кукольного или теневого театра, дети накапливают опыт и получают стимул к собственному творчеству.
Для того чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определять степень участия детей, проявления их индивидуальных особенностей и интересов [11, c. 165].
К развлечениям относятся:
1. Аттракционы - это организованные педагогом, родителями или самими детьми веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке.
2. Сюрпризы - это неожиданные весёлые моменты, которые всегда вызывают бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дети оживляются, их деятельность активизируется. Сюрпризные моменты создают ситуацию внезапности, новизны, в которых нуждаются дети. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность.
3. Фокусы - вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение.
4. Шутки - их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях, в любую подходящую для этого минуту.
5. Шарады - это отгадывание слов по частям. Прежде чем загадать шарады, надо познакомить детей с техникой их отгадывания.
6. Загадки - расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.
7. Праздник - особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуга. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приёмов постановки с активным участием всех детей [13, c. 41].
Методы осуществления культурно-досуговых мероприятий достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания мероприятия можно использовать:
- игровые методы;
- упражнения;
- обсуждения;
- создание, проигрывание и анализ ситуаций;
- творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и так далее);
- театрализации [16, c. 35].
Таким образом, существуют различные формы и виды досуга в зависимости от времени и места его проведения.
Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг проводился разумно, то есть развивал личностные свойства, запросы и творческие наклонности детей.
2.1. Праздник как синтез искусств.
Значение праздников в гармоничном развитии детей дошкольного возраста
Впечатления раннего 
детства часто остаются в памяти 
на всю жизнь. Их  
яркость и богатство могут согреть и украсить 
душу человека на долгие  
годы. В общую цепь радостных настроений, 
незабываемых эмоций детства  
свои особые чувства и переживания вносят 
праздники.
Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.
Праздник должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Главная задача педагогов, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения [2, c. 37].
Праздник раскрывает богатейшие возможности 
всестороннего развития ребёнка. В 
любом празднике присутствуют разнообразные 
виды искусства:  
литература, музыка, живопись, театр, пантомима. 
Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое их использование в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребёнка, развить его творческие способности.
В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определённые умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.
В любом празднике 
присутствуют разнообразные виды деятельности 
- это и музыкальная, и речевая, 
и изобразительная. Также следует 
выделить  
особый вид деятельности - общение [6, c. 
37].
Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В массовом детском саду она состоит из песен и танцев. В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия. Детей необходимо научить различать музыкальные такты и ритм музыки, необходимо так же разучить движения танца, что в свою очередь благотворно влияет на развитие крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям через набор определённых движений почувствовать характер и ритм музыки.
Не последнюю роль 
в празднике играет речевая деятельность, которая, 
в  
основном, сводится к разучиванию стихотворений. 
Чтение стихов и другая  
речевая деятельность на празднике не 
только желательна и возможна, но и  
необходима, так как это создает богатейшие 
возможности для развития речи,  
ребёнок, поставленный в условия публичного 
выступления, чувствует свою  
ответственность: он должен говорить, 
говорить так, чтобы его поняли.  
Детям нравится выступать, показывать 
то, что они умеют. Праздник  
является хорошей ситуацией для активизации 
речи [21, c. 75]. 
Дети, готовясь к празднику, 
делают подарки родителям (открытки 
маме к 8 марта), участвуют в процессе 
оформления зала (снежинки, украшения 
для  
ёлки к Новому Году, листья к празднику 
осени), используя для  
этого аппликацию, рисунки. Очень важно, чтобы ребёнок понимал, что своим 
трудом он участвует в общем деле. Детям 
интересно наблюдать, как их стараниями 
привычный зал превращается то в сказочный 
заснеженный лес, то в весеннюю зеленую 
полянку, то в осенний парк.
Основную часть костюмов, 
необходимых для выступления на празднике,  
готовят родители детей и педагогический 
коллектив детского сада, а  
небольшие дополнения к костюмам и необходимые 
аксессуары дети могут  
сделать сами на занятиях изобразительной 
деятельности [23, c. 71].
Общение, как особый вид деятельности, активно используется 
как в  
процессе подготовки, так и непосредственно 
при проведении праздника. Оно  
происходит между детьми и педагогом, 
родителями, персонажами действия и, конечно 
же, между самими детьми.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками 
совместной деятельности, который может 
быть охарактеризован в качестве  
коммуникативной стороны общения. Общаясь, 
люди обращаются к языку как к одному из 
важнейших средств общения. 
Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Важная задача для педагогов и воспитателей - создать в коллективе тёплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных», так, чтобы не было обиженных и обделённых, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребёнка - праздник - не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида 14, c. 117].
Таким образом, в процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение).
Использование разнообразной деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребёнка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире.
2.2. Подготовка и организация праздника в детском саду
Подготовка и проведение праздника в детском саду долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности учителей, воспитателей, музыкального руководителя и, конечно же, детей.
 Чтобы организовать 
эту работу, всем участникам необходимо 
последовательно действовать 
Выделяют следующие этапы работы над праздником:
I этап - предварительное планирование.
II этап - работа над сценарием.
III этап - предварительное знакомство детей с праздником.
IV этап - репетиции.
V этап - проведение праздника.
VI этап - подведение итогов.
VII этап - последействие праздника [16, c. 23].
В начале учебного года проводится 
собрание педагогического  
коллектива, на котором обсуждается план 
работы на год. Происходит выбор  
праздников, и устанавливаются сроки их 
проведения.
На втором этапе начинается 
непосредственная подготовка к празднику.  
Учителя и воспитатели готовят речевой 
материал для детей своей  
группы, учитывая их индивидуальные особенности, 
способности и знания.  
Музыкальный руководитель подбирает танцы 
и песенный репертуар.
На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причём первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале.
В праздник включается как 
можно больше зрелищ и игр, ведущую 
роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная и 
речевая деятельность детей строится 
на приобретённых в этом году умениях 
и навыках. На последующих праздниках 
зрелища и игры постепенно  
вытесняются выступлениями детей, и педагогам 
отводится только роль  
ведущего [1, c. 56].
 Когда сценарий 
готов, учителя и воспитатели 
проводят в своих  
группах занятия, на которых детям рассказывается 
о предстоящем  
празднике, объясняется что это за праздник 
и чему он посвящен. Если этот  
праздник уже отмечался в прошлом году, 
то все вспоминают, как он проходил. Педагог выясняет, 
что дети запомнили, и при необходимости  
восполняет пробелы в памяти детей.
После того, как дети уяснили, 
что это за праздник, им объясняют 
кто будет присутствовать на нём 
(родители, воспитатели, учителя, дети 
из  
других групп) и что будут делать сами 
дети. На данном этапе дети  
должны понять свои задачи, осознать свою 
роль в процессе подготовки и  
проведения праздника, чтобы в ходе разучивания 
стихов, постановки  
танцев, подготовки зала они видели, понимали, 
для чего они это делают.  
Необходимо поставить перед ребёнком 
цель, к которой он при помощи  
педагогов будет двигаться.
После определения целей 
и задач начинается непосредственная 
работа  
по разучиванию стихов, песен, постановки 
танцев, оформлению зала,  
изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном 
этапе идет также работа  
над сценарием, куда вносятся изменения 
и коррективы, появившиеся во  
время работы [2, c. 132].
 Таким образом, 
окончательный вариант 
уже непосредственно перед началом праздника.
 Приходит долгожданный 
день, когда преображённый и 
 Подведение итогов. 
Как мы уже отмечали, детская, да и  
взрослая память долго хранит светлые, 
радостные, яркие впечатления,  
которыми богат праздник. И задача педагогов 
на этом этапе состоит в том,  
чтобы «привязать» к этим воспоминаниям 
те умения, навыки и знания,  
которые дети получили на празднике и 
в процессе его подготовки. Для  
этого проводятся беседы, в которых дети 
вспоминают, что им понравилось,  
при помощи педагога выделяется наиболее 
важное и главное в празднике,  
поясняются непонятные моменты.