Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:49, доклад
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех ее в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях — логопеда и массажиста, специалиста по лечебной физкультуре. Важное значение имеет ранняя диагностика патологии и логопедическая работа с этими детьми в первые годы жизни. Разработана система комплексных мероприятий по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением мозга. Работа проводится в специальных неврологических стационарах для детей с перинатальной патологией. Для профилактики дизартрии имеют значение осмотры детей с перинатальной патологией, а также детей, у которых отмечалась патология со стороны нервной системы. Врач и логопед дают обоснованные рекомендации родителям по лечению, обучению, воспитанию детей, по развитию артикуляционной моторики.
Стертая форма и 
Особенно хочу выделить 
стертую (легкую) форму 
дизартрии, так как в последнее время 
в процессе логопедической практики все 
чаще встречаются дети, нарушения речи 
которых схожи с проявлениями сложных 
форм дислалии, но с более длительной и 
сложной динамикой обучения и коррекции 
речи. Тщательное логопедическое обследование 
и наблюдение выявляют у них ряд специфических 
нарушений (нарушения двигательной сферы, 
пространственного гнозиса, фонетической 
стороны речи (в частности, просодических 
характеристик речи), фонации, дыхания 
и другие), что позволяет сделать вывод 
о наличии органических поражений центральной 
нервной системы. 
Опыт практической и исследовательской 
работы показывает, что очень часто сложно 
диагностировать легкие формы дизартрии, 
ее дифференциации от других речевых расстройств, 
в частности - дислалии, в определении 
путей коррекции и объема необходимой 
логопедической помощи детям со стертой 
формой дизартрии. Учитывая распространенность 
данного речевого нарушения среди детей 
дошкольного возраста, можно сделать вывод, 
что в настоящее время назрела очень актуальная 
проблема - проблема оказания квалифицированной 
логопедической помощи детям со стертой 
формой дизартрии. Легкие (стертые) 
формы дизартрии могут наблюдаться 
у детей без явных двигательных расстройств, 
перенесших воздействие различных неблагоприятных 
факторов в течение пренатального, натального 
и раннего постнатального периодов развития. 
Среди таких неблагоприятных 
факторов можно отметить: 
- токсикоз беременности;  - хроническую 
гипоксию плода;    - острые и хронические 
заболевания матери в период беременности;   
- минимальное поражение нервной системы 
при резус-конфликтных ситуациях матери 
и плода; 
- легкую асфиксию;    - родовые 
травмы;    - острые инфекционные 
заболевания детей в младенческом возрасте 
и т.д. 
Воздействие этих 
неблагоприятных факторов 
приводит к возникновению 
ряда специфических 
особенностей в развитии 
детей. В ранний период развития у детей 
со стертой формой дизартрии отмечаются 
двигательное беспокойство, нарушения 
сна, частый, беспричинный плач. Кормление 
таких детей носит ряд особенностей: наблюдаются 
трудность в удержании соска, быстрая 
утомляемость при сосании, малыши рано 
отказываются от груди, часто и обильно 
срыгивают. В дальнейшем плохо приучаются 
к прикорму, неохотно пробуют новую пищу. 
За обедом такой ребенок долго сидит с 
набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно 
глотает пищу, отсюда частые поперхивания 
во время еды. В раннем 
психомоторном развитии 
также можно отметить 
ряд особенностей: становление статодинамических 
функций может несколько запаздывать 
или оставаться в пределах возрастной 
нормы. Дети, как правило, соматически 
ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.  
Анамнез детей со стертой формой дизартрии 
отягощен. Раннее речевое развитие у значительной 
части детей с легкими проявлениями дизартрии 
незначительно замедлено. Первые слова 
появляются к 1 году, фразовая речь формируется 
к 2-3 годам. При этом довольно долго речь 
детей остается неразборчивой, неясной, 
понятной только родителям. Таким образом, 
к 3-4 годам фонетическая сторона речи у 
дошкольников со стертой формой дизартрии 
остается несформированной. 
 Однако коррекция речевых нарушений у 
таких детей обычными методами и приемами 
не приносит эффективных результатов. 
Следовательно, встает вопрос о дообследовании 
и более детальном изучении причин и механизмов 
возникновения данных нарушений.  При 
тщательном неврологическом обследовании 
детей с подобными речевыми расстройствами 
с применением функциональных нагрузок 
выявляется неярко выраженная микросимптоматика 
органического поражения нервной системы. 
Эти симптомы проявляются в виде расстройства 
двигательной сферы и экстрапирамидной 
недостаточности и отражаются на состоянии 
общей, мелкой и артикуляционной моторики, 
а также мимической мускулатуры.  
Общая моторная сфера 
детей со стертой формой 
дизартрии характеризуется неловкими, 
скованными, недифференцированными движениями. 
Может встречаться небольшое ограничение 
объема движений верхних и нижних конечностей, 
при функциональной нагрузке возможны 
содружественные движения (синкенезии), 
нарушения мышечного тонуса. Часто при 
выраженной общей подвижности движения 
ребенка со стертой формой дизартрии остаются 
неловкими и непродуктивными. 
Наиболее ярко недостаточность общей 
моторики проявляется у дошкольников 
с данным нарушением при выполнении сложных 
движений, требующих четкого управления 
движениями, точной работы различных мышечных 
групп, правильной пространственной организации 
движений. К примеру, ребенок со стертой 
формой дизартрии несколько позднее своих 
сверстников начинает захватывать и удерживать 
предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной 
и двух ногах, неуклюже бегает, лазает 
на шведской стенке. В среднем и старшем 
дошкольном возрасте ребенок долго не 
может научиться ездить на велосипеде, 
кататься на лыжах и коньках. 
У детей со стертой формой дизартрии наблюдаются 
также и нарушения мелкой моторики пальцев 
рук, которые проявляются в нарушении 
точности движений, снижении скорости 
выполнения и переключения с одной позы 
на другую, замедленном включении в движение, 
недостаточной координации. Пальцевые 
пробы выполняются неполноценно, наблюдаются 
значительные затруднения. Данные особенности 
проявляются в игровой и учебной деятельности 
ребенка. Дошкольник с легкими проявлениями 
дизартрии неохотно рисует, лепит, неумело 
играет с мозаикой. 
Особенности состояния 
общей и мелкой моторики 
проявляются и в артикуляции, так как 
существует прямая зависимость между 
уровнем сформированности мелкой и артикуляционной 
моторики. Нарушения речевой моторики 
у дошкольников с данным видом речевой 
патологии обусловлены органическим характером 
поражения нервной системы и зависят от 
характера и степени нарушения функционирования 
двигательных нервов, обеспечивающих 
процесс артикуляции. Именно мозаичность 
поражения двигательных проводящих корково-ядерных 
путей и определяет большую комбинативность 
речевых нарушений при стертой форме дизартрии, 
коррекция которых требует от логопеда 
тщательной и детальной разработки индивидуального 
плана логопедической работы с таким ребенком. 
И конечно, такая работа представляется 
невозможной без поддержки и тесного сотрудничества 
с родителями, заинтересованными в исправлении 
нарушений речи своего ребенка.
При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
В логопедической 
работе над речевым дыханием детей, 
подростков и взрослых широко используется 
парадоксальная дыхательная гимнастика 
А. Н. Стрельниковой. Стрельниковская дыхательная 
гимнастика - детище нашей страны, создавалась 
она на рубеже 30-40-х годов XX века как способ 
восстановления певческого голоса, потому 
что А. Н. Стрельникова была певицей и его 
потеряла. Эта гимнастика - единственная 
в мире, в которой короткий и резкий вдох 
носом делается на движениях, сжимающих 
грудную клетку.  Упражнения активно 
включают в работу все части тела (руки, 
ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, 
плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую 
физиологическую реакцию всего организма, 
повышенную потребность в кислороде. Все 
упражнения выполняются одновременно 
с коротким и резким вдохом через нос (при 
абсолютно пассивном выдохе), что усиливает 
внутреннее тканевое дыхание и повышает 
усвояемость кислорода тканями, а также 
раздражает ту обширную зону рецепторов 
на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает 
рефлекторную связь полости носа почти 
со всеми органами.  Вот почему эта дыхательная 
гимнастика имеет такой широкий спектр 
воздействия и помогает при массе различных 
заболеваний органов и систем. Она полезна 
всем и в любом возрасте. 
В гимнастике основное внимание уделяется 
вдоху. Вдох производится очень коротко, 
мгновенно, эмоционально и активно. Главное, 
по мнению А. Н. Стрельниковой, - это уметь 
затаить, "спрятать" дыхание. О выдохе 
совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. 
При обучении гимнастике 
А. Н. Стрельникова советует 
выполнять четыре основных 
правила.  
Правило 1. "Гарью пахнет! Тревога!" 
И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте 
воздух, как собака след. Чем естественнее, 
тем лучше. Самая грубая ошибка - тянуть 
воздух, чтобы взять воздуха побольше. 
Вдох короткий, как укол, активный и чем 
естественнее, тем лучше. Думайте только 
о вдохе. Чувство тревоги организует активный 
вдох лучше, чем рассуждения о нем.  
Правило 2. Выдох - результат вдоха. 
Не мешайте выдоху уходить после каждого 
вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше 
ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте 
только: "Гарью пахнет! Тревога!" И 
следите за тем только, чтобы вдох шел 
одновременно с движением. Выдох уйдет 
самопроизвольно. Рот должен быть слегка 
приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, 
не будьте скучно-равнодушными.  Правило 
3. Повторяйте вдохи так, как будто 
вы накачиваете шину. И, тренируя движения 
и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп: 60-72 вдоха 
в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма 
урока: 1000-1200 вдохов, можно и больше - 2000 
вдохов. Паузы между дозами вдохов - 1-3 
секунды. Правило 4. Подряд делайте 
столько вдохов, сколько сможете легко 
сделать в данный момент. Весь комплекс 
состоит из 8 упражнений. Сначала - разминка. 
Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине 
плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, 
громко шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте 
крылья носа соединяться в момент вдоха, 
а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 
4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага 
"сотню" вдохов. Можно и больше, чтобы 
ощутить, что ноздри двигаются и слушаются 
вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: 
"Гарью пахнет! Откуда?" Чтобы понять 
гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно 
с каждым шагом - вдох. Правой-левой, правой-левой, 
вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как 
в обычной гимнастике.  
Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном 
темпе. Можно, стоя на месте, можно при 
ходьбе по комнате, можно, переминаясь 
с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, 
тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, 
то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов 
делать длинные вдохи невозможно. Думайте: 
"Ноги накачивают в меня воздух". 
Это помогает. С каждым шагом - вдох, короткий, 
как укол, и шумный. Освоив движение, поднимая 
правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, 
поднимая левую - на правой. Получится 
танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы 
движения и вдохи шли одновременно. Не 
мешайте и не помогайте выходить выдохам 
после каждого вдоха. Повторяйте вдохи 
ритмично и часто. Делайте их столько, 
сколько сможете сделать легко.  
Движения головы. 
- Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, 
резко, в темпе шагов. И одновременно с 
каждым поворотом - вдох носом. Короткий, 
как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: "Гарью 
пахнет! Откуда? Слева? Справа?". Нюхайте 
воздух... - "Ушки". Покачивайте 
головой, как будто кому-то говорите: "Ай-яй-яй, 
как не стыдно!". Следите, чтобы тело 
не поворачивалось. Правой ухо идет к правому 
плечу, левое - к левому. Плечи неподвижны. 
Одновременно с каждым покачиванием - 
вдох. - "Малый маятник". Кивайте 
головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: 
"Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?".  
Главные движения. 
- "Кошка". Ноги на ширине плеч. 
Вспомните кошку, которая подкрадывается 
к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть 
приседая, поворачивайтесь то вправо, 
то влево. Тяжесть тела переносите то на 
правую ногу, то на левую. На ту, в которую 
сторону вы повернулись. И шумно нюхайте 
воздух справа, слева, в темпе шагов.  
- "Насос". Возьмите в руки свернутую 
газету или палочку, как рукоятку насоса, 
и думайте, что накачиваете шину автомобиля. 
Вдох - в крайней точке наклона. Кончился 
наклон - кончился вдох. Не тяните его, 
разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. 
Шину надо быстро накачать и ехать дальше. 
Повторяйте вдохи одновременно с наклонами 
часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. 
Смотреть вниз на воображаемый насос. 
Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших 
движений-вдохов это самое результативное. 
- "Обними плечи". Поднимите руки 
на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните 
ладони к себе и поставьте их перед грудью, 
чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу 
друг другу так, чтобы левая обнимала правое 
плечо, а правая - левую подмышку, то есть, 
чтобы руки шли параллельно друг другу. 
Темп шагов. Одновременно с каждым броском, 
когда руки теснее всего сошлись, повторите 
короткие шумные вдохи. Думайте: "Плечи 
помогают воздуху". Руки не уводите 
далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте. 
- "Большой маятник". Это движение 
слитное, похожее на маятник: "насос"-"обними 
плечи", "насос"-"обними плечи". 
Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся 
к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают 
плечи - тоже вдох. Вперед - назад, вдох-вдох, 
тик-так, тик-так, как маятник. 
- "Полуприседы". Одна нога впереди, 
другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей 
впереди, нога сзади чуть касается пола, 
как перед стартом. Выполняйте легкий, 
чуть заметный присед, как бы пританцовывая 
на месте, и одновременно с каждым приседом 
повторяйте вдох - короткий, легкий. Освоив 
движение, добавьте одновременные встречные 
движения рук. 
Далее следует специальная тренировка 
"затаенного" дыхания: короткий вдох 
с наклоном, дыхание максимально задерживается, 
не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, 
постепенно количество произнесенных 
на одном выдохе "восьмерок" увеличивается. 
На одном крепко задержанном вдохе надо 
набрать как можно больше "восьмерок". 
С третьей или четвертой тренировки произнесение 
заикающимися "восьмерок" сочетается 
не только с наклонами, но и с упражнениями 
"полуприседы". Главное, по мнению 
А. Н. Стрельниковой, почувствовать "схваченное 
в кулак" дыхание и проявить выдержку, 
повторяя вслух максимальное количество 
восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, 
"восьмеркам" на каждой тренировке 
предшествует весь комплекс перечисленных 
выше упражнений. 
Упражнения для развития речевого дыхания
В логопедической 
практике рекомендуются следующие 
упражнения. 
- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), 
положите одну руку на живот, другую - сбоку 
на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте 
глубокий вдох через нос (при этом живот 
выпячивается вперед, и расширяется нижняя 
часть грудной клетки, что контролируется 
той и другой рукой). После вдоха сразу 
же произведите свободный, плавный выдох 
(живот и нижняя часть грудной клетки принимает 
прежнее положение). 
- Произведите короткий, спокойный вдох 
через нос, задержите на 2-3 секунды воздух 
в легких, затем произведите протяжный, 
плавный выдох через рот. 
- Сделайте короткий вдох при открытом 
рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите 
один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы). 
- Произнесите плавно на одном выдохе несколько 
звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу. 
- Произведите счет на одном выдохе до 
3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно 
увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью 
выдоха. Произведите обратный счет (десять, 
девять, восемь...). 
- Попросите ребенка повторить за вами 
пословицы, поговорки, скороговорки на 
одном выдохе. Обязательно соблюдайте 
установку, данную в первом упражнении. 
Капля и камень 
долбит.     Правой рукой строят 
- левой ломают. 
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.    
На скамеечке у дома целый день рыдала 
Тома.  
Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.   
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, 
два дрова - не руби дрова на траве двора.    
Как у горки на пригорке жили тридцать 
три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три 
Егорка... 
- Прочитайте русскую народную сказку "Репка" с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
Репка. 
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. 
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, 
вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка 
за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, 
вытянуть не могут! 
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, 
бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, 
вытянуть не могут! 
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, 
внучка за бабку, бабка за дедку, дедка 
за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!  
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка 
за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, 
дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть 
не могут! Позвала кошка мышку. Мышка за 
кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, 
внучка за бабку, бабка за дедку, дедка 
за репку, тянут-потянут - вытянули репку! 
Отработанные 
умения можно и 
нужно закреплять 
и всесторонне 
применять на практике. 
 
* "Чей пароход лучше 
гудит?"  Возьмите стеклянный пузырек 
высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 
1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. 
Поднесите его к губам и подуйте. "Послушай, 
как гудит пузырек. Как настоящий пароход. 
А у тебя получится пароход? Интересно, 
чей пароход будет громче гудеть, твой 
или мой? А чей дольше?" Следует помнить: 
чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна 
слегка касаться края его горлышка. Струя 
воздуха должна быть сильной и выходить 
посередине. Только не дуйте слишком долго 
(больше 2-3 секунд), а то закружится голова. 
* "Капитаны". 
Опустите в таз с водой бумажные кораблики 
и предложите ребенку покататься на кораблике 
из одного города в другой. Чтобы кораблик 
двигался, нужно на него дуть не торопясь, 
сложив губы трубочкой. Но вот налетает 
порывистый ветер - губы складываются, 
как для звука п. 
Также способствуют 
развитию речевого дыхания 
свистульки, игрушечные 
дудочки, губные гармошки, 
надувание шариков и 
резиновых игрушек. 
 
Задания усложняются постепенно: сначала 
тренировка длительного речевого выдоха 
проводится на отдельных звуках, потом 
- на словах, затем - на короткой фразе, 
при чтении стихов и т. д. 
В каждом упражнении внимание ребенка 
направляется на спокойный, ненапряженный 
выдох, на длительность и громкость произносимых 
звуков. 
План логопедической работы по коррекции дизартрии.
I.Подготовительный этап.
1.Воспитание потребности к правильной речи.
2.Развитие и уточнение пассивного словаря ребёнка (то, что ребёнок понимает):
- проводится с использованием сюжетных и предметных картинок, которые логопед называет и просит ребёнка повторить.
3.Преодоление сенсорных нарушений (восприятия, внимания, памяти):
- проводится в виде развития слухового и зрительного внимания и восприятия, и т.д.
4.Формирование фонематического восприятия, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза:
- работа аналогична работе над дислалией.
5.Создание условий над ритмом речи, слоговой структурой слова:
- условия создаются в процессе упражнений на развитие восприятия и воспроизведение различных ритмических структур, как простых, так и акцентируемых.
6. Создание 
условий для формирования обще 
- двигательных и 
- эти условия создаются в процессе проведения медикаментозного и физиотерапевтического воздействия, проведение лечебной физкультуры, массажа, пассивной и активной гимнастики.
Основное в содержание этапа – это:
Работа по развитию артикуляционного аппарата,
ей предшествует:
- проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры, в зависимости от состояния мышечного тонуса.
 Основными 
приёмами массажа являются 
- одновременно с проведением дифференцированного массажа проводится работа по развитию мимических мышц лица.
 С 
этой целью ребёнка учат 
- проведение работы по борьбе с солевацией.
1. Ребёнку 
объясняют необходимость 
2. Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.
3. Вызывая 
пассивно и активно 
4. Ребёнку перед зеркалом предлагается жевать твёрдую пищу, это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (т.о. из непроизвольных движений в произвольные).
5. Произвольное 
закрытие рта, за счёт 
  В 
случае выраженной дизартрии 
развитие речевой  моторики 
начинается с пассивной 
Работа по развитию подвижности губ.
1. Рассмешить ребёнка (непроизвольное растягивание губ).
2. Намазать губы сладким («слизывание» - поднятие кончика языка вверх или вниз).
3. Поднести 
ко рту длинный леденец (
    
После этих непроизвольных 
Работа по развитию подвижности языка.
Начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики последуют следующие упражнения.
1. Помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов.
2. Вытягивание языка вперёд и убирание его назад.