Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа
Цель  курсовой работы: изучить проблемы развития воображения в младшем  школьном возрасте.
       Задачи:
       1. Теоретико-аналитический обзор литературы  на данную тему;
       2. Разработка диагностической процедуры  для последующего проведения  исследования;
       3. Проведение диагностического уровня  развития воображения младших  школьников;
       4. Разработка рекомендаций педагогам  для последующего развития воображения  младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ	5
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВООБРАЖЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА	 
8
1.1 Функции  воображения	8
1.2 Особенности  и виды воображения	16
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА	 
24
2.1 Методики  диагностики воображения у детей  младшего школьного возраста	 
24
2.2 Анализ  результатов диагностики воображения  младших школьников	 
27
ЗАКЛЮЧЕНИЯ	34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК	37
ПРИЛОЖЕНИЯ
     Воссоздающее, 
или репродуктивное воображение 
– это построение образа предмета, 
явления в соответствии с его 
словесным описанием или по чертежу, 
схеме, картине. В процессе воссоздающего 
воображения возникают новые 
образы, но новые субъективно, для 
данного человека, а объективно они 
уже существуют. Они уже воплощены 
в определённых предметах культуры. 
При чтении художественной и учебной 
литературы, при изучении географических, 
исторических и других описаний постоянно 
оказывается необходимым 
     Суть 
воссоздающего воображения в 
том, что мы воспроизводим то, что 
сами непосредственно не воспринимали, 
но что нам сообщают другие люди 
(речью, чертежами, схемами, знаками 
и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, 
символы, знаки. Например, инженер, рассматривая 
чертёж (систему линий на листе), 
восстанавливает образ машины, которая 
«зашифрована» условными 
А.В.Петровский считает, что воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей[4,98].
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде какова она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а так же отчасти, реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, т.к. все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIXв. И.Крамского, И.Репина, В.Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.
     С 
феноменом воображения в 
     Роль 
творческого воображения 
Но иногда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, знаменитое абстрактное полотно П.Пикассо «Герника», где за хаотичным нагромождением геометрических фигур возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль, отражающая трагические события войны в Испании 1936–1939гг.
Особым видом воображения С.Д.Смирнов называет мечту. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать своё поведение для его осуществления[5,104]. Представить себе будущее (т.е. то, чего нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причём мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее.
Мечта не даёт немедленного, объективного продукта деятельности. Но всегда толчком к деятельности. К.Г.Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта, которая живёт у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту». К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека – образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал – это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе – идеале выражается тенденция развития личности.
Еще один вид творческого воображения – фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относятся сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика – результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение.
Каждый предмет, каким бы будничным и далёким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения. В этом смысле можно сказать, что любой предмет, сделанный руками человека, – это осуществлённая мечта. Новое поколение использует вещь, о которой мечтали и которую создали их отцы. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начинают мечтать о лучшем, большем.
     Сущность 
воображения заключается в 
Комбинирование – сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее обычных комбинациях. Комбинирование – это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.
Частный случай комбинирования – агглютинация – способ создания нового образа путём соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, дракон, сфинкс – лев с головой человека или ковёр – самолёт, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Это сказочный образ: не учитываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к полёту на другие тела – оправдано. Потом изучили условия полёта и осуществили мечту – появился самолёт. Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк – амфибия и т.д.
Акцентирование – подчёркивание тех или иных чёрт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный – очень высокий лоб, недостаток ума – низкий).
Акцентирование проявляется в нескольких специфических действий:
 
 
Цель экспериментального исследования - практическим путем выявить особенности развития воображения младших школьников.
     В 
исследовании приняли участие младшие 
школьники – учащиеся 2-го класса 
средней общеобразовательной 
В исследовании были задействованы следующие методы: наблюдение, тестирование и анализ продуктов творческой деятельности детей.
Методики задействованные в исследовании:
Методика №1. Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса "Неполные фигуры".
Цель: диагностика развития воображения у детей.
     Данная 
методика позволяет достаточно полно 
изучить особенности 
Методика №2. «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда).
Цель: определение уровня развития дивергентного мышления.
Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Детям предлагается задание, в котором надо найти применение обыкновенному кирпичу и консервной банке. Оценке подлежит не просто общее количество предложенных вариантов, а только варианты, принципиально различные по функции или по используемому свойству. Например, в случае с кирпичом – построить жилой дом, школу, сложить печку, возвести крепостную стену, заделать дыру и все аналогичные ответы, сколько бы их ни было, относятся к одной категории и получают один балл. Необходимо, чтобы в ответах использовались различные свойства кирпича. Кирпич – это не только строительный материал. Он имеет вес, может нагреваться и хранить тепло или предохранять от нагревания, обладает красящими свойствами и многими другими. Все предложения использовать консервные банки, чтобы переносить воду, хранить мелкие предметы, кормить кошек, держать червей для рыбалки и пр., где банка используется как ёмкость, тоже относятся к одной функции и оцениваются в один балл. Баллы начисляются именно за разнообразие используемых свойств и функций.
Методика №3. «Решение необычных проблем».
Цель: определение уровня развития воображения.
Данная методика направлена на активизацию преднамеренного пассивного воображения, т.к. детям предлагается описать предложенную ситуацию.
Методика №4. “Четыре скрепки” (О.И. Мотков)
Цель: определить уровень развития образного воображения.
     Данная 
методика предназначена для изучения 
процессов воображения. Детям предлагается 
задание, в котором они должны 
при помощи четырёх скрепок создать 
фигуру или какую-либо композицию, а 
затем изобразить её на чистом листе 
(А4). Каждый рисунок необходимо подписать. 
Диагностическая программа:
| Название методики, автор | Цель методики | Исследуемый критерий | 
| 1. Методика 
  исследования особенностей  | 
  диагностика развития воображения у детей | Творческое воображение | 
| 2. «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда). | изучение креативности, творческого мышления | Креативность, творческое мышление | 
| 3. «Решение необычных проблем». | Определить уровень развития творческого воображения | Творческое воображение | 
| 4. Четыре скрепки” (О.И. Мотков) | определить уровень развития образного воображения | Образное воображение | 
     Методика 
№1. методика исследования индивидуальных 
особенностей воображения (по Торренсу). 
Данные диагностики младших школьников 
по первой методике приведены в таблице 
№1. Далее проведём анализ результатов 
диагностики по первой методике, составим 
процентное распределение по уровням 
развития воображения по результатам 
первой методики:  
Таблица №1. Процентное распределение детей по уровням развития воображения по результатам первой методики.
Информация о работе Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста