Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:46, реферат
Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социо-культурная
Введение
Существуют профессии – их называют «творческими профессиями» – где от человека требуется, как необходимое качество быть творческой личностью. Это такие профессии, как быть актером, музыкантом, изобретателем и др. Тут недостаточно быть «хорошим специалистом». Необходимо быть творцом, а не ремесленником, даже очень квалифицированным. Разумеется, творческие личности встречаются и среди других профессий – среди педагогов, врачей, тренеров и многих других.
В настоящее время творчество 
все больше и больше специализируется 
и приобретает элитарный 
Многим людям, даже творчески 
одаренным, не хватает творческой компетентности. 
Можно выделить три аспекта такой 
компетентности. Во-первых, насколько 
человек готов к творчеству в 
условиях многомерности и 
1. Творческий потенциал, активность и инициатива личности. Творчество как реализация неповторимости человеческой личности.
Творчество определяется в психологии как деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности. Отличительными чертами творческой деятельности являются неповторимость, оригинальность и общественно-историческая уникальность. В творчестве выражается глубокое личное начало, без которого немыслим предмет творчества. Творчество в широком смысле (как выполнение чего-либо общественно полезного) раскрывает потребность личности в самовыражении, самоактуализации и расширении своих созидательных возможностей. В творчестве человек ощущает себя поистине самим собой.
Считается, что творческая 
деятельность складывается из: 1) творческого 
выражения, 2) творческой позиции, 3) творческой 
продукции. В творческом выражении 
человек отвечает на вызовы окружения, 
стремясь при этом выразить свои взгляды, 
мотивы и чувства своей повседневной 
деятельности. Творческая позиция означает 
открытый, гибкий и самостоятельный 
способ реагирования на окружающую действительность. 
Творческая продукция – это то, 
что человек в течение 
Особенности творческой личности: 
во-первых, чувство нового, она способна 
оценивать ситуации и видеть возможности 
для развития. Во-вторых, самобытность, 
склонность к риску. У такого человека 
есть уверенность для развития необычных 
идей, его мысль гибка и способна 
к трансформации. В-третьих, самостоятельность, 
терпимость к неустойчивым ситуациям 
и способность выдвигать 
1.2 Основные этапы творческой активности.
1) Подготовка. Включает формулировку проблемы и сбор фактов Исходным моментом творческой деятельности является обнаружение какой-то потребности, трудности, неисправности или недостатка. С этого момента проблема начинает интересовать и занимать нашу мысль. Творческий человек при этом становится беспокойным, идеи теснятся в его голове. С точки зрения дальнейшего продвижёния проблемы важно поставить правильные вопросы, чтобы в процессе уточнения проблемы все встало на свои места.
       Анализ 
проблемы и сбор фактов. Собираются 
все сведения и наблюдения, касающиеся 
данной проблемы. Потребности, неисправности 
или недостатки анализируются 
со всех точек зрения. Одновременно 
выясняется, как эта или аналогичная 
проблема решены в какой-либо 
другой области, в других 
           
2) Выдвижение идей. Чем больше 
выдвинуто идей, тем на более 
высокое качество мы вправе 
рассчитывать. Это подтверждают 
и практические наблюдения. Так, 
из всех идей, выдвигаемых в 
области промышленности, только 15% принимается 
к сведению и совсем ничтожная 
доля из них внедряется. Таким 
образом, чтобы найти 
            
3) Созревание и озарение. Обдумывание 
проблемы и выдвижение идей 
не всегда сразу приводят к 
результату. В таком случае надо 
на некоторое время отвлечься 
от задачи и заняться чем-либо 
другим. Несмотря на это, постоянно 
происходит продвижение вперед, 
хотя мы этого и не осознаем 
отчетливо. Наш мозг 
       Все 
это происходит в пограничных 
с сознательным мышлением 
4) Принятие решения, его осуществление и контроль. В процессе выдвижения идей мы стремимся быть максимально некритичными, так как критика сковывает процесс творческого выдвижения идей. В то же время на этапе оценки и принятия решения надо быть критичным, посмотреть на свою работу со стороны, оценивая ее с точки зрения поставленной цели.
2. Творческий потенциал личности.
Творческий потенциал личности - это совокупность её свойств, состоянии и способностей, набор средств и приемов, применяемых в решении творческих задач.
Базовой составляющей творческого 
потенциала являются: 1) специальные 
знания, 2)широта кругозора, 3) внутренняя 
и внешняя готовность к творчеству. 
Без начальных специальных 
Вдохновение — важнейшая сторона творческого потенциала личности, характеризующаяся подъемом, концентрацией творческих сил индивидуальности. Способность сконцентрировать творческие силы определяется как внутренняя готовность к творчеству. Механизм такой концентрации, по-видимому, состоит в смещении сознаваемого в подсознание и надсознание для создания базы творчества.
Большое значение для творчества 
имеет также внешняя готовность 
к нему. Под внешней готовностью 
подразумевается такое 
 Именно поэтому творческая 
ситуация переживается 
Другим важным компонентом творческого потенциала является способность к импровизации.
Импровизация на фоне вдохновения 
рождается как бы из ничего, из смутной 
потребности творческого 
Немало исследователей изучали 
взаимосвязь между творческими 
и интеллектуальными 
1) Для всякого развития 
творческих способностей 
2) После достижения этого 
достаточно хорошего уровня 
3) Но это отсутствие 
связи обнаружено лишь до 
Таким образом, связь между 
интеллектуальностью и 
3. Творческие способности.
 Диапазон творческих 
задач необыкновенно широк по 
сложности — от решения 
Информация о работе Диагностика творческого потенциала личности