Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:16, курсовая работа
Проблема связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в психологии, поэтому диагностика связи самооценки и уровня личностной тревожности актуально.
Предметом обследования в данной курсовой работе являются самооценка и уровень тревожности. 
В результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных в отечественной и зарубежной психологии по проблемам самооценки, возникло представление, что самооценка своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого существования.
Введение……………………………………………………………….3-4
Глава 1»Самооценка и тревожность как психологический феномен»…………………………………………………………………5
1.1. Понятие самооценки……………………………………………….5
1.2 Понятие тревожности……………………………………………..6-7
1.3 Исторические данные о самооценке и тревожности……………8-11
1.4 Связь самооценки с личностными психологическими свойствами.12
1.5 Современные представления о самооценке и тревожности……13-15
Глава 2 «Организация и методика психодиагностического обследования»……………………………………………………………16
2.1 Место проведения обследования и выборка……………………….16
2.2 Методики……………………………………………………………17
2.3 Психодиагностическая процедура обследования…………………18
Глава 3 «Результаты диагностики и их обсуждение»………………..19
3.1 Психодиагностической заключение о характерных особенностях уровней самооценки и тревожности личности в диагностируемой выборке……………………………………………………………………19
3.2 Сравнительный анализ уровней самооценки и тревожности у мужчин и женщин обследуемой выборки………………………………20
3.3 Обсуждение вопроса о наличии взаимосвязи уровней самооценки и тревожности личности, на примере обследуемой выборке……………21
Заключение………………………………………………
      В 
качестве одной из задач курсовой 
работы мы определили выявление взаимосвязи 
между уровнями самооценки и личностной 
тревожности. В целом было обследовано 
50 человек по уровню самооценки (As=-1,5; 
Ex=4,1; распределение нормальное) и по уровню 
личностной тревожности (As=0,09; Ex=0,6; распределение 
ненормальное), поэтому для изучения взаимосвязи 
между этими признаками мы использовали 
непараметрический метод корреляционного 
анализа Спирмена6.  Таким образом, 
используя метод корреляционного анализа 
Спирмена, на выборке студентов II курсов 
социологического и психологического 
факультетов нами была обнаружена отрицательная 
взаимосвязь между уровнями самооценки 
и личностной тревожности (r=0,453,p=0,01).  
Мы объясняем отсутствие взаимосвязи 
меду признаками недостаточностью выборки. 
 
Заключение. 
Изучение самооценки дает возможность узнать о том, как человек оценивает себя, какими критериями он при этом пользуется и каких социально нравственных ориентиров придерживается.
Изучение уровня личностной тревожности позволяет узнать насколько тревожность является личностным свойством и является ли стабильным индивидуальным качеством для данного человека.
Уровень тревожности может повышаться при неприятии себя, нелюбви к себе, непонимании себя по каким – то определенным параметрам самооценки, в этом случае можно говорить также о неустойчивости самооценки. Устойчивость самооценки помогает принять и понять себя, придает уверенности и силы. Тревожность также может быть сильной, когда реальная и идеальная самооценка имеют большое расхождение. Это происходит в случае завышенных требований к себе, желания достичь большего, чем способен, или в случае искаженного представления о себе (фантастическое Я).
Определение самооценки и уровня личностной тревожности и их параметров, для диагностики личности. Это позволит при проведении консультационной и коррекционной работы оказывать соответствующую профессиональную помощь. Коррекционная работа должна быть направлена на понижение тревожности. Для этого необходима работа, направленная на выяснение ее причин. В работе над самооценкой необходимо уменьшить расхождение между реальной и идеальной самооценкой, помогая человеку научиться принимать себя и любить, а также больше доверять себе.
В курсовой работе применялись методика «Измерение уровня самооценки» (Будасси С.А.) и «Опросник измерения уровня тревожности» (Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л.). Обследование проводилось у студентов II курсов социологического и психологического факультетов. Выборка 50 человек, из них 36 женщин и 14 мужчин. Одной из задач являлось сравнение мужчин и женщин по уровню личностной тревожности. Значимых различий по уровню личностной тревожности у мужчин и женщин найдено не было.
Полученные нами данные говорят о необходимости дальнейшего исследования этих конструктов и их взаимосвязей, для того, чтобы вырабатывать приемы снижения уровня личностной тревожности и иметь правильную самооценку, которая дает человеку нравственное удовлетворение, поддерживает его человеческое достоинство и является его опорой. Необходимо, чтобы человек лучше знал себя, имел гармоничную личность и больше верил в себя и в свои собственные силы.
 
Список 
литературы 
 
 
 
 
 
Приложение 3. 
Результаты 
дескриптивной статистики 
по возрасту, уровням 
самооценки и тревожности 
для групп ПС-202, 
БПС-213, СЦ-204 
| Параметры дескриптивной статистики | возраст | Уровень самооценки | Уровень тревожности | |
| РТ | ЛТ | |||
| Среднее | 18,76 | 0,36266 | 39,60417 | 44,39583 | 
| Медиана | 19 | 0,4325 | 37,5 | 42,5 | 
| Мода | 19 | 0,589 | 37 | 47 | 
| Стандартное отклонение | 0,624663 | 0,330274 | 6,46344 | 9,80824 | 
| Дисперсия выборки | 0,390204 | 0,109081 | 41,77615 | 96,20168 | 
| Эксцесс | -0,52856 | 4,149376 | -0,61404 | 0,61665 | 
| Асимметричность | 0,214341 | -1,55735 | 0,53226 | 0,09695 | 
| Минимум | 18 | -0,969 | 29 | 17 | 
| Максимум | 20 | 0,872 | 53 | 67 | 
| Счет | 50 | 50 | 48 | 48 | 
| Уровень надежности(95%) | 0,173145 | 0,091546 | 1,791543 | 2,718657 | 
| Распределение | ||||
 
Приложение 2.
Сводная таблица эмпирических данных по группам ПС-202, БПС-213, СЦ-204.
| № | Ф.И.О. | Социо-демографические данные | Уровень самооценки по Будасси С.А. | Уровень тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина | |||||||
| пол | возраст | профессия | РТ | ЛТ | |||||||
| 1 | Грацинская Ю. | ж | 19 | студент | 0,41 | 37 | 59 | ||||
| 2 | Мухамадеева М. | ж | 18 | студент | 0,694 | 36 | 37 | ||||
| 3 | Закирова В. | ж | 18 | студент | 0,604 | 34 | 38 | ||||
| 4 | Лиона | ж | 18 | студент | 0,201 | 32 | 41 | ||||
| 5 | Света | ж | 19 | студент | 0,793 | 51 | 38 | ||||
| 6 | Лилия | ж | 20 | студент | 0,5335 | 48 | 47 | ||||
| 7 | Тронин А. | м | 18 | студент | 0,091 | 39 | 52 | ||||
| 8 | Бельтюков А. | м | 19 | студент | 0,265 | 32 | 37 | ||||
| 9 | Белоногов П. | м | 19 | студент | 0 | 47 | 47 | ||||
| 10 | ---------------- | ж | 19 | студент | 0,19 | 42 | 44 | ||||
| 11 | Кордюков А. | м | 18 | студент | 0,637 | 40 | 41 | ||||
| 12 | Степанова А. | ж | 18 | студент | 0,599 | 35 | 51 | ||||
| 13 | Безруких А. | ж | 19 | студент | 0,4105 | 37 | 47 | ||||
| 14 | Калинина К. | ж | 18 | студент | 0,547 | 36 | 49 | ||||
| 15 | Быков А. | м | 19 | студент | 0,239 | 32 | 30 | ||||
| 16 | Усольцев М. | м | 18 | студент | 0,248 | 45 | 39 | ||||
| 17 | Пташпюк И. | м | 18 | студент | 0,1 | 48 | 51 | ||||
| 18 | Багдасадян Д. | м | 18 | студент | 0,421 | 42 | 37 | ||||
| 19 | Васильева А. | ж | 19 | студент | -0,171 | 36 | 47 | ||||
| 20 | Юлия Ш. | ж | 19 | студент | 0,104 | 45 | 47 | ||||
| 21 | Регуш Е | ж | 19 | студент | 0,484 | 51 | 67 | ||||
| 22 | Трололо | ж | 20 | студент | 0,024 | 45 | 55 | ||||
| 23 | Вербицкая Т. | ж | 20 | студент | 0,525 | 32 | 36 | ||||
| 24 | Котова Д. | ж | 19 | студент | -0,061 | 37 | 32 | ||||
| 25 | Краснобаева Ю. | ж | 18 | студент | 0,589 | 37 | 42 | ||||
| 26 | Ширинова Л. | ж | 19 | студент | 0,223 | 40 | 54 | ||||
| 27 | Куцык Е. | ж | 19 | студент | 0,419 | 36 | 39 | ||||
| 28 | Смирнова Е. | ж | 18 | студент | 0,494 | 34 | 28 | ||||
| 29 | Миськова Е. | ж | 18 | студент | 0,43 | 53 | 62 | ||||
| 30 | Дерьяева М. | ж | 19 | студент | 0,466 | 37 | 39 | ||||
| 31 | Зубова А. | ж | 19 | студент | 0,207 | 40 | 40 | ||||
| 32 | Кустова О. | ж | 19 | студент | 0,323 | 42 | 59 | ||||
| 33 | Таракина Е. | ж | 18 | студент | 0,622 | 38 | 42 | ||||
| 34 | Гринченко А. | м | 20 | студент | 0,593 | 42 | 51 | ||||
| 35 | Морий Т. | ж | 18 | студент | 0,51 | 32 | 66 | ||||
| 36 | Гринченко Ю. | ж | 19 | студент | 0,652 | 44 | 56 | ||||
| 37 | Соловьева К. | ж | 19 | студент | 0,435 | 36 | 36 | ||||
| 38 | Карпова Ю. | ж | 19 | студент | 0,56 | 31 | 39 | ||||
| 39 | Баша И. | ж | 20 | студент | -0,234 | 53 | 17 | ||||
| 40 | Кашарин Ю. | м | 19 | студент | -0,969 | 39 | 45 | ||||
| 41 | Качалков С. | м | 19 | студент | 0,471 | 33 | 42 | ||||
| 42 | Григорьев Е. | м | 19 | студент | 0,751 | 29 | 35 | ||||
| 43 | Панина Т. | ж | 19 | студент | 0,134 | 43 | 51 | ||||
| 44 | Шустова К. | ж | 19 | студент | 0,572 | 37 | 41 | ||||
| 45 | Макушина А. | ж | 19 | студент | 0,624 | 52 | 47 | ||||
| 46 | Кальнаус Т. | ж | 18 | студент | 0,345 | 36 | 43 | ||||
| 47 | Понамарева А. | ж | 18 | студент | -0,251 | 47 | 52 | ||||
| 48 | Мисурагина И. | ж | 19 | студент | 0,872 | 31 | 36 | ||||
| 49 | Никитина О. | ж | 19 | студент | 0,643 | 46 | 53 | ||||
| 50 | Наумец М. | ж | 19 | студент | 0,764 | 39 | 46 | ||||
Приложение 1
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
Бланк суждений
  | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключ к методике оценки ситуационно и личностной тревожности
  | 
Информация о работе Диагностика связи самооценки и уровня тревожности