В настоящее время сложились 
        четыре основных направления, задающих 
        специализацию в работе практического 
        психолога:  
        
          - Психодиагностика.
 
          - Психологическое консультирование.
 
          - Психопрофилактика.
 
          - Психокоррекция.
 
         
        Мы остановимся на психологическом 
        консультировании. Оно включает в 
        себя следующие частные виды работ:  
        
          - Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого психодиагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться и взрослым и детям в форме, понятной и доступной для практической реализации.
 
          - Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических советов.
 
          - Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации. Консультативная работа психолога школы проводится последующим направлениям:
 
           
        
        
          - консультирование и просвещение педагогов;
 
         
        
          - консультирование и просвещение родителей;
 
          - консультирование школьников.
 
         
         
        В свою очередь, консультирование 
        может проходить в форме собственно 
        консультирования по вопросам обучения 
        и психического развития ребёнка, а 
        так же в форме просветительской 
        работы со всеми участниками педагогического 
        процесса в школе. 
        Психологическое 
        просвещение представляет собой формирование 
        у обучающихся и их родителей (законных 
        представителей). У педагогических работников 
        и руководителей потребности в психологических 
        знаниях, желания использовать их в интересах 
        собственного развития; создание условий 
        для полноценного личностного развития 
        и самоопределения, обучающихся на каждом 
        возрастном этапе, с также в современном 
        предупреждении возможных нарушений в 
        становлении личности и развитии интеллекта. 
        Консультативная 
        деятельность – это оказание помощи обучающимся, 
        их родителям (законным представителям), 
        педагогическим работникам и другим участникам 
        образовательного процесса в вопросах 
        развития, воспитания и обучения психологического 
        консультирования. 
        Особенностью консультативной 
        работы психолога в начальной 
        школе является то, что непосредственным 
        “получателем” психологической 
        помощи (клиентом) является не её окончательный 
        адресат – ребёнок, а обратившийся за 
        консультацией взрослый (родитель, педагог). 
        Таким образом, психолог оказывает подчас 
        лишь косвенное воздействие на ребёнка. 
        Он только даёт советы; реализовывать 
        их – задача клиента. 
        Несмотря на такую специфику 
        консультативной работы школьного 
        психолога с детьми младшего школьного 
        возраста, их родителями и педагогами, 
        это направление является принципиально 
        важным в практической деятельности 
        школьного психолога. 
        Эффективность всей его работы 
        в значительной мере определяется тем, 
        насколько ему удалось наладить 
        конструктивное сотрудничество с педагогами, 
        родителями и администрацией школы 
        в решении задач обучения и 
        воспитания школьников. 
        В своей консультативной 
        практике школьный психолог может реализовать 
        принципы консультирования самых различных 
        психологических направлений (диагностический, 
        экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный 
        и другие подходы). Однако в работе 
        с детьми, личность и в целом 
        психика которых находятся ещё 
        на этапе своего становления, учёт возрастных 
        особенностей является непременным 
        условием консультативной работы психолога 
        в школе. 
        В целом задача возрастно-психологического 
        консультирования составляет контроль за ходом психического развития 
        ребёнка на основе представлений о нормативном 
        содержании и возрастной периодизации 
        этого процесса. Указанная общая задача 
        на сегодняшний день включает следующие 
        конкретные составляющие:  
        
          - Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка;
 
          - Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
 
          - Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
 
          - Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;
 
          - Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;
 
          - Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации с детьми и родителями;
 
          - Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы”.
 
         
        Консультирование 
        педагогов  
        В консультативной работе 
        с педагогами можно выделять ряд 
        принципов, на которых основано сотрудничество 
        школьного психолога 
        с педагогическим коллективом 
        в решении проблем и профессиональных 
        задач самого педагога:  
        
          - Равноправное взаимодействие психолога и педагога;
 
          - Формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие установки на “готовый рецепт”;
 
          - Ппринятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
 
          - Распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.
 
         
        В организации психологического 
        консультирования педагогов можно 
        выделить три направления:  
        
          - Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.
 
          - Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка и его обучения. Консультирование в этом направлении может быть организованно, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребёнке и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки. Организация по запросу учителя наиболее эффективна, а форме индивидуальных консультаций.
 
          - консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. в рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала оппонентом отдельно, затем – совместно. Психолог помогает ' снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.
 
         
        Консультирование 
        родителей 
        Психолого-педагогическое консультирование 
        родителей, как и в ситуации пробной 
        работы с педагогами, может быть 
        организованно, с одной стороны, 
        по запросу родителя в связи с 
        оказания консультативно-методической 
        помощи в организации эффективного 
        детско-родительского взаимодействия; 
        с другой – инициативе психолога. 
        Одной из функций консультативной 
        работы с родителями является информирование 
        родителей о школьной проблемах 
        ребёнка. Так же целью консультирования 
        может стать необходимость психологической 
        поддержки родителей в случае 
        обнаружения серьёзных психологических 
        проблем ребёнка либо в связи 
        с серьёзными эмоциональными переживаниями 
        и событиями в семье. 
        Основные 
        этапы индивидуальной консультативной 
        работы 
        1. Работа с конкретным 
        индивидуальным случаем – довольно 
        трудоёмкий процесс, требующий 
        определённой организации. Таким 
        образом, для квалифицированного 
        решения проблемы необходимо 
        собрать и проанализировать информацию 
        по следующим разделам. Информация 
        об истории развития ребёнка 
        и состояние его здоровья (беседа 
        с родителями по поводу истории развития 
        ребёнка может происходить в форме полу 
        стандартизированного интервью). 
        2. Сведения об особенностях 
        социальной обстановки, в которой 
        растёт ребёнок, и характере 
        его общения и взаимоотношений 
        со значимыми лицами (семья, коллектив 
        сверстников в классе и др.) 
        Для получения этой информации 
        дополнительно к выше приведённым 
        методикам целесообразно использовать 
        Опросник АСВ Эйдемиллера-Юстицкого, 
        методику Рене жиля, “Два дома”, 
        пробы на совместную деятельность, 
        рисунок семьи и другие. 
        3. Особенности поведения 
        и деятельность ребёнка в различных 
        ситуациях. Для изучения особенностей 
        поведения и деятельности ребёнка 
        в ситуации обследования целесообразно 
        применять схему наблюдения. 
        4. Дифференцированная характеристика 
        развития познавательной и эмоционально-личностной 
        сфер ребёнка. Методические средства 
        и приёмы, используемые для получения 
        такого рода информации весьма 
        разнообразны. Их выбор зависит 
        от специфики проблемы, возраста 
        ребёнка др. Главное – это должен 
        быть комплекс методик, системно 
        определяющий психологический статус 
        ребёнка. 
        Общая 
        характеристика беседы с родителями 
        в процессе консультирования 
        В процессе консультирования 
        психолог контактирует с родителями 
        (хотя это может быть и учитель) 
        несколько раз: в ходе бесед по 
        установлению истории развития ребёнка, 
        в ходе обследования ребёнка и 
        родителя на предмет специфики их 
        взаимоотношений, в ходе беседы по результатам 
        обследования, на коррекционных занятиях 
        (родительские группы, тренинг родительской 
        уверенности). 
        Каждая встреча психолога 
        с лицами, обратившимися с запросом, 
        имеет своей главной целью 
        достижение возможно более глубокого, 
        разностороннего и объективного 
        понимания проблем ребёнка, его 
        личности в целом. 
        Предпосылками успешного 
        результата консультирования являются 
        следующие действия психолога, а 
        процессе проведения бесед во время 
        первых встреч:  
        
          - умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или другими обратившимися за помощью лицами), умение проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребёнка;
 
          - обсуждение целей и задач консультирования, то есть введение клиента а ситуацию предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме консультативной работы;
 
          - формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;
 
          - предупреждение клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска форм психологической помощи, а затем и в ходе её реализации; снятие установки на ожидание немедленных результатов.
 
         
        Беседа, проводимая психологом 
        по итогам изучения случая, преследует 
        несколько целей:  
        
          - подробное обсуждение общего состояния психического развития ребёнка, а так же характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза его дальнейшего развития;
 
          - совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы;
 
          - обсуждение проблем родителей, связанных с ребёнком, их отношения к его трудностям;
 
          - планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости).
 
         
        В зависимости от особенностей 
        конкретного случая заключительная беседа 
        консультанта с родителями может строиться 
        по-разному, однако чаще всего в ней выделяются 
        4 основных этапа. При этом желательно 
        вести беседу одновременно с обоими родителями, 
        так как это помогает получить более объективную 
        и разностороннюю картину жизни ребёнка 
        и, кроме того, позволяет им почувствовать 
        общую ответственность за судьбу ребёнка. 
        В начале беседы нужно побудить 
        у родителей к свободному и 
        откровенному обсуждению проблем ребёнка, 
        актуализации наиболее волнующих их 
        вопросов. Необходимо также коснуться 
        их представлений о причинах трудностей 
        ребёнка и средствах их разрешения, 
        помощи, выяснить их мнение о том, какие 
        цели можно ставить перед ребёнком, 
        на какое будущее его ориентировать. 
        На втором этапе беседы предполагается 
        сообщение и разъяснение психологом 
        результатов психологического обследования, 
        а также их совместное обсуждение. 
        Конкретные данные и иллюстрации 
        из материалов обследования, демонстрируется 
        психологом, обычно помогают родителям 
        составить более верное представление 
        о характере и степени трудностей 
        ребёнка. Необходимо стремиться к выработке 
        у родителей реалистического 
        представления о трудностях ребёнка. 
        После того (на третьем этапе) обсуждается 
        специальная программа действий 
        и конкретные формы реализации предложенных 
        рекомендаций. Наконец, в заключение 
        беседы обсуждается то, как изменилось 
        отношение родителей к проблемам 
        ребёнка, планируются последующие 
        встречи. В процессе беседы важно 
        проявить теплоту, внимание, уважение. 
        Критерием оценки эффективности 
        беседы служит то, могут ли родители 
        достаточно уверенно действовать на 
        основе тех сведений и рекомендаций, 
        которые они получили от консультанта. 
        Беседу родителям рекомендуется 
        проводить в форме свободного 
        либо полустандартизированного вида, 
        выбор управляемого или неуправляемого 
        вариантов и т.д. 
        Целесообразно проводить 
        максимально подробное обсуждение 
        конкретных результатов, полученных в 
        ходе обследования ребёнка, часто это 
        придаёт большую убедительность 
        вывода консультанта; родителям полезно 
        иметь на руках психологическое 
        заключение, написанное ясным, понятным 
        языком, или, по крайней мере, самим 
        записать со слов психолога выводы 
        и рекомендации, так как это 
        помогает им в дальнейшем обдумывать 
        результаты консультации, искать конкретные 
        меры помощи, исходя из зафиксированных 
        выводов, проверять их правильность 
        в ходе анализа дальнейшего развития 
        ребёнка. 
        Одним из принципов работы 
        возрастного психолога консультанта 
        является принцип отстаивания интересов 
        ребёнка. Однако представления об этих 
        интересах и о том, как отстаивать, 
        существенно различаются у разных 
        консультантов психологов. Эти различия 
        отражаются в методах и предмете их работы. 
        Если исходить из устоявшегося 
        в практике семейного консультирования 
        а оно на сегодняшний день наиболее 
        развито – деления всех случаев 
        обращения в консультацию на собственно 
        семейные проблемы и проблемы родительско-детских 
        отношений, то в области родительско-детских 
        отношений существуют три направления, 
        три способа работы:  
        
          - повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения, общей воспитательной осведомлённости и т.п.;
 
          - работа с семьёй как целым с точки зрения как диагностики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии;
 
          - работа преимущественно с ребёнком.
 
         
        Было бы наивно полагать, 
        что какое-то из этих трёх направлений 
        работы не реализует принципа соблюдения 
        интересов ребёнка. И возрастной 
        психолог консультант работает отнюдь 
        не только в третьем модусе. Однако 
        одним из организационных принципов 
        его работы является отказ от консультирования 
        родителей без обследования ребёнка. 
        Таким образом, процедура консультирования 
        родительско-детских отношений в 
        возрастно-психологической консультации 
        всегда включает в себя достаточно 
        подробное психодиагностическое обследование 
        ребёнка, а не только его межличностных 
        отношений и тем более не только 
        этих отношений глазами родителей. 
        В ряде случаев бывает необходимым 
        провести и психологическое обследование 
        родителей. 
        Литература: 
        1. Немов Р.С. “Психология: 
        учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 
        В з-х кн. 3-е изд.– М.: Гуманит. 
        изд. центр ВЛАДОС, 2000. – кн.2: Психология 
        образования. – 608 с. 
        2. Истратова О.Н., Эксакусто 
        Т.В. “Справочник психолога начальной 
        школы (2-е изд.)/серия “Справочники”. 
        – Ростов н/д : “Феникс”, 2004.– 
        448 с.  |