Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:02, курсовая работа
Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания психологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, и всех воспитательных служб учебных заведений.
     Проблема выявления  и профилактики девиантного поведения  является актуальной, т.к. в настоящее  время работа по профилактике  детской преступности занимает  особое место в системе воспитательных  мероприятий учебных заведений.
Введение…………………………………………….……………………………3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы девиантного поведения  ……………………………………………………….………………..5
1.1. Общее понятие  о девиациях и типы девиаций  ……………………………5
1.2. Проявление  основных форм девиантного поведения  ……..…………….10
1.3. Предпосылки  и проявления девиации в подростковом  возрасте…….....15
1.4. Профилактика девиантного  поведения подростков…………………..….25
Выводы по главе 1……………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальная  работа по изучению личностных особенностей подростков………………………………………………………………….……38
2.1. Результаты диагностического  исследования и интерпретация
полученных данных …………………………………………………………….38
2.2. Коррекция отклоняющегося  поведения у подростков…………………...52
2.3.Программа развития  временной перспективы и способности  к
целеполаганию для подростков с делеквентным поведением……………….58
Выводы по главе 2………………………………………………………………..
Заключение……………………………………
Оформляясь к подростковому возрасту, акцентуации характера, как правило, со временем компенсируются. И лишь при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, могут не только стать почвой для острых аффективных реакций, неврозов, но и явиться условием формирования психопатического развития. Понятие «акцентуация характера», на наш взгляд, можно изобразить в виде рисунка, где понятие «личность» представлено в виде круга с размытым краем, так как границы нормы трудно определить. За границами нормы в силу действия ряда факторов, которые будут описаны ниже, идет нарушение в развитии личности.
Поскольку акцентуации характера 
граничат с соответствующими видами 
психопатических расстройств, их типология 
базируется на детально разработанной 
в психиатрии классификации психопатий, 
отражая, однако и свойства характера 
психически здорового человека. Такой 
типологический подход, в соответствии 
с которым допускается переход 
от клинических типов психопатий 
к анализу, «вариантов нормы», критикуется 
в отечественной психологии, так 
как за ним, по мнению С.Л. Рубинштейна, 
скрыто представление о характере 
как о конституционально 
В подростковом возрасте наиболее частыми нарушениями на фоне акцентуаций характера бывают так называемые транзиторные непсихологические девиации – деликвентность, алкоголизация, наркомания, бродяжничество, суицидальное поведение. Смена обстановки на более благоприятную, как правило, устраняет эти нарушения.
Вопрос о том, что является 
первопричиной возникновения 
На основе систематики формирования психопатий П.Б. Ганнушкина систематизировала факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций характера у подростков.
Таким образом, причинами изменения личности подростка являются социальные и биологические факторы, которые действуют не изолированно, а тесно взаимодействуют(15, с.7).
В специальной литературе 
описаны две классификации 
По различным данным исследования А.А. Вдовиченко, А.А. Реана наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертивного типов. Среди смешанных типов часто встречаются эпилептоидно-неустойчивый.
Таким образом, в динамике акцентуаций можно говорить о таком феномене, как заострение в подростковом возрасте черт акцентуированного характера и возникновение на этом фоне девиаций поведения. В связи с этим очень важным является вопрос о профилактике девиантного поведения у подростков.
При предупреждении отклоняющегося поведения, по мнению А.Е. Личко, В.В. Ковалева, нужно направлять работу на факторы и причины, приводящие к возникновению и развитию типа акцентуации характера, которые влияют на возможные отклонения в поведении.
Выделяют два вида факторов:
Психолого-педагогическое предупреждение – это система профилактических мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей (26,с.74).
Профилактика девиантного поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.
Некоторые авторы (С.Я. Улицкий и др.) все профилактические мероприятия условно делят на общие и специальные. К общим относят политические и социально-экономические мероприятия. Специальные мероприятия, базируясь на общих, тем не менее, имеют некоторые особенности при различных формах девиантного поведения.
Н.Я. Копыт, П.И. Сидоров выделяют следующие основные направления профилактики пьянства и алкоголизма: психогигиеническое, педагогическое, медико-социальное, здравоохраненческое, административно-правовое и экономическое.
Имеют свои особенности системы мероприятий, направленных на профилактику правонарушений (В.А. Пискарев, А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев), суицидов (А.Г. Амбрумова), сексуальные девиации (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган) и т.д. Однако для всех предлагаемых систематик характерны схематизм и условность(27,с.4).
Предупреждение девиантных форм поведения должно быть этиологичным, комплексным, дифференцированным и поэтапным, а главное – носить систематический и наступательный характер.
Этиологичность предупреждения заключается в воздействии на основные факторы (социальные, психологические, биологические), способствующие формированию отклоняющихся форм поведения.
Предупреждение девиантных форм поведения должно проводиться дифференцированно в отношении подростков и взрослых, учащихся и родителей, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.
И наконец, предупреждение нарушений поведения должно быть последовательным и поэтапным. Согласно терминологии ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика (предупреждение) 
является наиболее массовой и эффективной. 
Мероприятия первичной 
Первичная профилактика включает в себя три основных направления: совершенствование социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; воспитание социально позитивно ориентированной личности (23,с.17).
Особое значение среди 
факторов, влияющих на формирование «трудных» 
подростков, имеет окружающая подростка 
микросреда, и в первую очередь 
семья. В настоящее время принято 
различать гармоничные и 
Деструктивная семья отличается, 
прежде всего, изолированностью отдельных 
ее членов, которая препятствует взаимопониманию 
и в то же время способствует созданию 
атмосферы эмоционального напряжения 
и конфликтности. Основной порок 
деструктивной семьи – 
Распадающаяся семья – семья, в которой конфликт между родителями достиг апогея. Назревает распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены и дети. Подростки, как правило, болезненно переживают распад семьи и принимают обычно сторону одного из родителей, чаще того, кого считают обиженным.
Распавшаяся семья – семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней контакты (так называемые «приходящие» отцы и матери).
Неполная семья – семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В литературе существует тенденция преувеличивать патогенное влияние неполной семьи на формирование «трудных» подростков. Очень часто мать, если она психически больна и не ведет асоциальный образ жизни, воспитывает хороших, социально адаптированных детей и без отца.
Ригидная псевдосолидарная семья отличается наличием доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные ее члены. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота (21, с.78).
Важный социальный фактор, способствующий формированию девиантного поведения, представляют собой неформальная группа с асоциальными и антисоциальными тенденциями (2,с.34).
Реакция группирования является 
естественной психологической реакцией 
в подростковом возрасте. На определенном 
этапе формирования личности подростка 
неформальная группа может стать 
главным регулятором 
Нравственно-правовое воспитание должно проводиться в семье, школе, подростковом коллективе. Формы и методы его не могут быть строго стандартизированы, так как это только снижает эффективность (9, с.17).
Противоалкогольное воспитание является составной частью воспитательной работы, направленной на формирование социально - позитивно ориентированной личности. Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют:
Пути и методы полового воспитания должны отличаться широтой диапазона и творчеством. Главное создать условия, благоприятствующие формированию у подростка внутренней позиции, обеспечивающей социально-нравственное становление личности, и не сводить воспитание к морализированию, внушениям, назиданиям и поучениям, а тем более к принуждению (17, с.46).
Таким образом, первичная профилактика имеет социальную направленность.
Вторичная профилактика включает в себя следующие направления:
- определение факторов 
риска и выделение так 
- выявление лиц с нарушением 
поведения; психологическая 
Изучение факторов риска 
девиантного поведения дает дополнительные 
возможности прогнозировать отдельные 
формы отклонений, а, следовательно, 
планировать и проводить 
В частности, разработаны специальные карты повышенного суицидального риска, куда включены наиболее частые причины самоубийств и факторы, способствующие суицидальному поведению (Н.Б. Конанчук, А.Г. Амбрумова). Некоторые авторы (Э.А. Чомарян) большое внимание при определении факторов суицидального риска у подростков придают подражательным тенденциям, свойственным этому возрасту (21, стр.40).
Психологическая коррекция 
выявленного девиантного 
Таким образом, в предупреждении 
девиантного поведения у 
Выводы по первой главе
Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к современной экономической ситуации, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, — эти и другие негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед социологической наукой исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения и его субъектов — девиантной личности (девианта) и асоциальных объединений (криминальных групп, организаций и т.д.).