Cвойства и функции конфликтологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:21, контрольная работа

Описание

Середина прошлого столетия ознаменовалась невиданным ранее взрывом общественного и научного интереса к анализу и разрешению конфликтов. Под влиянием различных социальных потрясений общество стало проявлять интерес к тому, что конфликт может быть успешно разрешён. Однако этого интереса было явно недостаточно для выделения новой науки – конфликтологии – именно в отдельное направление науки. Однако наметились границы интересов этого направления: в нем рассматривалась теория анализа, разрешения и управления конфликтами в качестве самостоятельной научной дисциплины и актуальной общественно-значимой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
1.Конфликтология в системе наук……………………………...5
2. Цели и задачи конфликтологии. Свойства конфликтологии..........................................................................14
3. Функции конфликта. Функции конфликтологии....………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………28

Работа состоит из  1 файл

Cвойства и функции конфликтологии.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)


3

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету: Конфликтология

на тему: Свойства и функции конфликтологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3

1.Конфликтология в системе наук……………………………...5

2. Цели и задачи конфликтологии. Свойства конфликтологии..........................................................................14

3. Функции конфликта. Функции конфликтологии....………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….27

Список использованных источников…………………………28

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Середина прошлого столетия ознаменовалась невиданным ранее взрывом общественного и научного интереса к анализу и разрешению конфликтов. Под влиянием различных социальных потрясений общество стало проявлять интерес к тому, что конфликт может быть успешно разрешён. Однако этого интереса было явно недостаточно для выделения новой науки – конфликтологии – именно в отдельное направление науки. Однако наметились границы интересов этого направления: в нем рассматривалась теория анализа, разрешения и управления конфликтами в качестве самостоятельной научной дисциплины и актуальной общественно-значимой деятельности.

В ответ на общественный запрос возникли и продолжают возникать новые учебные и исследовательские центры, консалтинговые центры и группы по анализу и разрешению конфликтов, посредничеству и медиаторству в самых различных целях социальной жизни. Началась целенаправленная подготовка специалистов-конфликтологов.

Однако чтобы эти предпосылки, очень важные сами по себе, привели к самостоятельности науки конфликтологии, необходимо ещё одно условие. Из конгломерата сведений и частных рецептов она должна превратиться в настоящую науку со своим предметом, теоретическими законами, логико-математическим аппаратом моделирования, вывода эмпирических надёжных объяснений и предсказаний. Однако, несмотря на огромные усилия Г. Зиммеля, Л. Коузера, Р. Дарендорфа и др. ученых, до сих пор не все согласны с тем, что это конфликтология – это отдельная наука, а не приложение психологии, теории управления, политологии и других дициплин.

Тем не менее, в данной работе сделана попытка выделить свойства и функции конфликтологи как отдельной отрасли, изучающей проьлему конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конфликтология в системе наук

Считать ли конфликтологию отдельной, самостоятельной наукой, образовавшейся на стыке социологии, психологии и других наук, или же комплексной научной дисциплиной, - Это вопрос, на который можно ответить по принципу: «и то, и другое».

Конфликтология кок наука в настоящее время постепенно приобретает статус самостоятельной научной дисциплины, имеющей комплексный характер.

Однако самостоятельность конфликтологии относительна. Она пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приёмами любых наук, если это помогает ей в изучении конфликтов. Особенно тесно она связана с теми областями знаний, от древа которых она, собственно, и «отпочковывается», –с социологией и психологией. Многие другие отрасли науки –история, культурология, экономические науки, правоведение, педагогика, политология, военная наука –дают ей фактический материал и служат полем приложения её концепций. Из философии она заимствует общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и взаимодействия противоположностей. Намечаются (но пока остаются ещё мало реализованными) возможности приложения к конфликтологическим проблемам математического аппарата.

В математике конфликтные ситуации представляются в виде абстрактных математических моделей, которые могут интерпретироваться на реальных объектах, если удаётся найти соответствие между свойствами моделей и свойствами этих объектов. Обычно подобное соответствие устанавливается лишь при введении каких-то упрощающих допущений относительно реальных объектов. Первые шаги к математическому описанию конфликтных отношений предпринял в России в 1920-х гг. Г. Ф. Гаузе. В 1940-х гг. появились попытки построить модели ситуаций конфликтного типа на основе математической теории игр, В работах В. А. Лефевра и Г. Л. Смоляна 1960-х гг. предложены модели «рефлексивных игр», в которых соперники стараются угадать замыслы друг друга (как в популярной песенке М. Леонидова: «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я») . Математические модели конфликтов разрабатываются в настоящее время большей частью для описания поведения сложных систем при наличии в них противодействующих сил (безотносительно к человеку) и способов оптимального управления ими. Из работ, более близко подходящих к проблемам социальной конфликтности, известность получила книга Т. Саати, в которой автор, в частности, на математической модели американско-вьетнамской войны доказывал необходимость вывода американских войск из Вьетнама.

Однако сложность человеческих конфликтов такова, что упрощающие допущения, которые необходимо вводить для их математического описания, делает эти описания малоинформативными. Рассказывают, что однажды один из крупнейших специалистов по теории вероятности П. Л. Чебышев выступил в Париже с лекцией о математическом моделировании одежды. На лекцию знаменитого математика пришли известные французские модельеры. Чебышев начал её со слов: «Представим себе человеческое тело как шар...» Присутствующие начали потихоньку расходиться. Математические модели конфликтов похожи на человеческие конфликты пока примерно так же, как шар – на человеческое тело.

Тем не менее в экономике, спорте, военном деле для некоторых частных случаев математическое моделирование конфликтных ситуаций оказывается полезным. Возможно, с разработкой более совершенного математического аппарата, особенно в компьютерных игровых моделях, связи конфликтологии с математикой станут более тесными. [1]

              Существует несколько определений конфликтологии. Приведём наиболее популярное, по которому конфликтология –наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приёмах их конструктивного регулирования.

Объектом конфликтологии являются конфликты в целом.

Конфликтологию, по всей видимости, должны интересовать два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты.

Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, их ядром – межличностные.

Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия, изучить процессы, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению человека, дать возможность прогнозировать последствия.

Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приёмы управления ими.

Ядро предмета конфликтологии формулируется в понятийной схеме описания конфликтов.

К середине ХХ века конфликтология выделилась в отдельную науку из состава социологии и психологии.

В социологии общая теория социального конфликта стала складываться в работах немецкого учёного М.Вебера (1864-1920). Он считал, что общество – это совокупность групп, которые различаются своим социальным статусом, поэтому их интересы неизбежно расходятся, всякие надежды на возможность устранения социальных конфликтов иллюзорны (М.Вебер критиковал марксизм), надо признать неизбежность существования на Земле вечной борьбы одних людей против других. Но так как интересы людей не только расходятся, но и совпадают, то это единство – основа для баланса сил и достижения консенсуса (стабильности).

Эти исходные положения М.Вебера явились основой для создания в середине ХХ века теории конфликтов в качестве самостоятельной области социологии, а затем и совершенно самостоятельной науки.

Конфликтологию выстроили как самостоятельную науку немецкий ученый Ральф Дарендорф (род.1929 г.) и американский социолог Льюис Козер (род.1912 г.).

Р.Дарендорф в своих работах «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957г.) и «Современный конфликт» (1988 г.) рассматривает конфликтологию как главную категорию социологии и всю социологию называет теорией конфликта, считает, что наличие конфликтов – естественное состояние общества, не наличие, а отсутствие конфликтов – ненормально и удивительно. Конфликты – не всегда угроза для общества, а, наоборот, они могут быть использованы как источник позитивных изменений. Поэтому общество выработало методы рационального регулирования конфликтов.

Л.Козер в работе «Функции социального конфликта» (1956 г.), которая является классикой современной конфликтологии, следуя за М.Вебером, подчеркнул всеобщность и универсальность конфликтов в обществе и дал глубокое обоснование позитивной роли конфликта в обществе.

Основные положения Л.Козера:

1) постоянным источником и причиной современных социальных конфликтов является дефицит ресурсов, не только материальных, но и политических, ресурсов власти, престижа, которые существуют в любом обществе, поэтому пока существует общество, будет напряженность, будут конфликты, особую роль будет играть борьба людей за власть, за престиж и уважение;

2) хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в недемократическом и демократическом обществе различна: в тоталитарном обществе, которое расколото на враждующие лагеря, конфликты носят разрушительный характер; в открытом обществе конфликтов больше, так как люди открыты, но конфликты ведут не к разрушению, а к созиданию;

3) конструктивные и разрушительные результаты глубоко принципиально различаются между собой, смысл конфликтологии, её цель – ограничить негативные последствия конфликта и добиться оптимальных, позитивных результатов.

Существенный вклад в завершение формирования конфликтологии внёс американский социолог Кеннет Боулдинг, написавший в 1963 году работу «конфликт и защита. Общая теория». Боулдинг попытался изложить общую теорию конфликта. Исходная посылка его теории: борьба людей с себе подобными является естественной формой человеческого поведения, но, опираясь на человеческий разум, нравственность человека можно совершенствовать и смягчать. Для этого нужно уяснить общие элементы и общие образцы развития, присущие всем конфликтам, именно эти общие знания помогут уладить конфликт в любом его специфическом проявлении.[2]

Рассмотрим развитие конфликтологии в рамках психологической науки.

Большую роль в улаживании конфликтов играет психологический подход. Важнейшей составляющей социального конфликта является не только поведение, действия людей, но и внутренние установки, мысли, чувства, то есть психология людей. Работы по психологической тематике в отношении конфликтологии сосредоточились главным образом на исследовании внутриличностных, душевных конфликтах, на исследовании межличностных противоречий.

Психология видит в конфликте столкновение противоположных взглядов, мотивов, интересов. Чувства тревоги, дискомфорта могут стать настолько сильными в результате конфликта, что смогут являться источником неврозов и стрессов.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) внес большой вклад в исследование конфликтных ситуаций и пришел к выводу, что главным источником психических расстройств и стрессов является изначально, от природы присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными влечениями (особенно сексуальными) и требованиями моральных и правовых норм, что служит главным источником всех конфликтов.

Карл Юнг (1875-1961) предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой критерии различий между людьми по способу разрешения ими внутренних конфликтов – 2 психотипа: интраверты и экстраверты.

Современная психология разработала и другие направления психологии, учитывающие внутренний мир людей в конфликтных ситуациях.

Эрих Берн (1902-1970) создал теорию трансактного анализа межличностных взаимоотношений: все люди разделяются на 3 группы по своей психике на типы:

              ребенок;

родитель;

взрослый.

              Один человек всю жизнь остается ребенком, другой всю жизнь видит вокруг только детей, поучает всех вокруг, для этого типа характерно стереотипное мышление, третий тип – рациональное мышление, анализ реальных ситуаций. Конфликтные ситуации возникают, когда начинают взаимодействовать два одинаковых типа (ребенок – ребенок и т.д.).[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Цели и задачи конфликтологии. Свойства конфликтологии

Цель   конфликтологии   –   выявление   и   объяснение   механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой.

Основными задачами конфликтологии как науки являются изучение конфликтов, предупреждение и урегулирование их на практике.

Информация о работе Cвойства и функции конфликтологии