Что такое психотерапия?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 09:32, реферат

Описание

Психотерапия решает проблемы связанные не только с нарушенными функциями человеческого организма, но и с различными проблемными ситуациями - межличностные отношения, профессиональные проблемы, экзистенциальные проблемы, так называемые проблемы «личностного роста».

Работа состоит из  1 файл

Психотерапия.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

Рациональная  психотерапия широко используется самостоятельно либо в сочетании с другими  методами. Методика адресуется к логическому  мышлению пациента, в качестве лечебных факторов выступают авторитет  врача, убеждение,  переубеждение, разъяснение, одобрение,  отвлечение и др.

Неразрывная динамическая взаимосвязь факторов биологической, психологической и  социальной природы в механизмах психической дезадаптации у пострадавших во время  стихийных бедствий и катастроф определяет комплексный  характер воздействий для ее преодоления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ТРЕНИНГ

(от  англ. train - тренировать, тренироваться). В психотерапии Т. - это совокупность  психотерапевтических, психокоррекционных  и обучающих методов, направленных  на развитие  навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений.

В настоящее время  термин Т. используется для обозначения широкого круга методик, базирующихся на различных теоретических принципах. Единой классификации Т. не существует. Выделяют Т., направленные на развитие навыков саморегуляции, коммуникативные Т., тренинговые подходы, стимулирующие личностный рост,  обучающие Т.

К группе Т. саморегуляции относятся: аутогенная тренировка  в различных вариантах, тренинг  биологической обратной связи. Данные методы направлены на развитие способности  контроля и управления физиологическими функциями, на оптимизацию эмоционального состояния и снижение психологического напряжения

К группе коммуникативных Т., или Т. коммуникативных  умений, относятся преимущественно  групповые варианты поведенческого и социально-психологического Т. Они  проводятся в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности (например, для людей, испытывающих жизненные трудности, связанные с общением). Различия между поведенческим и социально-психологическим Т. условны. Известным критерием для разграничения этих близких технологий совершенствования навыков коммуникации  могут быть их разные целевые установки. Например, в клинике неврозов для коррекций личностных нарушений типа ограничительного поведения с целью более полной реадаптации больных с затяжными неврозами и невротическим развитием оправдано применение термина "поведенческий Т." как отражающего терапевтическую направленность коммуникативной коррекции. Термин "социально-психологический Т." более уместен при работе со здоровыми людьми с целью формирования или развития коммуникативных навыков. Методика  проведения указанных Т. может быть различной, но обязательно включает в себя два компонента: ролевую игру и групповую дискуссию. Социально-психологический Т. составляют блоки различных коммуникативных умений, например, умения, необходимые в начале общения (при вступлении в контакт), для прерывания контакта, умения и навыки  психологического аргументирования, активного слушания, выявления скрытого намерения партнера по общению и др. Методика проведения поведенческого Т. строится также на принципах воссоздания субъективно сложных для участников группы Т. ситуаций через разыгрывание  ролевых игр и групповую дискуссию.

Приведем  одну из наиболее распространенных методик поведенческого Т. Участники группы отбираются до начала занятий по следующим критериям:

1) эффективное  прохождение основного курса  психотерапии;

2) наличие  показаний для проведения поведенческого  Т., что определяет лечащий врач;

3) необходимый  уровень мотивации для участия в группе поведенческого Т.

В группе одновременно могут заниматься 8-12 человек,  однако состав ее и количество пациентов не регламентируются так жестко, как при групповой психотерапии, число участников колеблется от 3 до 18-20. Практически более оправдано создание открытой группы поведенческого Т., поскольку основная ее ориентация  на формирование  моделей более адаптивного поведения не требует учета динамики малой группы, и даже наоборот, уход  пациентов, преодолевших поведенческие трудности, и появление новых предоставляют участникам возможности более точного формулирования собственных целей, создают образ  лечебной перспективы. Занятие начинается с разминки, включающей упражнения коммуникативной, поведенческой и эмоциональной направленности. Затем проводится групповая дискуссия  для определения цели занятия. Из предложенных участниками ролевых ситуаций выбирается одна или две, наиболее значимые для всех участников группы. После групповой дискуссии психотерапевт  (тренер) предлагает ролевую ситуацию, которая разыгрывается участниками по очереди. В конце занятия проводится групповая дискуссия с целью рефлексии эффективности участия членов группы в ролевой ситуации. Возможно повторение  наиболее сложной ситуации и дискуссии. Вопрос о завершении занятий в группе решается индивидуально каждым пациентом совместно с психотерапевтом. Проведение Т., как видно из описанной методики, при всей внешней простоте требует большого опыта работы с группами, хороших навыков организации коммуникативного Т., психотерапевтических занятий, поскольку, несмотря на поведенческую ориентацию этого Т., возможны обострения невротического состояния, в связи с чем желательно проведение поведенческого Т. групповыми психотерапевтами.

К группе Т., стимулирующих личностный рост, относятся тренинговые занятия, имеющие различные теоретические основы и направленные преимущественно на развитие отдельных сторон личности участников Т. (самопонимание, навыки социальной перцепции, осознавание смыслов, развитие стратегии личностного развития и др.). Понятие  личностного роста нельзя определить однозначно из-за значительных различий в концепциях личности. Т. личностного роста - это собирательное понятие, обозначающее развитие личности  с точки зрения разных концепций. Каждый современный тренинговый метод,  имеющий личностную ориентацию, характеризуется собственной методологией развития личности. Поэтому можно выделить Т, личностного роста динамической, гуманистической, когнитивной и другой ориентации. К Т. личностного роста динамической ориентации в этом смысле могут быть отнесены психодраматические группы. Т. личностного роста гуманистической направленности объединяет группы встреч  Роджерса (Rogers С. R.), группы гештальт- ориентации Перлса (Perls F. S.), группы экзистенциального Т., а также социально-психологический Т., направленный на развитие социальной перцепции и базирующийся на теоретических подходах отечественной социальной психологии (Петровская Л. А., 1989). Т. когнитивной ориентации проводится в группах и направлен на развитие прежде всего когнитивного компонента самопознания, осознавание неадаптивных стереотипов поведения. Большое значение  в этом случае имеет работа  с языком участников, для чего используется видеообратная связь  и другие технические приемы. Одним из подходов к реализации личностного роста в. процессе Т. является проведение тематического Т., т. е. фокусирование  внимания группы на какой-либо теме, которая для всего цикла занятий является сквозной. Методика проведения такого варианта когнитивного Т. личностного роста напоминает тематические дискуссии. Темы могут касаться профориентации (для подростков или безработных), национального самосознания, профессиональных особенностей и интересов, смысла жизни и др.

Обучающие Т. также представляют собой сборную  группу и направлены на совершенствование  в первую очередь навыков, необходимых  для профессий, где определяющим фактором является эффективность  общения. Программа  таких Т. формируется в соответствии с заказом конкретной группы. Это может быть, например, лабораторный Т. для психотерапевтов, направленный на отработку навыков работы с пациентами, методический Т. для профессионалов, работающих с группами (методический Т. для тренеров, работающих с группами социально-психологического Т., методический Т. для групповых психотерапевтов и др.). Направленность такого варианта Т. может быть и тематической: Т. переговорного процесса, Т. для управленческого персонала и пр.

При всем разнообразии Т. и различии их теоретической базы можно выделить некоторые основные приемы, или процедуры: основные методические приемы ролевой игры и групповой дискуссии могут быть дополнены различными вариантами упражнений невербальной коммуникации, упражнениями для работы с языком, тренировкой определенных навыков, видеообратной связью и др.

Значение  Т. как особого явления в мире психотерапии, психокоррекции и прикладной психологии постоянно возрастает, поскольку  эффективность Т. различных направлений  по сравнению с другими подходами обучения и совершенствования навыков уже доказана практикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПОСТСТРЕССОВЫХ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ  У СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

СОКОЛОВ Евгений Юрьевич 

     Военнослужащий, выполняющий боевую задачу по обезвреживанию, ликвидации террористов, независимо от физической подготовленности, личных природных характерологических качеств сталкивается с боевой стрессовой ситуацией. Психобиологическая сущность боевого стресса заключается в перепрограммировании ресурсов человеческого организма на выживание в экстремальных, опасных для жизни условиях.

     Особенности службы сотрудников спецподразделений - это постоянные повышенные эмоциональные, интеллектуальные, физические нагрузки, требующие активизации всех жизненных ресурсов. В таких условиях сохранение психического равновесия является важнейшим условием сохранения боевой готовности и адекватного повседневного функционирования. Следует также учесть постоянно присутствующие в работе факторы риска, которые могут быть разделены на две группы: объективно ситуационные факторы, которые изменить невозможно, и субъективно ситуационные факторы, на которые можно повлиять, регулируя индивидуальное поведение сотрудника.

     Актуальность  исследования необходимости психотерапевтичсеской профилактики постстрессовых психических расстройств у военнослужащих основывается на возникновении у них в отдаленном периоде после чрезвычайных ситуаций различных по глубине, содержанию, структуре отклонений в психической системе, личностных особенностей, девиации социального, семейного, профессионального статуса. Военнослужащий, физически подготовленный, высококвалифицированный для работы в боевой обстановке, умеющий решать сложные тактические задачи, надежный товарищ, но не обученный в достаточной степени в предвоенное время методам саморегуляции (снимать мышечную напряженность еще до столкновения со стрессом, во время ситуации и после нее), повышающим обмен веществ, сопротивляемость организма к психогениям, улучшающий кровоснабжение центральной нервной системы и всего организма, в общей сложности за время своей работы менее продуктивен, быстрее уходит из профессиональной деятельности из-за неиспользования своих природных резервных возможностей, а значит - ускоренного старения, истощения организма. Сотрудник, умеющий в достаточной степени использовать собственные резервные возможности посредством психотерапетических мероприятий саморегуляции, если и столкнется с постстрессовыми, постчрезвычайными проблемами в своем здоровье, то их последствия чаще будут обратимыми, более легкими, не приведут к глубоким личностным изменениям.

     Цель  исследования - изучить позитивное воздействие психотерапевтических методов на реактивность организма военнослужащих в постстрессовом периоде при активном использовании ими не только в боевых условиях, но и в мирное время психотерапевтических и различных релаксационных мероприятий для предотвращения серьезных психических расстройств.

     Испытуемые - 84 военнослужащих российской армии, профессиональные обязанности которых выполняются в чрезвычайных, экстремальных условиях.

     Методы  исследования. В основу исследования положен комплексный подход, включающий сравнительный анализ и интерпретацию полученных данных о структуре и распространенности психических нарушений в сопоставлении со степенью напряженности обстановки, возрастными и личностными особенностями обследованных. Основными методами исследования (клинико-анамнестическим, сравнительно-возрастным, клинико-психопатологическим) определялись личностные особенности исследуемых. Обращалось внимание на соматический, неврологический статусы. Проводилось систематическое обучение военнослужащих различным методам саморегуляции как в присутствии психотерапевта-психиатра, так и самостоятельно, в перерывах между встречами со специалистом. Каждый раз после проведенного тренинга давалась субъективная и объективная оценка. Обследованным также обязательно предоставлялась возможность самостоятельно и с группой сослуживцев проводить тренинги с целью закрепления получаемых телесно-душевно-духовных ощущений.

     В экстремальных условиях каждый сотрудник  спецподразделения испытывает эмоциональное  напряжение как состояние активной готовности к выполнению боевого задания в условиях экстремальной ситуации, к которой он готов всегда, в том числе и на протяжении длительной напряженной ситуации. Но, как показывают наблюдения, в том числе и из личного опыта, перенесенные психотравмирующие воздействия, тем более следующие одно за другим, вызванные участием в чрезвычайных ситуациях, в боевых операциях, во многих случаях не проходят бесследно для психического состояния участников. В условиях смертельной опасности у людей меняется восприятие мира, чувства, поведение.

     Анализ  изменений психологических особенностей личности в процессе адаптации к  экстремальным условиям свидетельствует  о том, что изменение структуры  психологических характеристик  в основном носит негативный характер. При этом чем продолжительнее психоэмоциональные нагрузки и более интенсивно воздействие психогенных факторов реальной угрозы, тем более тяжелы последствия для психического состояния военнослужащих. У подавляющего большинства из них уровень удовлетворительной адаптированности к воздействию факторов реальной витальной угрозы не достигается, а эффективность деятельности в подобных условиях определяется уровнем психических и физиологических резервов. Следовательно, "ценой" эффективности военно-профессиональной деятельности в экстремальных условиях является истощение функциональных резервов организма, возникновение выраженных астенизации и психопатизации личности.

Информация о работе Что такое психотерапия?