Человек как субъект общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 10:13, реферат

Описание

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Коммуникативная сфера личности……………………………………...4 стр.
Коммуникативные способности и качества личности…………………6 стр.
Застенчивость как основной личностный барьер в общении...………..8 стр.
Коммуникативная компетентнтность …………………….………….....9 стр.
Заключение………………………………………………………………….14 стр.
Список используемой литературы………………………………………...16 стр.

Работа состоит из  1 файл

Человек как субъект общения.docx

— 43.17 Кб (Скачать документ)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

  1. Коммуникативная сфера личности……………………………………...4 стр.
  2. Коммуникативные способности и качества личности…………………6 стр.
  3. Застенчивость как основной личностный барьер в общении...………..8 стр.
  4. Коммуникативная компетентнтность …………………….………….....9 стр.

Заключение………………………………………………………………….14 стр.

Список используемой литературы………………………………………...16 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Человеческое  общество  немыслимо  вне   общения.   Общение   выступает необходимым  условием  бытия  людей,  без  которого  невозможно  полноценное  формирование не только отдельных психических  функций,  процессов  и  свойств  человека,  но  и  личности  в  целом.  Реальность  и  необходимость  общения определена   совместной   деятельностью:   чтобы   жить    люди    вынуждены взаимодействовать.  Общается   всегда   деятельный   человек,   деятельность которого  пересекается  с  деятельностью  других  людей.  Общение  позволяет  организовывать общественную деятельность и обогатить  её  новыми  связями  и отношениями между людьми.

    Человек с момента  рождения общается с другими  людьми,  но  порой  люди, отличающиеся  высокими достижениями в изучении  явлений  материального  мира, оказываются беспомощными в области  межличностных отношений, поэтому   человек должен изучать  правила   взаимодействия  с  людьми,  чтобы  стать  социально  полноправным членом общества. Другими  словами, общение будет  эффективно  лишь тогда, когда люди,  взаимодействующие   друг  с  другом,  компетентны   в данной ситуации.

    В самом общем  плане  компетентность  в   общении  предполагает  развитие  адекватной ориентации человека  в самом себе  –  собственном   психологическом потенциале, потенциале  партнера, в ситуации и задаче.

    Таким  образом,  формирование  коммуникативной   компетенции   человека является  актуальной проблемой социальной  психологии, решение  которой   имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества  в целом.

  

 

1. Коммуникативная  сфера личности

 

Одним из характерных свойств человека, как общественного существа, является потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Общение1 – ведущее условие социализации личности, так как в онтогенезе именно в процессе общения происходит усвоение человеком общественного опыта, норм нравственности и формирование законопослушного поведения. Общение – это установление и развитие контактов между людьми, порождаемые их потребностью в совместной деятельности. Оно включает в себя следующие аспекты:

– обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между коллективами;

– выработку совместной стратегии деятельности;

– восприятие и понимание людьми друг друга в процессе совместной деятельности.

Поскольку процесс общения психологически очень сложный и многоплановый, в нем принято выделять несколько основных функций: информативную, интерактивную и перцептивную.

Информационно-коммуникативная функция общения

Эта функция общения проявляется прежде всего в обмене информацией. Таким образом люди передают друг другу различные сведения, приказы, делятся своими идеями, планами.

При этом:

– происходит оценка получаемой информации, так как она всегда приобретает определенную личностную значимость и смысл;

– в процессе общения партнеры стремятся повлиять друг на друга, т.е. обмен информацией всегда предполагает воздействие на поведение партнера.;

– успешность информационно-коммуникативного общения обеспечивается наличием «тезауруса», обозначающего общую систему значений, принимаемых всеми участниками общения. Однако, даже зная значение слов, люди могут понимать их по-разному в силу своих возрастных, профессиональных, политических, нравственных свойств. Поэтому субъекты общения должны обладать не только идентичными лексическими системами, но и одинаковым пониманием ситуаций общения.;

– в условиях общения могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Такие барьеры могут быть следствием отсутствия общего языка и общего понимания ситуации, а также социальных, политических, религиозных и других различий, которые могут порождать совершенно различную интерпретацию одних и тех же событий, различное мировоззрение, миропонимание.

Коммуникативные барьеры могут иметь и иной, чисто психологический характер. Они могут возникать либо в силу индивидуальных особенностей партнеров (например, чрезмерной застенчивости, скрытности, некоммуникабельности и т.п.), либо из-за сложившихся между партнерами неприязненных отношений. В этом случае особенно наглядно выступает связь, существующая между общением и личностным отношением.

По своему характеру информация, исходящая от коммуникатора (руководителя, лидера) может быть двух типов: побудительной и констатирующей.

Побудительная информация (сообщение) выражается в просьбах, приказах, советах и стимулирует определенные действия. Стимуляция, в свою очередь, может быть различной: активацией – побуждением к действию в заданном направлении; интердикцией – запрещением определенных действий; дестабилизацией – сообщением, вызывающим рассогласование или нарушение некоторых форм поведения и деятельности.

Констатирующая информация – это сообщение, имеющее место в образовательных, правоохранительных, управленческих системах: (доклад, лекция, инструкция). Характер сообщения может быть различным по степени объективности, эмоциональности, наглядности. Вариант сообщения обычно выбирает коммуникатор, от которого исходит информация.

 

2. Коммуникативные способности и качества личности

 

Коммуникативные способности  – это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик  личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие блоки: личностный блок; социально-перецептивный; операционно-технический блок. Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в нерасторжимом единстве в комплексе, обеспечивая регуляцию процесса общения. А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели2. Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информации.

Коммуникативные способности  – это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, т. к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению. «Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения». На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

В качестве наиболее подходящей методики, решающей проблему диагностики  коммуникативных способностей, является методика КОС (коммуникативные организаторские  склонности). Данная методика рекомендована  ГУВРом3 (главное управление воспитательной работы) и является основной для изучения коммуникативных и организаторских способностей военным психологом в войсках. Методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей военнослужащего, которые включают такие качества, как:

  • умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с воинами;
  • стремление к расширению контактов;
  • участие в групповых мероприятиях;
  • умение влиять на людей;
  • стремление проявлять инициативу и т.д.

Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый  должен дать ответ «Да» или «Нет». Время выполнения методики 10–15 минут. При этом отдельно определяется уровень  коммуникативных и организаторских  склонностей.

Для проведения обследования необходимы: стимульный материал к методике КОС, регистрационные бланки и карандаши.

Инструкция:

«Вам нужно ответить на все вопросы данной анкеты. Свободно выражайте свое мнение по каждому  вопросу и отвечайте на них  так: если Ваш ответ на вопрос положительный, то в соответствующей клетке «бланка  ответов» поставьте знак «+», если же отрицательный, поставьте знак «–». Никаких дополнительных надписей и знаков делать не следует. Давайте ответ на каждый вопрос. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов нет. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно и искренне выражайте свое собственное мнение».

Данная методика наиболее подходит нам в качестве основной для разработки экспресс методики. Это обусловлено, во-первых, тем, что  данная методика рекомендована основополагающими  документами как основная для  военного психолога, и, во-вторых, тем, что данная методика в своем составе  измеряет коммуникативные способности  в «чистом» виде, а не в контексте  феноменологического подхода к  изучению личности.

 

3. Застенчивость  как основной личностный барьер  в общении

 

Застенчивость - понятие  расплывчатое: чем пристальнее в  него вглядываться, тем больше видов  застенчивости можно обнаружить. Так что, прежде чем решать, как  бороться с застенчивостью,  следует  лучше узнать, что она собой представляет. « Быть застенчивым» значит быть человеком, с которым «трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости». Застенчивый человек « избегает взаимодействия с определенными людьми, предметами». «Осторожный в словах и поступках, не настаивающий на своих правах, болезненно робкий» застенчивый индивидуум может быть «необщительным и склонный к уединению» или, с иной точки зрения, « казаться подозрительным, «темным», пользующимся скверной репутацией». Словарь Уэбстера4 определяет застенчивость как состояние «стеснения в присутствии других людей». Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах – это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.

Основной вывод  состоит  в том, что застенчивость-это явление  всеобщее и широко распространенное. Степень застенчивости различается  у представителей разных культур  и у разных типов людей.

Застенчивость чаще всего  встречается среди школьников, нежели среди взрослых, поскольку многим взрослым; ныне не являющимся застенчивым, просто удалось преодолеть свою детскую  застенчивость.

 Застенчивость возникает  загадочным образом, часто охватывая  тех, кто никогда не был застенчив.

 

4. Коммуникативная компетентнтность

 

Коммуникативная компетентность [лат. competens — надлежащий, способный] — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. Относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную  успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или  испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет  хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую  учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации  ребенка к школе, в частности  его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться  в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности  и благополучия ученика, но и как  ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Для развития коммуникативной компетентности необходимо:

  • определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;
  • применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;
  • выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности учащихся.

Информация о работе Человек как субъект общения