Человек как субъект, индивидуальность, личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:01, контрольная работа

Описание

Проблема личности – одна из центральных в психологии. Но изучение личности и ее понимание тесно связано с осмыслением таких категорий, как субъект и индивидуальность.

Содержание

Введение
1. Человек как субъект, индивидуальность, личность
1.1 Понимание человека как субъекта
1.2 Человек как индивидуальность
1.3 Личность, ее формирование, свойства и потенциал
2 Соотношение субъектного, индивидуального и личностного в человеке
2.1 Индивидуальность и личность
2.2 Отличие понятия «субъект» от понятий «индивидуальность» и «личность»
3. Современные теории общества.
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 56.26 Кб (Скачать документ)

При сравнении понятий  индивидуальности и субъекта обнаруживается большое сходство. Во-первых, эти  понятия выполняют в отечественной  психологии интегрирующую функцию. Главная тенденция отечественной  психологии – стремление к целостности  – представлена и в категории  индивидуальности, и в категории  субъекта, хотя и по-разному: в категории  индивидуальности – через объединение  индивидуальных свойств и связей разных уровней, а в категории  субъекта – через интеграцию разных аспектов активности. Во-вторых, многие авторы относят указанные категории  к внутренней стороне структуры  человека, характеризующейся известной  автономностью от внешнего. Хотя в  то же время в индивидуальности, как и в личности, выделяется внешний  аспект (при анализе метаиндивидуальности). При анализе понятия субъекта одной из важных характеристик выступает  сознательность, в индивидуальности же на первый план выходит проблема осознания своей неповторимости и уникальности.

В контексте развития категория  индивидуальности менее разработана. В рамках категории субъекта в  отечественной психологии исследуются  и субъектогенез, и саморазвитие как результат активности самого человека, в категории же индивидуальности лишь в общих чертах намечен процесс  индивидуализации. [1]

Для обеих категорий свойственно  понимание их как уровней развития человека, как высшего этапа утверждения  его творческой природы (ведь творчество выходит за рамки социального, нормативного; оно по своей природе носит уникальный характер и предполагает активность).

 

3.Современные теории общества. Личность в системе социальных связей

 

      Научное понимание общества включает в себя не только взгляд на общество как на совокупность людей, входящих в него, но и выделение форм совместной жизнедеятельности, связей и отношений между ними. Причём, эти связи и отношения, имея устойчивый характер, воспроизводятся в деятельности людей. Современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как "объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность".

      При всей тесной взаимосвязи таких важнейших и широко употребляемых понятий, как "общество", "страна" и "государство", их необходимо строго разграничивать. Страна - это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. Государство - понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории, прежде всего политологии. Общество - понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.

Системное изучение общества социологи осуществляют на двух уровнях: микро - и макроуровне. Микросоциология  изучает поведение людей в  их непосредственном межличностном  взаимодействии, поступки, мотивы, определяющие взаимодействие между людьми, которое  оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем  перемены.

Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы  и процессы, происходящие в течение  длительного времени. Основное внимание она уделяет структурам, составляющим сущность любого общества. Эти структуры  представляют собой такие социальные институты, как семья, образование, религия, а также экономический  и политический строй. Люди, вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают на себе их глубокое влияние. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений. Исследователи макросоциологического уровня, как правило, придерживаются принципов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма и теории конфликтов.

     Функциональная концепция трактует общество как группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающуюся систему действия. Функционализм был впервые сформулирован как научная концепция в XIX в. Гербертом Спенсером. Он сравнивал общества с живыми организмами, подобными человеческому телу. В нашем теле каждый орган выполняет специфическую функцию в процессе поддержания жизни. Если один орган прекращает функционировать или действует недостаточно, организм не может функционировать нормально и, возможно, полностью выходит из строя. Сторонники функционализма рассматривают общество как организм, составленные из многих частей: военной, экономической, медицинской, религиозной и т.д., при этом каждая часть общества выполняет свою функцию.

Развитие основы функционализма связывают с научной деятельностью  Эмиля Дюркгейма. Общество Дюркгейм рассматривал как систему из множества  различных элементов, где каждый элемент оказывает влияние на функционирование всей системы. Общественные явления Дюркгейм объяснял, исходя из их функций в общественной системе. Теория Дюркгейма объясняет все  общественные явления, в том числе  и девиантное поведение (отклонение от норм), хотя, на первый взгляд, кажется, что оно не выполняет какой-либо общественной функции. Дюркгейм считал, что отклонение от социально одобряемых целей и ценностей общества имеет  определенное позитивное значение. Например, нарушение закона дает людям возможность  вновь подтвердить правила, запрещающие  преступление, и, наказав преступника, они выражают свое согласие с этими  правилами. В современной социологии функциональный подход разрабатывается  Талкоттом Парсонсом, Робертом Мертоном и Кингсли Дэвисом. Их основной подход состоит в определении частей общества, выявлении их положительных и отрицательных функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого.

     Теория конфликта сформировалась главным образом на основе произведений Карла Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Классовый конфликт возникает потому, что люди разделены на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. С точки зрения Маркса, основными классами буржуазного общества являются капиталисты и наемные рабочие. Эти два класса не имеют общих ценностей, более того, капиталисты стремятся господствовать и эксплуатировать рабочих. В результате указанные классы постоянно враждуют между собой.

     Маркс считал, что классовая борьба является источником большинства политических конфликтов. Он предсказывал, что эксплуатируемый класс восстанет и революция преобразует общество. Согласно теории Маркса, классовый конфликт и является движущей силой истории. Современное продолжение теории конфликтов представляет концепция немецкого социолога Ральфа Дарендорфа. Дарендорф отрицает идею Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе - это классы, образованные по экономическому признаку. По мнению Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют власть над другими. Основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет.

     Иной подход к изучению общества предлагает Р. Миллс. Он сделал своей целью бескомпромиссную критику современного индустриального общества. Миллс стремился к разработке постмарксистского анализа общества. При этом он находился под сильным влиянием исторического метода Макса Вебера. Его критический анализ американского общества начался с исследования о руководителях профсоюзов, которые не разделяют традиционной американской ориентации на средний класс и не склонны к идеологической терпимости в отличие от большинства членов профсоюзов. Тем самым они становятся определяющим фактором власти при существующем порядке. Американский средний слой для Миллса - это бессильная и продажная масса "людей в бюро" ("Белые воротнички", 1951), которые служат большим организациям, находящимся в центре гигантского современного механизма управления людьми.

      Правящая элита из банкиров, политиков, военных представляет собой антидемократический фактор господства, подлинное влияние которого ускользает от всякого демократического контроля. Самым главным следствием из этого был для Миллса тот факт, что правящая элита может воспрепятствовать формированию оппозиционных сил, поскольку она властвует над общественным мнением.

      Одной из сквозных тем у Миллса является бессилие и дезориентированность масс в современном индустриальном обществе, несмотря на его демократический строй. Социология - или то, что он именовал "социологическим воображением" - должна была, по Миллсу, помочь правильно использовать избыток информации, разумно следить за мировыми событиями и понимать их значение для индивида. Мыслить социологически значит учиться понимать историю и свой собственный жизненный путь, и их отношение к обществу. Это включает также понимание культурного значения социальных наук.

       Миллс критически рассматривал теорию Парсонса, которой он приписывал идеологическое значение в деле легитимации господствующих структур. Он особо ставил в вину современной социологии ее "социально-техническую" ориентацию на практическую полезность, на то, чтобы стать основой планирования, управления и контроля. Тем самым она превращается в бюрократический инструментарий для сохранения и легитимации власти. Это особенно касается социальных исследований, которые переживали в 40-50-е гг. небывалый подъем и стали дорогостоящим мероприятием, оплачиваемым заказчиками из среды политиков, высшей сферы экономики и военных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Заключение

Человека можно рассматривать  как минимум с трех позиций: как  субъекта, индивидуальность и как  личность. Каждое из этих понятий раскрывает специфический аспект бытия человека.

Личность – это человек, взятый в системе таких его  психологических характеристик, которые  социально обусловлены, проявляются  в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для  него самого и окружающих.

В понятии «личность» обычно включают такие свойства, которые  являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Поэтому индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которое данного человека отличает от других людей.

Понятие личности выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование  особого рода. Личность является целостность, обусловленная генетически: личностью  не рождаются, личностью становятся.

Если принять во внимание, что личность всегда выступает как  субъект своих действительных отношений  с конкретным социальным окружением, в ее структуру с необходимостью должны войти эти действительные отношения и связи, складывающиеся в деятельности и общении конкретных социальных групп и коллективов. Структура личности человека шире структуры  его индивидуальности.

Субъект - это человек  в совокупности таких психических  характеристик, которые позволяют  ему осуществлять целеполагание  и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение  в целом. Субъект также можно  рассматривать как участника  исторического процесса.

Индивидуальность - это совокупность физиологических и психических  особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие, его отличие от других людей.

Личность - конкретный человек, представитель определенного общественного  класса, коллектива, осознающий свое отношение  к окружающей действительности, занимающийся общественно полезной деятельностью, наделенный индивидуальными, только ему  присущими психическими чертами  и свойствами. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Слово «личность», как и  многие психологические понятия, широко используется в повседневном общении. Однако при использовании этого  термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями  «человек», «субъект», «индивид», «индивидуальность». Однако очевидно, что эти понятия  как-то различаются. Можно ли сказать, что всякий человек есть личность? Вероятно, нет. Личностями не рождаются, личностями становятся. Для того чтобы  отразить процесс становления личности, зафиксировать особенности личностных качеств человека, необходимо провести разграничение понятий «субъект», «индивид», «личность» и «индивидуальность», что и было сделано в ходе написания  данной курсовой работы.

Хотелось бы в очередной  раз подчеркнуть практическую значимость этих понятий, как в повседневной жизни, так и в конкретной профессиональной деятельности, в том числе в  деятельности менеджера. Ведь в условиях развития российского общества необходимо углубление представлений о закономерностях  функционирования субъектов и объектов деятельности в организации, совершенствование  деятельности субъекта управления в  рамках управленческого воздействия. Успех организации всегда напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал. Свойства личности оказывают непосредственное влияние на успех в профессиональной деятельности. Характер, темперамент, способности играют очень важную роль при выборе профессии. Менеджер должен формировать такие черты характера, как инициативность, предприимчивость, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, справедливость, корпоративность, самокритичность, стремление к самосовершенствованию и многие другие качества, которые позволят добиваться поставленных целей и быть не только формальным, но и неформальным лидером в организации.

Личность постепенно выступает  как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние  воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав  наследственно-биологических и социально  обусловленных качеств, которые  сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внешние условия становятся более глубокими, в результате чего одно и то же социальное воздействие  может оказывать на разных людей  разное влияние. Таким образом, личность — это не только объект, продукт  общественных отношений, но и активный субъект.

Информация о работе Человек как субъект, индивидуальность, личность