Человек, физиология, творчество, эмоции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:43, реферат

Описание

Человек – это представитель вполне определённого биологического вида (вида живых существ), отличающихся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психического развития, наделённый сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решения, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства. Физиоло́гия — наука о сущности живого и жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.57 Кб (Скачать документ)

   Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, то есть передаются другим людям, сопереживаются.

   В психологии принято разделять эмоции на низшие и высшие. К первым относятся эмоциональные реакции, возникающие в связи с биологическими потребностями – чувством голода, жажды, оборонительным инстинктом. Именно благодаря этим простым эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, руководствуясь древним и универсальным критерием, свойственным всему живому, – «стремлением выжить».

   Высшие эмоции. На их основе происходит формирование присущих лишь человеку социальных эмоций, которые иногда еще называют интеллектуальными. Они возникают в процессе познания личностью окружающей действительности. Высшие эмоции, в свою очередь, подразделяются на: этические и эстетические.

   Этические эмоции формируются в процессе обучения и воспитания. Это своего рода регуляторы поведения человека в обществе. Среди них можно выделить: нравственные и моральные.

  Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека, которые обычно возникают в ответ на воздействие отдельных свойств окружающей среды. Они соотносятся с восприятием и оценкой сложных предметов, событий, людей, ситуаций. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-нибудь, называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

   Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

   Аффекты — это выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождаются чувством усталости, подавленности, депрессией.

   Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Это главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

    Эмоция — это реакция всей личности (организм) на те ситуации, к которым она не может адаптироваться, и она имеет преимущественно функциональное значение. Так, эмоция вызывает нарушение памяти, навыков и вообще замену трудных действий более легкими. Эмоция (страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость) соответствует такому снижению уровня адаптации, которое наступает, когда мотивация является слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. С усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика, исполнение ухудшается. Эмоция возникает часто потому, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию.

   Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).   Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам, например, по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, действию на организм и др. В целом же, какими бы разными они не казались, все они неотделимы от личности.

   Таким образом, эмоции – это свойственные каждому человеку психологические реакции на хорошее и плохое, это тревоги и радости, отчаяние и наслаждение. Эмоции обеспечивают способность к переживанию и сопереживанию, поддерживают интерес к жизни, окружающему миру. Они составляют часть нашей психической деятельности, влияют на работоспособность человека. Чем больше положительных эмоций, тем выше производительность, а значит, и работоспособность человека. Всеобщее стремление к поддержанию у себя и окружающих положительного эмоционального состояния – это залог здоровья, бодрости и счастья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творчество

   Творчество — это  целеустремленная деятельность  человека к познанию того, что  ещё не открыто, и результатом  которой является создание новых  материальных и духовных ценностей.  Творчество предполагает наличие  у личности способностей, знаний, умений, благодаря которым создается  продукт, отличающийся новизной, оригинальностью или уникальностью.  Изучение различных свойств личности  выявило важную роль воображения,  интуиции, умственной активности, а  также потребности личности в  раскрытии своих собственных  возможностей.

   Творчество имеет место там, где воображение свободно от оков логики за счет эмоций. Огромную роль эмоций в творческом процессе признавал и В.И. Вернадский; он писал: «Говорят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте!… Одна нить – разум, другая – чувство, и всегда они соприкасаются в творчестве». Научное и техническое творчество проявляется в поиске и нахождении принципиально нового решения научной или технической проблемы, причем структура мыслительного процесса решения проблемы сложна, но неизменно успеху, «озарению», нахождению нового решения способствует эмоциональная увлеченность проблемой, вера в успех, эмоциональная положительная стимуляция.

   Можно выделить  два направления в осмыслении  творчества:

   1. Творить может  любой человек, который имеет  определенные знания, владеющий  приемами творчества, располагающий  определенными условиями, обстановкой.  Согласно этой точке зрения, все  люди рождены одинаковыми и  начинают различаться воспитанием  и т.п.

   2. Человек творит  неосознанно. Он — гений от  природы. Таким образом, творчество  — это создание на основе  того, что есть, того, чего еще  не было.

   Развитие культуры  всегда означает творчество, новаторство.  Однако если новатор пытается  раскрыть сущность застоя, мракобесия, реакции в обществе, если ученый  пытается выступить с новыми  теориями, отрицающими старые, извечные догмы, он подвергается опасности преследования властными структурами. Преследовались и осмеивались творцы нового в живописи, музыке, литературе, архитектуре. Поэтому творец нового должен быть не только “сообразившим” или открывшим что-то новое, но и достаточно сильным и гибким человеком.

   С психологической  точки зрения, творец нового всегда  обладает сильным воображением, отличается гибкостью ума, глубоким  мышлением. Разносторонние потребности,  высшая критичность, большая сила  воображения позволяют ему преодолевать  все препятствия на пути реализации  творчества.

  Выделяют 4 стадии творческого процесса: подготовка; созревание, вдохновение, проверка найденного решения.

Структура мыслительного  процесса решения проблемы: мотивация (желание решить проблему); анализ проблемы (выделение «что надо», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные и т.д.);

   Поиск решения: на основе одного известного, на основе выбора оптимального варианта, на основе комбинации отдельных звеньев, принципиально нового.

   Научное творчество и особенно творчество в искусстве опирается на воображение, которое, в свою очередь, неразрывно связано с эмоциями и чувствами человека. Воображение является психическим процессом, заключающимся в создании новых образцов, представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом). Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи, «вынашивание» замысла, реализация замысла.

 Творческое мышление  не тождественно интеллекту и  имеет следующие отличительные  черты:

- оно оригинально, т. е. оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения;

- оно подвижно, т. е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения;

- пластично, т. е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Таким образом физиология человека это наука о жизнедеятельности здорового организма человека и функциях его составных частей: клеток, тканей, органов и систем.

   Изучение различных свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности личности в раскрытии своих собственных возможностей. Можно выделить два направления в осмыслении творчества:

1. Творить может любой  человек, который имеет определенные  знания,

владеющий приемами творчества, располагающий определенными условиями, обстановкой.

2. Человек творит неосознанно.  Он – гений природы.

   Творчество – это создание на основе того, чего еще не было. С психологической точки зрения, творец нового всегда обладает сильным воображением, отличается гибкостью ума, глубоким мышлением.

Разносторонние потребности, высшая критичность, большая сила воображения  позволяют ему преодолевать все  препятствия на пути реализации творчества.

   Эмоции – это свойственные каждому человеку психологические реакции на хорошее и плохое, это тревоги и радости, отчаяние и наслаждение. Эмоции обеспечивают способность к переживанию и сопереживанию, поддерживают интерес к жизни, окружающему миру. Они составляют часть нашей психической деятельности, влияют на работоспособность человека. Чем больше положительных эмоций, тем выше производительность, а значит, и работоспособность человека. Всеобщее стремление к поддержанию у себя и окружающих положительного эмоционального состояния – это залог здоровья, бодрости и счастья.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гусейханов, М. О. Концепции современного естествознания: Учебник / М.О. Гусеймонов  — Москва: ИТК «Дашков и К», 2005. – 315с.
  2. Кудрявцев, П.С. Современное естествознание: Курс лекций / Кудрявцев, П.С. - Москва: Юниор, 2007. – 245с.
  3. Ткаченко, Б.И. Физилогия человека: учебное пособие / Б.И. Ткаченко. – Москва: ГЭОТАР-Медиа,  2001. – 496с.
  4. Хомич, И.И. Человек — живая система: учебник / И.И. Хомич — Минск: Беларусь, 1989. – 150с.

 


Информация о работе Человек, физиология, творчество, эмоции