Bсследование психологических причин межличностных и внутриличностных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание

Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют, независимо от пола и возраста. Использование обыденных знаний порой недостаточно, чтобы разрешить возникший конфликт с минимальными потерями для конфликтующих сторон. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

Содержание

Введение 3
1. Причины, виды и способы предупреждения внутриличностных конфликтов 6
1.1. Виды внутриличностных конфликтов. 6
1.2. Причины внутриличностного конфликта 9
1.3. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов 13
2. Межличностные конфликты 19
3. Исследование субъективных причин конфликтных ситуаций 22
Заключение 28
Список литературы 31
Приложение 1 33
Приложение 2 38

Работа состоит из  1 файл

курсовой проект.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

     Соблюдайте  этические нормы  и правила общения. 

     Это поможет вам избежать множества  конфликтов как в отношениях с другими людьми, так и внутриличностных. Стремитесь к нравственному самовоспитанию и самоутверждению. Нравственно зрелый человек, утверждающий своим поведением высокие этические нормы, никогда не окажется в ситуации, за которую ему придется переживать, испытывать чувство вины и угрызения совести.

2. Межличностные конфликты

 

     Как видно из названия, межличностный  конфликт — это конфликт, который возникает между двумя и более индивидуумами. Причины возникновения данного конфликта можно поделить на объективные, субъективные и иррациональные. Объективные причины проявляют себя как действительные события или реальные ситуации, вызвавшие противоречия. Это может быть конфликт интересов, т.е. противоборство, основанное на столкновении интересов различных субъектов. Он может проявляться как в желании захватить новые позиции, так и сохранить уже имеющиеся. Конечно, человеческие претензии — понятие субъективное, но предмет претензий обычно реален. Иная ситуация возникает при конфликте ценностей, здесь предметом конфликта являются иные представления человека относительно целей и норм своего поведении. Задача этого противоборства—переубедить оппонента, отстоять свою правоту либо разобраться в проблеме и прийти к соглашению. Еще один вид межличностного конфликта — это конфликт ролевого ожидания, или еще одно название этого явления — концепция деривации, а именно состояние, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения. Это глобальная причина семейных конфликтов, супруги не оправдывают ожиданий друг друга, при этом роль супруга или супруги входит в противоречие с другими ролевыми проявлениями индивида: профессиональными, товарищескими, сыновними и т.д.

     Индивидуальная  окраска, степень напряженности и методы борьбы зависят от субъективных причин, от личностных особенностей людей, вовлеченных в конфликтную ситуацию. Личность— это совокупность природных и приобретенных в течение жизни качеств индивида. К конфликтным качествам можно отнести недисциплинированность, наглость, завышенный уровень притязаний, самооценки, обидчивость и др.

     А.Л. Журавлев выделяет два типа личности:

  1. агрессивная личность — это обычно эмоционально неустойчивый субъект, не способный принимать во внимание точку зрения окружающих, амбициозный, грубый, бесцеремонный, честолюбивый, склонен к агрессивным реакциям;
  2. жертва конфликта—это человек, обладающий набором качеств, 
    которые порождают агрессивное отношение у окружающих. 
    По другой классификации (А.В. Дмитриев, С.Н. Кудрявцев)

     можно выделить три основных психологических  типа участников конфликта:

  1. деструктивный тип. Это человек, не способный или не желающий 
    улаживать конфликт мирными средствами, наоборот, стремящийся к ожесточению противоборства вплоть до уничтожения противника. В большинстве случаев—это люди невротического склада или имеющие психические заболевания;
  2. конструктивный тип. Главная его отличительная черта — это 
    адекватность в достижении цели, стремление найти решение, 
    приемлемое для обеих сторон. Люди подобного склада стремятся избегать прямых конфликтов, охотно вступают в переговоры, стремятся урегулировать конфликт «малой кровью»;
  3. конфликтный тип. Люди этого типа, скорее, уступят в противостоянии, сдавшись «на милость победителя».

     Большое значение в ходе конфликта имеет национальная, культурная принадлежность индивида: это определяет реакции человека на какое-либо действие, и они подчас противоположны для людей разных этнических групп.

     Так называемый иррациональный фактор проявляется  в большинстве своем, когда речь идет о невротических реакциях и поступках, которым нет разумного объяснения, например совершенных в состоянии аффекта.

     На  количество и остроту межличностных  конфликтов влияет социальная среда, в которой проживает индивид. Неблагоприятные факторы, такие как низкий уровень жизни, бытовая неустроенность, отсутствие возможности к самореализации и тем более экстремальные ситуации (землетрясение, экономические кризисы), провоцируют заметное возрастание конфликтных ситуаций в среде граждан.

     В большинстве случаев конфликт приводит к неожиданным последствиям (снижение производительности труда, внутренний дискомфорт, нарушение сложившихся форм общения, эталонов поведения), но здесь есть и конструктивная функциональная составляющая: межличностный конфликт способствует мобилизации усилий индивида или группы для преодоления критических ситуаций, усилению сплоченности в коллективе, развитию антиконформистских качеств и расширению значения и опыта социального индивида. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Исследование субъективных причин конфликтных ситуаций

 

      Так как полное исследование субъективных факторов в возникновении конфликтных  ситуаций на данное время является затруднительным, то исходя из этого, мы исследовали один из факторов субъективного  влияния на возникновение конфликта, как частичное подтверждение значимости субъективного отношения к ситуации.

Любой конфликт, независимо от причин его  возникновения, является ситуацией  повышенной опасности для сложившихся  представлений человека о себе, а  также для его «идеального Я»

     Неадекватность  представлений человека о себе, выражающаяся в идеализации себя или, наоборот, в недооценке своих реальных возможностей искажает восприятие конфликтной ситуации оппонентов и собственного поведения  в конфликте.

Задачи  исследования:

1) установить  наличие взаимосвязи между самооценкой  и способами реагирования в  конфликте; 

2) выяснить, как влияет самооценка на поведение  в конфликтной ситуации.

Ознакомившись с работами Ф.М. Бородкина и Н.М. Каряка, Н.В.Гришиной, И.С.Кона, К.К.Платонова и Г.Г. Голубева, М.М. Рыбаковой, Х. Корнелиуса, Ш.Фейра, А.В. Петровского и Г.М.Андреевой, мы выдвинули следующие гипотезы:

  • для людей с завышенной самооценкой характерно соперничество, т.к. они выбирают, как правило, наступательную стратегию в конфликте. Частичное достижение целей воспринимается самим оппонентом как поражение, приводит к отказу от разумных компромиссов и неоправданному риску.
  • заниженная самооценка и связанная с ней недооценка благоприятных возможностей, которые представляет ситуация, порождают готовность довольствоваться малым, идти на "неразумные" компромиссы. Приспособление является еще одним важным способом реагирования в конфликте для людей с заниженной самооценкой, т.к. неуверенность такого человека в себе не позволяет четко представить ситуацию, вследствие чего ему легко навязать другое видение конфликта.
  • люди с адекватной самооценкой способны реально оценить сложившуюся ситуацию и свое поведение в ней. Это свидетельствует о том, что они предпочитают пойти на компромисс и сотрудничество.

      Объект  исследования представляет собой выборку  общей численностью 30 человек (18 женщин и 12 мужчин), возрастной критерий которых  от 20 до 74 лет.

      Для исследования мы использовали следующие  методы:

Методика  «Самооценка» - опирается на то, что  каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества они более всего ценят в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Это задание выполняется в два этапа и выявляет уровень самооценки личности, дающий нам возможность связать его с особенностями реагирования в конфликте. (Приложение 1)

     Тест  «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (методика Томаса) - предлагаемый тест имеет целью определить характерную для человека тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б, сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз тестируемому необходимо выбирать из них то, которое является более типичным для его поведения. Сравнивая с результаты, полученные при исследовании самооценки с результатами, полученными после проведения методики Томаса, мы выявляем связь уровня самооценки со способами реагирования в конфликте, а также частично подтверждаем значимость субъективного отношения к конфликтной ситуации.

     Результаты  исследования:

     Методика  «Самооценка»:

Респонденты с завышенной самооценкой  -  10 человек

Респонденты с адекватной самооценкой    -  12 человек

Респонденты с заниженной самооценкой   -   8 человек

      Наша  гипотеза относительно людей с адекватной самооценкой подтвердилась: 12 испытуемых, исходя из полученных данных по методике «Исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (Томаса) выбрали компромисс и сотрудничество. (Рисунок 1.)

      В ходе проделанной нами работы установлено, что испытуемые с заниженной самооценкой (8 человек), прибегают чаще всего  к компромиссу и избеганию  конфликта.

      Признание собственных недостатков служит не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от действий (избегание конфликта). Мы определили, что большинство испытуемых с заниженной самооценкой не прибегают  к приспособлению в сложившейся конфликтной ситуации вопреки нашей гипотезе.

      Респонденты с высокой самооценкой  (10 человек), проявили склонность к компромиссу  и приспособлению. Это расхождение  с гипотезой может объясняться  тем, что жертвование своими интересами может сохранить собственные  завышенные представления о себе и о своем «идеальном Я», т.е. любое предоставление фактов, указывающее на правоту мнения оппонента вызывающее малейшее сомнение в превосходстве собственного «Я» «автоматически» отталкивается, что может проявляется резким нежеланием продолжать разговор и быстрым согласием с правотой оппонента. При этом присутствует обязательное условие - сохранение собственного мнения. 
 

Завышенная

 самооценка 
 

Адекватная

 самооценка 
 

Заниженная

 самооценка 
 
 

Рисунок 1 -  Показатели тактики поведения в конфликте при различных уровнях самооценки 

     В результате проведенного исследования мы выявили, что влияние такого субъективного  фактора как самооценка тонко  прослеживается в тактике поведения  в конфликтной ситуации, что свидетельствует  о той роли, которую играет субъективная сторона личности в отношениях с другими людьми. И здесь прослеживается не только зависимость, но и возможность изменения. Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных и т. д.). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность. То есть, изменяя самооценку с неоптимальной на оптимальную, мы можем тем самым изменять тактику поведения этого человека в конфликтной ситуации. А если принимать и это, то следует отметить и то, что гибкость внутренних установок (шаблонов) на конфликт может быть увеличена за счет приобретения нового знания или опыта (как способа реагирования) по поведению в конфликтной ситуации.

     На  основании всего вышеизложенного  можно сделать ряд рекомендаций, которые будут способствовать саморегуляции личности в области взаимодействий ее в различных ситуациях, с разными категориями людей, включая предельные случаи, связанные с конфликтами:

     Индивид является саморазвивающейся системой стремящейся к познанию и накоплению опыта. Люди способны видоизменять или заменять свои шаблоны (стереотипы мышления) конфликтного поведения, событий и собственной личности. В этой способности заключена возможность свободы: поведение человека свободно постольку, поскольку его шаблоны гибки и проницаемы, для того,  чтобы допустить новые способы реагирования на события и их интерпретацию.

     Немаловажная  роль здесь отводится получению  большего объема  знаний о конфликтах и способах их разрешения, чтобы  развивать способность и стремление к конструктивному сотрудничеству в конфликтных ситуациях. Значимая роль отводится проявлению гибкости в отношении психологических установок. Совершенствование поведения личности зависит в большей мере  от желания самой личности, то есть от  тех установок, которые личность сама себе может задать.

Информация о работе Bсследование психологических причин межличностных и внутриличностных конфликтов