Биография Николай Николаевич Ланге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:17, биография

Описание

Николай Николаевич Ланге родился в Петербурге 12 (24) марта 1858 года в семье профессора Военно-юридической академии.
Окончив с золотой медалью гимназию, он в 1878 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, который он также завершил блестяще.

Работа состоит из  1 файл

БИОГРАФИЯ Н.Н Ланге.docx

— 25.07 Кб (Скачать документ)

 

НАЧАЛО НАУЧНОГО ПУТИ

Николай Николаевич Ланге  родился в Петербурге 12 (24) марта 1858 года в семье профессора Военно-юридической  академии.

Окончив с золотой медалью  гимназию, он в 1878 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, который он также завершил блестяще.

По окончании историко-филологического  факультета Ланге был оставлен в  университете при кафедре философии (этому способствовало то, что еще  на IV курсе он был удостоен университетской  золотой медали за блестящую работу «Учение Лейбница и его полемика с Локком»), а затем в 1883 году направлен  на стажировку в Германию и Францию.

Здесь он продолжил свои историко-философские штудии, итогом которых стала диссертация «История нравственных идей ХIХ века» —  за неё он в мае 1888 года был удостоен звания магистра философии.

В том же году была опубликована на немецком языке (для образованных людей той поры свободное владение европейскими языками было нормой) его работа «К теории чувственного внимания и активной апперцепции». Эта работа обобщала результаты экспериментов, проведенных Ланге в лаборатории  «отца экспериментальной психологии»  Вильгельма Вундта.

ВОПРЕКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ ВУНДТА

Важно отметить, что, приехав  в Лейпциг в качестве стажёра  к Вундту, Ланге не принял ни одну из его методологических ориентаций — ни учение о параллельности психических  и физических процессов (психофизический  параллелизм), ни принцип психической  причинности, согласно которому психические  явления определяются психическими же, и только ими, ни волюнтаризм, возведший  волю в высшую силу души, для которой  «нет закона». Под знаком этих концепций  шла работа в Лейпцигском институте  Вундта, ставшем в тот период главным  международным центром психологических  исследований.

Но не для освоения этих концепций Ланге приехал к  Вундту. Ещё ранее, на родине, у него сложились представления, противоположные  вундтовским.

Он отверг представление  о сознании как замкнутом в  себе внутреннем мире, о воле как  действующем из глубины этого  мира первоначале и другие постулаты  лейпцигского профессора. Ланге, имевшему философское образование, но не имевшему навыков лабораторной работы, важно  было ими овладеть, чтобы реализовать  свой собственный план экспериментов.

Приступив к психометрическим опытам (так назывались тогда исследования времени реакции), Ланге поставил перед собой задачу найти реальные детерминанты акта внимания. Предпосылкой этого стал принципиально новый  методологический подход, отразивший общую переориентацию мировой психологической  мысли на эволюционно-биологический способ объяснения её объектов. Взаимодействие организма со средой происходит посредством двигательной активности. Если прежде эту активность выводили из интеллектуальных, эмоциональных, волевых операций, то теперь эти зависимости меняются и сами эти операции выступают в качестве производных от мышечных процессов. Зарождаются моторные теории различных психических процессов.

МОТОРНАЯ ТЕОРИЯ

Одним из пионеров этого  направления выступил Н.Н. Ланге. Им была предложена моторная теория внимания — феномена, в котором внутренняя активность и избирательность сознания выступают в концентрированном  виде.

Моторная теория внимания Ланге явилась антиподом трактовки  внимания, запечатлённой в вундтовском  понятии об апперцепции. Исходным и  фундаментальным является, согласно Ланге, непроизвольное поведение организма, имеющее биологический смысл, который  заключается в том, что посредством  мышечных движений организм занимает наиболее выгодную позицию по отношению  к внешним объектам с тем, чтобы  воспринять их возможно яснее и отчетливее.

Предметом специального экспериментального изучения Ланге сделал непроизвольные колебания внимания при зрительном и слуховом восприятии.

Этот феномен и его  объяснение, предложенное Ланге в  работе 1888 года, вызвали в психологической  литературе оживлённую дискуссию, в  которую были вовлечены лидеры тогдашней  западной психологии — В. Вундт, У. Джемс, Т. Рибо, Дж. Болдуин, Г. Мюнстерберг  и др.

Моторная теория внимания Ланге принесла ему широкую известность  на Западе. Публикация, в которой  она излагалась, получила высокий  индекс цитирования.

Прочно став на почву биологического детерминизма, Ланге отверг любые  трактовки внимания и воли, основанные на древнем, восходящем к Августину  постулате о том, что первопричиной  этих процессов является внутренняя активность души.

ПРОДУКТИВНЫЕ ГОДЫ

В ноябре 1888 года Н.Н. Ланге  был назначен на должность приват-доцента  в Новороссийский (ныне Одесский) университет  по кафедре философии.

Наряду с чтением лекций он работал в физиологической  лаборатории П. Спиро — с учениками  последователя И.М. Сеченова. Здесь  он продолжил начатые за рубежом  эксперименты.

В одном из писем жене ученый сообщал, что для завершения опытов об ощущении движения ему потребовались  некоторые инструменты. Он нашел  их в лаборатории Спиро, который  отвёл Ланге отдельную комнату, ставшую вскоре «кабинетом экспериментальной  психологии».

Одесса той поры была крупным  культурным центром юга России. С  этим городом многие годы была связана  жизнь Ланге. С ноября 1888 года и  до самой смерти он проживал в Одессе, работая в Одесском университете и других учебных заведениях города.

Весьма продуктивными  были первые годы его работы.

В 1889 году он издает учебник  логики, впоследствии удостоенный малой  золотой медали.

В 1890 году в центральном  журнале «Вопросы философии и  психологии» выходит его статья «Элементы воли», а в 1891 году в  журнале «Русская школа» — статья «Механизм внимания».

В 1893 году Ланге обобщил  результаты своих исследований, представив их в качестве докторской диссертации  «Психологические исследования. Закон  перцепции. Теория волевого внимания».

Эта работа Ланге ознаменовала начало открытой борьбы за утверждение  экспериментального метода в отечественной  психологии. В своей диссертации  он подчеркивал необходимость создания при русских университетах кабинетов  экспериментальной психологии, обосновывая  это: «1) современным положением научной  психологии, 2) примером университетов  Германии, Франции, Соединенных Штатов Северной Америки и др., 3) пользой, имеющей отсюда произойти, как практической для педагогов, врачей, так и теоретической  для дальнейшего развития наук антропологических  в широком смысле этого термина».

Получив диплом доктора философии  в 1893 году, а затем и звание экстраординарного  профессора, Ланге перешел от общих  соображений о необходимости  организации самостоятельных психологических  лабораторий к реализации этого  проекта в стенах Новороссийского  университета. Его лаборатория преследовала цели развития психологии как объективной  науки и преподавания ее как учебной  дисциплины. Организованная по таким  принципам при кафедре философии  в 1896 году, она стала, по сути, первой самостоятельной экспериментальной  психологической лабораторией в  России.

ДЛЯ ШКОЛЫ И УЧИТЕЛЕЙ

Занятия общей психологией (в частности, проблемами внимания и  восприятия) Ланге сочетал с изучением  психического развития детей. Об этом говорит его небольшая книга  «Душа ребёнка в первые годы жизни».

Не ограничиваясь академической  деятельностью, он живо откликался на общественные запросы. В течение  нескольких лет он, председательствуя  в историко-филологическом обществе при Новороссийском университете, создал при нём педагогический отдел, ставший  центром научно-методической и общественной работы учителей начальной и средней  школы. Отдел направлял и организовывал  деятельность учительства, обсуждал наиболее актуальные проблемы образования, в  частности связанные с назревшей  реформой школы.

В марте 1905 года на одном  из заседаний отдела Ланге выступил с речью «В чём должна состоять реформа нашей школы». Он критически оценил систему классического образования, осудил бюрократический режим школы, ратовал за отмену цензуры, за доступность  образования для всех слоев населения. «Стремление удержать младшие классы [общества] на низших ступенях образования  в результате неизбежно приводит к общей остановке в развитии страны, к тому, что высшие силы, лишенные постоянного прилива новых жизненных  сил и талантов снизу, приходят к  истощению и вырождению, — говорил  он, — ограничение же прав просвещения  известным народностям всегда порождает внутреннюю ненависть, так что страна всегда будет заключать в себе неисчерпаемый фонд разрушительных сил».

В последующие годы Н.Н. Ланге  страстно защищал принцип общедоступности  образования, доказывая, что школа  призвана пробуждать у детей научные  интересы, учить их мыслить.

Став председателем школьного  комитета при городской думе, Ланге  непосредственно занимался организацией деятельности одной из начальных  школ, где, осуществляя идеи Песталоцци, предпринял попытку реализовать  принципы трудового обучения.

Так что, как видим, первые психологи пришли в отечественную  школу ещё в начале прошлого века, когда и психологов-то были единицы. Но каких!

НЕ ИСЧЕРПАВ ТВОРЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА

Активно занимаясь общественной деятельностью, Ланге не переставал быть ученым. Он редактировал книги, писал  отзывы на работы как признанных учёных, так и студентов, вёл экспериментальные  и теоретические исследования. Его  отзывы на работы «Теория познания Локка и полемика против нее Лейбница» (1899), «Учение Канта о пространстве и времени» (1901), «Основание философии  Вундта» (1904) и др. сами по себе представляют серьёзные научные исследования.

Немалый интерес вызывали его публичные лекции «Современная экспериментальная педагогика» (1909), «Об играх животных и людей  в связи с вопросом о происхождении  искусства» (1909) и др.

На кончину Николая  Николаевича Ланге, последовавшую 15 февраля 1921 года, откликнулся сотрудничавший с ним и сменивший его на кафедре психологии Одесского университета С.Л. Рубинштейн. В своём некрологе  он отнес Николая Николаевича  к учёным, труды которых не исчерпали  их творческого потенциала. У учёных такого типа «всегда чувствуется  какая-то, не сполна ещё реализовавшаяся  возможность, какая-то сила, которая  не исчерпала себя в действии и  которой не измеришь произведённой  ей работой».

Сергей Степанов


Информация о работе Биография Николай Николаевич Ланге