Бенедикт Спиноза и психологические аспекты его философии. Учение об аффектах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:48, реферат

Описание

Цель написания реферата - получение основного представления об учениях Спинозы.
В соответствии с поставленной целью определились следующие основные задачи:
- дать общую характеристику аспектов его философии
- показать глубину его методологических и психологических прозрений;
- получить общие понятия об учении

Содержание

Введение 3
Глава I. Биографическая справка 4
Глава II. Философия Спинозы 7
Глава III. Учение об аффектах 10
1. Общие понятия об учении 10
2. Действия и страсть 11
3. Аффекты 14
Заключение 19
Список литературы 20
Примечание 21

Работа состоит из  1 файл

Б. Спиноза и психологические аспекты его философии. Учение об аффектах.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Факультет:  
 
 
 
 

Р Е Ф Е Р А  Т 

на тему: 
 

«Бенедикт Спиноза и психологические аспекты его философии. Учение об аффектах» 
 
 
 

                Автор:

Студент    курса     группы   
 
 
 

                Научный руководитель: 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва. 2010 год 
 

Оглавление

Введение

 

    Бенедикт  Спиноза  является  одним  из  наиболее  ярких  мыслителей  школы  рационализма и представителей века Научного прогресса. Работы его отличаются великолепной   продуманностью   и    четкой    структуризацией. Он   был последовательным сторонником применения разума, и логики  во  всех  отраслях человеческой  мысли,  он  сумел  использовать   доказательственный   подход, применяемый обычно в  математическом  изложении,  даже  в своих философских работах.

    Объектом  исследования стало одно из учений Б. Спинозы, а именно учение об аффектах.

    Предметом исследования  стало утверждение Спинозы, согласно которому наука о человеческой природе является продолжением науки о природе как таковой, что человеческое действие и страсть так же подвластны универсальным законам и, следовательно, так же доступны рациональному пониманию, как движение тел в физике или отношения между точками, плоскостями и телами в геометрии.

    Цель  написания реферата - получение основного представления об учениях Спинозы.

    В соответствии с поставленной целью  определились следующие основные задачи:

    - дать общую характеристику аспектов его философии

    - показать глубину его методологических и психологических прозрений;

    - получить общие понятия об учении

    Методы  исследования:

-обработка,  анализ  научных источников;

-анализ  научной литературы, учебников и  пособий по исследуемой проблеме. 

Глава I. Биографическая справка

 

    Бенедикт Спиноза (Барух Деспиноза) родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Родился в семье марранов, вернувшейся к иудаизму после эмиграции из Португалии в Нидерланды. Воспитанный как ортодоксальный еврей-сефард, он выучился грамоте и богословию Талмуда. Однако в 1656, после конфликта с городскими властями Спиноза был подвергнут «великому отлучению» еврейской общиной за еретические взгляды (в основном касавшиеся христианства – община опасалась ухудшения отношений с властями), а в 1660 был вынужден покинуть Амстердам и перебрался на несколько лет в деревушку Рейнсбург близ Лейдена, где продолжал поддерживать связи с кружком коллегиантов – религиозного братства, позднее объединившегося с меннонитами.

    Спиноза изучил, а возможно затем и преподавал, латынь в школе вольнодумца Ф.А. Ван Ден Энде, и находился, очевидно, под большим впечатлением от “новой философии” Декарта, стимулировавшей его собственную оригинальность. Его характер, насколько нам известно, – это характер человека посвятившего себя поискам истины и равнодушного к преследованиям, чей авторитет всё возрастал как среди его друзей, так и вообще в “республике учёных”.

    Из  Рейнсбурга он переселился в Ворбург  – селение вблизи Гааги, а с 1670 до своей смерти 21 февраля 1677 жил  в самой Гааге. Спиноза зарабатывал  на жизнь изготовлением и шлифовкой  линз для очков, микроскопов и  телескопов, а также частными уроками; в последующие годы его доход пополнялся скромной пенсией, которая выплачивалась двумя знатными покровителями. Благодаря этому он вел независимый образ жизни и мог позволить себе занятия философией и переписку с ведущими учеными того времени. В 1673 ему было предложено место профессора на кафедре философии в Гейдельбергском университете, однако Спиноза отказался от предложения, сославшись на враждебное отношение к нему со стороны официальной церкви.

    Его первым опубликованным трудом, и единственным открыто подписанным его именем, стало, однако, Геометрическое изложение Декартовых Начал философии (с приложением, озаглавленным Метафизические Мысли, в котором исподволь проводится спинозистское толкование основной части труда), возникшее из неких уроков, которые он давал одному приятелю, жившему по соседству. Книга была опубликована в 1663 году и, вероятно, послужила основанием для приглашения занять кафедру философии в Гейдельберге.

    В 1674 г. Спиноза завершил свой главный  труд — «Этика». Попытка опубликовать его в 1675 г. окончилась неудачей из-за давления протестантских теологов, утверждавших, что Спиноза отрицает бытие Божье. Отказавшись от публикации своего труда, Спиноза по-прежнему вел скромную жизнь. Он много писал, обсуждал философские вопросы с друзьями, в том числе с Г. Лейбницем, однако не пытался внушать кому-либо свои радикальные взгляды.

    Главными  его произведениями являются Богословско-политический трактат (Tractatus Theologico-Politicus), опубликованный анонимно в Амстердаме в 1670, и Этика (Ethica), начатая в 1663 и законченная в 1675, но изданная только в 1677 на латинском языке в книге Посмертные произведения (Opera Posthuma) вместе с незаконченными трактатами о научном методе (Трактат об усовершенствовании разума, Tractatus de Emendatiae Intellectus), о политической теории (Tractatus Politicus), грамматикой древнееврейского языка (Compendium Grammatices Linguae Hebraeae) и письмами. Единственной книгой, изданной при жизни Спинозы и под его именем, был труд Начала философии Рене Декарта, части I и II, доказанные геометрическим способом (Renati des Cartes Principiorum Philosophiae Pars I et II, More Geometrico Demonstratae, per Benedictum de Spinoza, 1663).

    Несмотря  на то, что здоровье его пошатнулось  из-за всё более обострявшихся  приступов чахотки, умер он довольно неожиданно, в присутствии своего доктора, 21 февраля 1677.

    Годы  жизни Спинозы совпали с началом  эпохи Нового времени. Спиноза был первым мыслителем нового времени, который не принадлежал к какой-либо церкви или секте. В своем творчестве он осуществил синтез научных идей эпохи Возрождения с греческой, стоической, неоплатонической и схоластической философией. Одна из трудностей, с которыми сталкиваются исследователи, пытающиеся осмыслить идеи его самой известной работы – Этики, состоит в том, что Спиноза часто использует схоластические термины в совершенно другом, не принятом в схоластике смысле. Поэтому, чтобы понять настоящий смысл этого труда, необходимо учитывать существенно новые научные и онтологические предпосылки, на которые опирался философ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Философия Спинозы

 

    Идейное развитие Спинозы началось и в  течение нескольких лет продолжалось в религиозном еврейском училище, где кроме религиозных текстов  изучались и произведения некоторых  еврейских философов-схоластиков. На будущего философа значительно повлиял своими философскими взглядами еврейский философ богослов и врач XII века Маймонид. Его взгляды базировались на пантеизме, т. е. более или менее последовательном отождествлении бога и природы.

    Философское учение Спинозы можно рассматривать как высший этап превращения пантеизма в материализм. Во многом этому сопутствовало влияние на Спинозу крупнейших деятелей того времени: Джордано Бруно, Декарта, Т. Гоббс и Т. Бэкон.

    Не  могла не оказать влияния на Спинозу эпоха, в которой он жил. Это было время зарождения прогрессивных буржуазных отношений. Спиноза родился и провел всю жизнь в первой в мире буржуазной республике, и был свидетелем самой значительной буржуазной революции - английской. Благодаря самому большому в то время в мире флоту и новым производственным отношениям Голландия очень быстро стала самой богатой страной Европы. Экономический подъем сопровождался поразительным расцветом науки и искусства. Голландия того времени являлась центром передовой научной мысли. В XVII веке в Голландии жили и работали такие крупные ученые как Гюйгенс (математик, механик и оптик), Левенгук (биолог) и многие другие. Ученые и философы других стран стремились в Голландию, где существовала наибольшая в тех условиях свобода вероисповедания и были наилучшие возможности для научных исследований.

    В это время наибольшее развитие получили математика и механика, благодаря  открытиям Д. Бруно, Галилея, И. Кеплера. Развитие этих наук сказалось и на философии, основным направлением которой стал механистический рационализм.

    Одной из определяющих черт философии Спинозы  является принцип механического  детерминизма, который в его учении обуславливает абсолютно все  явления природы, включая человека. То есть, философ считает, что все  должно иметь причинное объяснение.

    Характерной особенностью изложения философских проблем у Спинозы являлось  его стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств.  Он  стремился сделать философию такой же точной наукой, как была в  его  время  геометрия. Он был уверен, что законы человеческого сознания те же что и законы природы, то есть был уверен в абсолютной и полной познаваемости мира. Эта уверенность реализуется у Спинозы в попытке вывести всю систему природы дедуктивно-рационалистическим путем.

    Главное отличие философской системы  Спинозы от большинства философских  учений XVII века - это ее этическая  направленность. Он считал, что философия  должна увеличивать власть человека над природой. Исследуя вопросы этики, Спиноза стремился определить место человека, как в природе, так и в обществе и государстве.

    Окончательный вид философской системы Б. Спинозы  приняло в главном труде его  жизни - "Этике". Название отражает этическую направленность книги. Основная цель сочинения — помочь человеку выработать линию индивидуального поведения, открыть путь к свободной жизни. Эту задачу Спиноза стремился решить философски обоснованным путем. Книга изложена геометрическим способом, в виде лемм, теорем и др.

    В своей работе "Этика" Спиноза  рассматривает три отдельных вопроса. Она начинается с метафизики, потом переходит к психологии аффектов и воли и, наконец, излагается этика, основанная на ранее изложенных метафизике и психологии. Метафизика Спинозы является видоизменением метафизики Декарта, психология же напоминает психологию Гоббса, но этика у него оригинальна и является самым ценным из того, что есть в книге. Спиноза, хотя он и не был лишен научных интересов и даже написал трактат о радуге, в основном интересовался религией и добродетелью. От Декарта и его современников он воспринял материалистическую и детерминистскую физику и пытался в этих рамках найти место для благоговения и жизни, посвященной Богу.

Глава III. Учение об аффектах

1. Общие понятия  об учении

 

    На  основе учения о субстанции Спиноза решает проблемы познания и аффектов.

"Под  аффектами, — пишет Спиноза,  — я разумею, состояния тела (corporis affectiones), которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний. Если, таким образом, мы можем быть адекватной причиной какого-либо из этих состояний, то под аффектом я разумею состояние активное, в противном случае — пассивное". В отличие от Декарта Спиноза применяет понятие "страсть души" только к тем аффектам, где идеи смутны, а аффективные состояния пассивны. Любая страсть - это аффект, но не всякий аффект является страстью.

    Бессилие  человека в борьбе со своими страстями  Спиноза называл рабством. Свободой же он называл господство над своими аффектами, которое достигается путем их познания.

    Аффекты (от лат. affectus – душевное волнение) —  сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических  условиях при неспособности найти  выход из опасных и неожиданных  ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.1

    Учение  об аффектах включает вопросы: о происхождении  и природе аффектов (определение, классификация), о человеческом рабстве или о силе аффектов (оценка); о могуществе разума или о человеческой свободе (о борьбе с аффектами). Спиноза рассматривает аффекты как естественные проявления природы.

Информация о работе Бенедикт Спиноза и психологические аспекты его философии. Учение об аффектах