Арт-терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание

Арттерапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Это один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Метод арттерапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. АРТТЕРАПИЯ – ТЕРАПИЯ ИСКУССТВОМ И
ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ………………………………………..5
1.1 История возникновения арттерапии………………………………………....5
1.2 Цели, подходы и принципы арттерапии ……………………………………8
1.3 Сравнительный анализ методик и техник арттерапии.……………………15
1.4 Психология цвета. Символика цвета. Цвет и характер…………….……..20
ГЛАВА 2 ГРУППОВЫЕ ТЕХНИКИ АРТТЕРАПИИ………………………...26
2.1 Коллаж………………………………………………………………………..26
2.2 Техника «Дорисуй рисунок» (или «Рисунок по кругу»)………………….28
2.3 Групповая картина. «Работа с границами»………………………………...29
2.4 Техника «Сотворение глиняного мира»……………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

курсовая по арту.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

     Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (желтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (черный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и желтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности. В ситуациях, представляющих для человека какую-либо опасность, характерно предпочтение зеленого цвета, связанного с волевым напряжением, и желтого как энергонасыщенного, связанного с потребностью в быстрой разрядке напряжения. Причем, если для страха характерно преобладание зеленого и серого цветов при отвержении желтого, красного и фиолетового, то для агрессивного возбуждения в ответ на опасность характерно сочетание желтого с зеленым при отрицании черного и коричневого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 Групповые техники АРТТЕРАПИИ

     2.1 КОЛЛАЖ

     Одной из разновидностей арт-технологий является техника коллажирования, которая состоит в прикреплении (приклеивании) к какой-либо основе разнообразных материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Тема коллажа может быть различна:  «Моя болезнь», «Мой страх», «Моя семья», «Музей страхов», «Прошлое, настоящее, будущее», «Мужчины и женщины», «Война и мир», «Добро и зло», «Жизнь и смерть» и так далее.

     Материалом  для коллажа могут служить  глянцевые журналы, разнообразные  изображения, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.

     Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные  возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с  личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями. Примером может служить включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены. Коллажирование как арт-технология обладает широкой областью применения и позволяет решать большой круг задач.

     При проведении анализа коллажей в данной методике следует ориентироваться  на первоначальное расположение элементов  на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания  выбора того или иного элемента и т.д., в зависимости от чего делается вывод о присущих участникам стратегиях социального взаимодействия:

     Сотрудничество  – элементы пристраиваются друг к  другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет;

     Противодействие – один элемент заклеивает другой, каждый подчеркивает свою идею, не прослеживается общей смысловой или композиционной линии;

     Компромисс  – возможно заклеивание элементов, но сохраняется общая идея, настроение;

     Уступчивость  – изначально выбираются маленькие  фигуры и размещаются по краям коллажа, инициатива по созданию сюжета передается другим;

     Избегание – элементы наклеиваются в стороне  от других, не несут определенной идеи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Техника «Дорисуй рисунок» (или «Рисунок по кругу»)

     Групповое рисование

     Цель: Это упражнение дает возможность участвовать всей группе. Оно помогает исследовать ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на индивидуальный опыт. Эта техника направлена на принятие,  оценку восприятия тебя другими, оценку того, что ты вносишь в этот мир.

     Необходимое время: 1 час. (Остановка процесса рисования через 1,5 минуты, для подростков– менее 1 минуты, для психиатрически больных – 5 минут).

     Материалы: Бумага, цветные ручки или карандаши, краски, пастель.

     Подготовка: Руководитель должен обладать опытом в терапии искусством и групповой динамике.

     Процедура: Все члены группы садятся в  круг в середине комнаты. Перед каждым лежит лист бумаги и цветные ручки  или карандаши. Начинайте рисовать что-нибудь важное для себя. По сигналу  руководителя группы передайте свой лист участнику, сидящему от вас слева, и получите начатый рисунок от участника, сидящего справа. Работайте над этим рисунком, изменяйте и добавляйте к нему, что хотите. По сигналу передайте этот рисунок налево и получите рисунок справа. Продолжайте так до тех пор, пока к вам не вернется тот рисунок, который вы начали. Осознайте чувства, возникающие у вас при виде того, что другие изобразили на вашем листе. Изменяйте в рисунке все, что хотите. В заключение обсудите свои впечатления с группой.

     Вариант этого упражнения: члены группы по очереди рисуют на общей картине  на стене, добавляя к композиции нечто, выражающее их настроение в данный момент и сообщающее это настроение группе. 
 
 
 

     2.3 Групповая картина

     «Работа с границами»

     Группа  (в количестве 4-5 человек) рисует молча на листе ватмана, каждый, кто что хочет. При этом человек  заранее определяет свой цвет и рисует одним цветом. Это рекомендуется проводить у подростков, взрослых людей.

     Эта техника направлена на знание своей  территории и на оценку слияния и взаимодействия с другими людьми, оценку определения своих границ.

     Время не ограничено. Далее обсуждение результатов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4 Сотворение глиняного мира

     Цель: Это упражнение, как и все упражнения в терапии искусством, стимулирует творчество. Оно также исследует ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы.

     Необходимое время: 1-2 часа.

     Материалы: Глина или пластилин.

     Подготовка: Руководитель должен иметь опыт в  групповой динамике.

     Процедура: Каждый член группы получает большой ком глины Группы делятся на подгруппы по 5-8 человек в каждой. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией на флейте или клавесине для создания мягкой, расслабленной атмосферы.

     Вы - один из пяти или восьми человек, создающих мир. Закройте глаза и вообразите, что глина - сырье, из которого можно делать все, что вы захотите. С закрытыми глазами работайте с глиной и дайте пальцам выразить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скульптуру, поместите ее на столе вместе с остальными вылепленными в вашей подгруппе скульптурами. Совместно с партнерами подгруппы с открытыми глазами поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. Если в ходе упражнения у вас возникли чувства относительно других членов группы, выскажите их или выразите их в глине. В заключение поделитесь своими впечатлениями с другими подгруппами.

 
 

     Заключение

     Арттерапия  является относительно новым методом  психотерапии. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься арттерапией Маргарет Наумбург. Она опиралась на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" может быть выражено в визуальной форме при помощи спонтанных рисования, лепки и живописи. Для арттерапии существенную роль играли как фрейдовская теория бесознательного, так и мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Арттерапия применяется как в рамках психотерапии, так и отдельно.

     Арттерапия  может служить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний; ускорителем терапевтического процесса; вспомогательным средством для интерпретаций и диагностической работы; дисциплинирующей и контролирующей "силой" средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетентности. В арттерапии спонтанные рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Терапевты, занимающиеся психодинамически ориентированной арттерапией, подчеркивают важность понятия сублимации – непрямого удовлетворения антисоциальных импульсов.

     Руководители  групп в области арттерапии, как  правило, поощряют свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ. Некоторые упражнения заключаются  в совместной групповой работе, например создание групповых фресок и создание всеобщего группового образа. Руководители групп гуманистической ориентации подчеркивают значимость процесса творческой работы и не придают большого значения конечному результату. Они стимулируют членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.

     Первоначально арттерапия применялась в больницах  и психиатрических клиниках в  работе с тяжело больными пациентами. В настоящее время арттерапия используется для оказания психологической помощи более широкому контингенту клиентов и постепенно отдаляется от своей психоаналитической первоосновы.

     В настоящее время арттерапия приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на специалиста думать: «А вдруг меня не поймут или осудят?». Методы арттерапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция тревожащих событий.

     Большой интерес представляют попытки некоторых арттерапевтов расширить границы своих исследований за счёт использования нейропсихологических данных, представлений психосоматической медицины, данных о психологии восприятия визуальных образов и физиологии эмоций, некоторых положений теории привязанности, а так же результатов изучения плацебо-эффекта. Арттерапия - это, прежде всего, интегральное лекарство, без ограничений в возрасте и побочных эффектов. На наш взгляд, терапия творчеством очень прогрессивное направление. Используя знания смежных наук как дополнение нанесённое на канву творчества арттерапия постепенно займёт достойное место среди других терапевтических методов. Представление об арттерапии как оригинальном направлении в социально-культурной деятельности говорит о неисчерпаемом творческом потенциале, заложенном в каждом человеке, и возможности использования этого потенциала в целях достижения душевного здоровья, внутреннего благополучия и гармонии с окружающими.  
 

     Список  использованных источников

     1. Базыма Б.А. Порядковые отношения  цветов и цветовые предпочтения // Вестник Харьковского университета, серия «Психология», № 550. Материалы 4-х международных психологических чтений: “Психология в современном измерении: теория и практика”, Харьков, 2002, С. 13-15.

     2. Базыма Б.А. Цвет и психика:  Монография. ХГАК / Б.А. Базыма. –  М.:  Харьков, 2001. – С. 12-14

     3. Базыма Б. А. Цветовая символика и психодиагностика // Вестник ХНУ, серия «Психология» №576, Харьков 2002, С. 21-25.

     4.  Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М. Бетенски. -  М.: Злотник, ЭКСМО-Пресс, 2002. - 256 с.

          5. Гете И. В. К учению о цвете. Хроматика.:  Избранные сочинения по естествознанию/ И. В. Гете. - М.: 1957. - С. 300-340.

     6. Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка / М. Грегг  - СПб.: Деметра, 2003.-176 с.

     7.  Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство /

     М. Грегг Ферс.- М.: Юристь, 2001. – 456 с.

     8.  Дженнингс С. Сны, маски и образы: практикум по арт-терапии /С. Дженнингс, А. Минде; Пер. с англ.И. Динерштейн. - М.: Эксмо, 2003. - 384 с.

     9. Копытин А.И. Основы арт-терапии / А.И. Копытин. - СПб.: Лань, 1999. - 256 с.

     10.   Копытин А.И. Тренинг по фототерапии / А.И. Копытин. - СПб.: Речь, 2003. - 96 с.

Информация о работе Арт-терапия