Антропологические идеи в педагогической системе В.А. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:11, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы и темы исследования состоит в необходимости обращения современного общества к проблемам гуманизации, когда социальные процессы должны иметь в своей основе целостное представление о человеке, внутренний мир которого символизируется в различных формах его деятельности, являя его, человека, существом социальным, общественным. В центре исторической перспективы вновь находится человек.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В.А.СУХОМЛИНСКОГО………………………………………………………..
1.1 Педагогическая система В.А. Сухомлинского: психолого-педагогический аспект ………………………………………………………..
1.2 Формирование мировоззрения учащихся - основное направление педагогической гуманистической системы В.А. Сухомлинского......................
ГЛАВА II. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.А.СУХОМЛИНСКОГО В ПРАКТИКЕ ШКОЛЫ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ………………………………….
2.1 Комплексная эстетическая программа В.А. Сухомлинского «воспитания красотой»…..............................................................................................
2.2 Антропологические идеи В.А. Сухомлинского в практике современной школы……………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Белова диплом.docx

— 195.92 Кб (Скачать документ)

     Бихевиористы  считали, что освоение культуры ведет  к развитию индивидуальных способностей. Воспитанники Сухомлинского осваивали культуру своей страны и не были одинаковы. В Павлышевской школе были созданы все условия для развития ребенка, каждый ученик мог заниматься именно тем, что было для него наиболее интересно: кто-то занимался механикой, кому-то была интересна работа в саду. Все равно труд присутствовал в жизни каждого ребенка.

     Тем не менее реализация идей Сухомлинского с точки зрения бихевиоризма имеет и некоторые ограничения. Бихевиористы считали, что в схеме стимул-реакция- подкрепление, подкрепление может быть либо положительным либо отрицательным. Однако, как известно, Сухомлинский был категорически против наказаний, даже оценка рассматривалась им лишь как похвала ребенку за его труды. Таким образом, Сухомлинский не смог бы реализовать идеи бихевиористов в полной мере.

     Безусловно, идеи Сухомлинского имеют свои достоинства  и недостатки. Однако, на мой взгляд, это одна из самых гуманных педагогических идей из ныне существующих. Уважение и любовь к ребенку- это залог успешного воспитания. Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе. Это должно осуществляться исходя из правила, что подлинное человеколюбие есть высокая дисциплина поступков, чувств, мыслей.

 

     2.2.Антропологические  идеи В.А. Сухомлинского в практике современной школы.

 

     Сердце  отдаю детям. Рождение гражданина.  Письма к  сыну.-К.: Рад. шк"1985.-557 с. 2 р. 20 к. 100000 экз.     В  книгу  вошли  широко  известные произведения  В. А.  Сухомлинского -"Сердце  отдаю  детям",  "Рождение гражданина",  а  также  "Письма к  сыну". Названные  произведения  тематически   связаны  между  собой   и  составляют своеобразную  трилогию,  в  которой  автор   поднимает  актуальные  проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши. Предназначается  для  учителей, воспитателей  общеобразовательных школ,  работников народного  образования, студентов и преподавателей педагогических вузов.

          СТУПЕНИ ВЗРОСЛЕНИЯ

          Сегодня,   когда  творчество  В.  А.   Сухомлинского  приобрело   черты завершенного  и  логического  целого, особенно отчетливо  видно значение его книг  "Сердце  отдаю  детям",  "Рождение   гражданина",  "Письма   к  сыну", подготовленных  к   изданию  как   своеобразная  трилогия.  Каждая  из  этих работ отдельное, самостоятельное и законченное  произведение. Представленные же   как    трилогия,   они   раскрывают   комплекс   проблем   формирования марксистско-ленинского   мировоззрения    и   коммунистического   воспитания подрастающего  поколения.  Написанные  в  последний   период  жизни  Василия Александровича,  эти  книги принадлежат  к  главным,  во  многих  отношениях программным  его трудам и в своей совокупности дают четкое представление и о педагогической  системе  Сухомлинского,  и о его  личности  как теоретика  и педагога-практика. У всех произведений, вошедших в трилогию, счастливая судьба:   их  сразу  оценили  как заметное  явление  педагогической мысли.  Книга "Сердце отдаю детям"  была первой в области педагогической  пауки работой, отмеченной  Государственной премией УССР (1974 г.), а дилогия "Сердце  отдаю детям"  и   "Рождение   гражданина"  получила   в  1973  г.   первую  премию Педагогического общества УССР.     Глубокая внутренняя связь произведений, вошедших  в трилогию, позволяет нам  понять, как Василий Александрович решал проблемы развития, формирования и воспитания, обучения и образования детей в единстве с потребностями нашего  социалистического   общества.   Эти   проблемы   возникали   как   следствие практической  деятельности Сухомлинского еще в 40-50-е годы, а  в конце 60-хстали  для него  самостоятельным  и  специальным  объектом анализа. Глубокое осмысление  педагогической практики,  актуальных задач  школы,  потребностей общественного развития  приводит педагога к собственному пониманию  процесса воспитания  и  его слагаемых.  Сухомлинский  выделяет  три  составные  части воспитательного процесса: педагог - воспитанник - коллектив.  Василий Александрович  предъявлял  очень высокие требования  к личности педагога как  руководителя и организатора  учебно-воспитательного  процесса: "Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь  при этом условии  мы  имеем  моральное  право воспитывать" [с.  322]  '. Высокие личностные  качества воспитателя,  его знания  и жизненный опыт должны стать для детей     Все цитаты приводятся по данному изданию. непререкаемым   авторитетом.  Под   авторитетом  Василий  Александрович понимал  не  возвышение,  отгораживание  от  детей  эрудицией,  требованиями беспрекословного  послушания, формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного  общения учителя  и  ребенка, без взаимного  проникновения  в  мир  мыслей,  чувств,  переживаний  друг  друга немыслима эмоциональная культура как плоть  и кровь культуры педагогической. "Важнейший   источник   воспитания   чувств   педагога   это   многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник,  но и  друг, товарищ"  [с. 22].  В  книгах "Сердце отдаю  детям", "Рождение  гражданина" и "Письма  к сыну"  проблема  воспитанника занимает центральное  место.  Решая   ее,  Сухомлинский   исходил  из   необходимости учитывать,  с одной стороны, своеобразие  развития  каждой  индивидуальности  (характер, темперамент, ум, интересы, желания, эмоции и т. д.), а с другой те  социально-общественные  отношения, в которых происходит развитие ребенка (семья,  улица, село,  друзья, труд,  т.  е. его  микросреда). Воспитанник в понимании  Сухомлинского  -  это  активный, самодеятельный  индивид, который живет  полнокровной и  интересной  жизнью.  "Детство,-  писал он,- важнейший период  человеческой  жизни,  не  подготовка к будущей  жизни, а  настоящая, яркая, самобытная,  неповторимая жизнь"  [с.  22].  Третья  составная  часть воспитательного   процесса-коллектив   -  предстает   в трилогии   в своем непрерывном  развитии. В "школе радости" педагог создает  коллектив учащихся на основе сердечности, задушевности, отзывчивости и взаимопомощи, коллектив, объединенный   одной   целью,   близкой  и  понятной  каждому.  В  "Рождении гражданина"   раскрываются  принципы  формирования   коллектива  подростков,  рассматриваются главные  направления его развития. Коллективизм вырастает  в ведущий принцип идейно-политического, трудового и нравственного воспитания и в конечном итоге становится основой новых, коммунистических отношений. В. А. Сухомлинский  утверждает, что  "воспитывающая сила  коллектива начинается  с того,  что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные  богатства имеет каждый человек,  что он  привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут   люди"   [с.   395].   Выделив   и   обосновав  важнейшие   слагаемые учебно-воспитательного процесса, Сухомлинский, однако, не отводит  им  раз и навсегда установленного места: учитель - руководитель, коллектив - средство, воспитанник - объект. Логика взаимодействия этих трех компонентов динамична, по-настоящему  диалектична,   как  и   вся   педагогическая  система  В.  А. Сухомлинского.  Учебно-воспитательный процесс происходит в школе. Мы  видим, как Василий Александрович идет от необычной "школы под голубым небом", школы природы и чувственного, эмоционально-конкретного восприятия мира к школе как социальному институту, который "нельзя представлять в искусственно созданной обстановке  идеологической  стерильности. Вокруг подростков кипит сложная  и противоречивая жизнь: часто они оказываются на перекрестке идейных  влияний.  Нужно не укрывать от  чужих  идейных влияний,  а сталкивать с ними, понуждать пытливую мысль к самостоятельному анализу жизненных  явлений и ситуаций" [с. 391]. Проверкой эффективности воспитания  и важной жизненной школой  выступает  вся   наша   социалистическая  действительность.  В.   Л. Сухомлинский  был  сторонником  ранней  социализации  ребенка,  его  раннего приобщения к нравственным  и духовным  ценностям социалистического общества:  "Познание  ребенком  окружающего мира  и   самого   себя  не   должно  быть односторонним. Познавая мир и самих себя, дети обязаны по крупинке познавать свою ответственность за материальные и духовные ценности, созданные старшими поколениями" [с. 187-188],-писал педагог. На страницах трилогии раскрываются главные,   по   мнению    Сухомлинского,   условия   воспитания:   познание, эмоциональное  восприятие,  общение  и деятельность  - в  их  диалектической взаимосвязи. Самым плодотворным путем познания Василий Александрович  считал путь от конкретного к абстрактному: "В младшем возрасте учитель для ребенка открыватель мира вещей и явлений, а в отрочестве  - открыватель мира идей"  [с.  329].  Сухомлинский исследовал  механизмы  познания -  мотивы,  эмоции, стимулы - включил их в систему активного педагогического действия. Особенное значение   в   воспитании  Василий  Александрович   придавал   эмоциональным переживаниям. Он считал, что "эмоциональная насыщенность  процесса обучения,  особенно восприятия окружающего мира,- это  требование, выдвигаемое законами развития  детского  мышления" [с. 47]. Педагог стремился тонко  и продуманно организовать воспитательное воздействие, пробудить у  воспитанника интерес к предмету  или  явлению  через чувство удивления и  изумления. "Для ребенка, писал  Сухомлинский,- конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как  у взрослого. Источник желания учиться в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в  интеллектуальных  переживаниях.  Если этот  источник  иссякает,  никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за  книгой" [с. 65]. Еще в большей мере это   касается    процессов    формирования   духовного    мира    личности: "Эмоционально-эстетическая  оценка  идей, принципов  как  важнейший  элемент идейного воспитания зависит от того, как глубоко способен человек переживать в связи с познанием окружающего мира такие чувства, как радость, восхищение, удивление,  печаль, тревогу,  стыд, гнев,  возмущение,  смущение,  угрызения совести  и  пр."  [с.  420].  В  работах  "Сердце  отдаю  детям",  "Рождение гражданина"  и  "Письма   к  сыну"  уделено   много   внимания   сложному  и многоплановому  процессу   общения  как  педагогической  категории.  В.   А. Сухомлинский  проанализировал  все  типы  педагогически  значимого  общения,  затронул  многие аспекты содержания процесса  общения ребенка с  природой, с окружающим  миром,  с  произведениями  искусства,  охарактеризовал  принципы общения детей с педагогом, в  коллективе и друг  с другом, с представителями старшего  поколения  - дедушкой  и  бабушкой,  отцом  и  матерью.  "Тонкость чувств,- писал  Василий Александрович,-  воспитывается  только в коллективе, только благодаря постоянному  духовному общению с  людьми..." [с.  512]. При этом   идею   педагогического   общения   он   рассматривал  в   единстве  с деятельностью, с практикой. В трилогии  рассмотрены самые разнообразные виды педагогически  значимой  деятельности:  познавательная,  учебная,  трудовая, творческая,   нравственная,   эмоциональная;  показано   их   значение   для формирования коллектива и личности. Сухомлинский  характеризует деятельность воспитателя  как  педагогически   организованный  процесс,  направленный  на формирование у ребенка системы отношений  к  миру, к обществу и к  себе. Для успешной   реализации  всех  условий   воспитания   -  активного   познания, эмоционального переживания,  общения  и  деятельности - В.  А.  Сухомлинский специально организовывал так  называемые  "эмоциональные ситуации"  (которые трактует как педагогические). В своих работах он обосновывает это понятие  и показывает его практическое  применение.  В "Рождении гражданина" говорится: "В воспитательной  работе  было много специально созданных, предусмотренных, "построенных" человеческих отношений,  которые имели своей целью утвердить в душах воспитанников уважение  к человеку  как  к  высшей ценности,  чтобы  с детства  человек был другом, товарищем,  братом  для другого  человека"  [с. 245]. В годы детства, считал Василий Александрович, это особенно действенно, ведь в 6-11 лет закладываются основы морально-нравственных качеств личности. В  воспитании подростка  эмоциональная  ситуация сохраняет  свое значение  и приобретает  черты  самостоятельного детского  творчества с  ярко выраженной эмоциональной  окраской. "Для  эмоциональной  ситуации,-  отмечает педагог, характерна   деятельность,   которая   выражается   в   душевных   порывах деятельность словно бы стихийная, никаким замыслом не побуждаемая: моральные ценности, приобретенные  раньше, вступают в  действие. Деятельность, которая не предусматривается заранее и не подготавливается, а возникает под влиянием обстоятельств,    является    одновременно    и   проявлением   определенной эмоционально-моральной культуры - средством дальнейшего развития, углубления благородных человеческих страстей" [с. 436]. В "Рождении гражданина" Василий Александрович дает общую  характеристику эмоциональных ситуаций и раскрывает методику  воспитательной  работы  в   четырех  из   предложенных  им   типов педагогических ситуаций. Цель всей педагогической деятельности Сухомлинский, в  соответствии  с  марксистско-ленинскими положениями, видит  в  воспитании всесторонне  развитой  гармонической личности,  в расцвете всех  ее  сторон, полном   в  той  мере,  в  какой  уровень   развития  производительных  сил, общественных  отношений  и воспитания делает  это возможным. В  трилогии эта цель конкретизируется с учетом специфических особенностей каждого возраста.     Цель начальной  школы  - "научить детей учиться", сформировать  чувства любви  к  социалистической Родине,  своему народу, Коммунистической  партии, ненависти  к  ее  врагам,  помочь  детям осознать  свои  творческие  силы  и способности,  потому  что  "в  этом  осознании-самая  сущность  формирования личности" [с. 216].  В.  А.  Сухомлинский  считал  важным как  можно  раньше ознакомить   детей  с   морально-нравственными   основами  нашего  общества, сформировать  положительное к ним  отношение, вызвать обостренный интерес  к понятиям добра  и  зла, организуя воспитательный процесс так, чтобы участие, искренность,   сопереживание,   сочувствие,   человечность   проявлялись   в деятельности. Когда школьник вступает в пору отрочества, школа, воспитатель, общество,  сохраняя  и  развивая  то,  что  заложено  в  детстве,  формируют гражданина,  для которого "моральные, политические идеи  ... превращаются  в нормы  и правила поведения.  Этот  процесс возможен только  при многогранной духовной деятельно-с т  и, без которой  нет устремления  к идеалу, нет живой человеческой личности" [с. 384]. Теперь в центре внимания педагога – вопросы формирования    коммунистической    идейности,  гражданственности,  марксистско-ленинского    мировоззрения,   чувства    общественного   долга,  воспитания культуры  чувств, трудолюбия, ответственности перед коллективом и своей совестью,  развития способности к самооценке, самовоспитанию, уважения к  человеческой  личности,  сохранения  богатства  каждой  индивидуальности.  Вступив в  жизнь, каждый юноша  и  каждая девушка  на  деле должны применять полученные  знания,  занять активную жизненную  позицию,  бороться  со злом, неправдой,  предательством.  "Идейность  без  человеческой  страсти,-  пишет Василий Александрович,- превращается в ханжество. Есть у наев обществе много "борцов за  правду", "искателей истины", которые не прочь "разоблачить" зло, а борется  с ним пусть  милиция.  Эти  демагоги, пустозвоны  приносят  много вреда.  Задача  заключается не в том,  чтобы увидеть зло  и  во всеуслышание сказать о  нем, а в том, чтобы  преодолеть зло. Иногда надо не  говорить,  а действовать  без разговоров" [с.  495].  Все  эти гуманистические положения,  развитые Сухомлинским, рассматриваются советской  педагогической  наукой как новый  шаг  в  решении актуальных проблем  воспитания. Василий Александрович создавал  свои произведения  в  жанре  педагогической  публицистики, внеся в работы  богатый педагогический опыт свой и своих коллег, правдивые жизненные ситуации,  индивидуализированные образы, элементы фольклора. Показательна  в этом отношении книга "Сердце отдаю детям". Впервые  вышедшая в 1969  г., она сразу  приобрела широкую  популярность,  выдержала  46 изданий на 23  языках мира, в том числе на английском, французском, немецком, японском, китайском.  Своей популярностью она обязана и манере изложения, и поднятой проблематике.  "Школа под голубым небом", описанная в книге,- это своеобразная творческая лаборатория, в которой идет сложный  процесс физической закалки, умственного развития, духовного становления, эмоционально-эстетического роста, трудового приобщения, идейного пробуждения детей.  Главными средствами педагогического воздействия  здесь выступает природа, язык, творчество, труд: "...Ребенок по своей  природе - пытливый исследователь, открыватель  мира. Так  пусть перед ним открывается чудесный мир  в живых красках, ярких  и трепетных звуках,  в сказке  и  игре, в собственном  творчестве,  в  красоте, воодушевляющей  его сердце,  в  стремлении делать добро людям" [с. 35-36],-  писал Сухомлинский. Язык,  слово  Василий  Александрович  трактовал  очень  широко (это и  слово учителя, и книга, и  язык природы, и  язык  музыки,  живописи) и придавал им очень большое  значение.  Слова призваны пробудить  пытливую  мысль ребенка, способствовать выявлению его творческой индивидуальности; дети должны понять нерасторжимую  связь  языка  с  Родиной,  культурными  традициями народа.  В начальной  школе слово объединяет в себе  мысль и фантазию, ведь  для  детей этого  возраста  сказка,   выдумка,  игра  -   слагаемые   духовного   мира. "Сказка,-подчеркивал педагог,-это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек  детской мысли и речи"  [с. 36]. В книге "Сердце  отдаю детям" широко представлено  детское  творчество  как   средство  и  результат  воспитания.  Создание сказок,  тонкие наблюдения над природой,  умение  передать ощущение своей  неразрывной связи с окружающим миром  -  в этом Василий Александрович видел   слияние  творческою  восприятия   с   анализом,  с  размышлением,  с нравственным,  гражданским  содержанием.  "Надо  пойти  с  детьми  к  живому источнику мысли  и  слова, добиться того,  чтобы  представление  о предмете,  явлении окружающего мира  вошло через слово не только в их  сознание, но и в душу  и  сердце.  Эмоционально-эстетическая  окраска  слова,  его  тончайшие оттенки-вот  в чем животворный источник  детского  творчества"  [с.  177]. Большое  место  в  книге  "Сердце отдаю детям", как и во всех работах В.  А. Сухомлинского,  занимают  идеи трудового воспитания как  важнейшего  фактора развития  личности.  Последовательный  марксист, он  рассматривал  труд  как главное содержание и  смысл жизни,  считал воспитание потребности  трудиться основной  задачей всей  системы коммунистического  воспитания, оценивал труд как результат  сложных  и нелегких  умственных и физических операций.  "Труд становится  великим  воспитателем,  когда  он входит в духовную  жизнь наших воспитанников,- утверждал он,- дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость  и   любознательность,  рождает   великую   радость   преодоления трудностей,  открывает   все  новую  и  новую  красоту  в  окружающем  мире, пробуждает  первое  гражданское  чувство  - чувство  созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека" [с. 202]. Диалектический подход к процессу воспитания позволил Сухомлинскому обосновать идею о необходимости сочетания  различных  средств  и  методов  влияния  на  воспитанников:  "...педагогический эффект  каждого средства воздействия на  личность зависит  от того,  насколько  продуманы,  целенаправленны,  эффективны  другие  средства воздействия"  [с.  207].  "Гармония педагогических  воздействии" нашла  свое отражение в своеобразных, подсказанных  педагогу  практикой  и детьми формах организации  учебно-воспитательной  деятельности,   в   которой  соединились воспитательные цели  и их творческая, поэтическая трактовка. Это - праздник хлеба  и  праздник матери, праздник  первого цветка  и  праздник  жаворонка.  Вторая книга трилогии - "Рождение гражданина"  с момента выхода в свет (1970 г.) выдержала 25 изданий на 14  языках мира. Широкий и полный анализ проблем воспитания  подростка с  характеристикой  противоречий и  особенностей этого периода составляет основное  ее  содержание. В работе с  подростками Василий Александрович применял ту же методику  воспитательного воздействия, что и  к детям 6-11  лет,  но  значительно  обогатил ее,  расширил  и  углубил новыми идеями.  "Первый раз рождается  живое  существо,  второй  раз  -  гражданин, активная, мыслящая, действующая личность, которая видит не только окружающий мир,  но и  саму себя", утверждал Сухомлинский  и, исходя  из  этого и  из потребностей общества,  строил воспитательную  систему  [с.  285].  .  В. А. Сухомлинский  утверждал,   что  при  решении   главных  проблем   воспитания подростков и  формирования их  научного  мировоззрения необходимо  учитывать психофизиологические  особенности  и противоречия  этого  возраста.  Педагог видел, что правильное соотношение воспитательных воздействий с особенностями возраста  -  залог  успеха.  Поэтому  он подробно  раскрывает  противоречия, свойственные  отрочеству,  и  на  этой  основе  строит  свою  педагогическую аргументацию,  много  внимания  уделяет  вопросам  физического   воспитания, психического  развития,  проблемам   дружбы,  товарищества,  любви,  придает особенно  большое  значение  половому  воспитанию  и  развитию эмоциональной сферы.    Положение    о    единстве   формирования   марксистско-ленинского мировоззрения и становления  духовного мира подростка дано в книге с научной и  практической   аргументацией.  Василий  Александрович  раскрыл   механизм умственного  воспитания,  который,  по  его  мнению,  состоит  из  следующих слагаемых: исследовательский  подход  к знанию на уроках и активное познание природы   и  труда;  эмоциональное  восприятие;  практическое  использование результатов познания. Конкретное воплощение такого подхода  автор показал на примере   уроков   математики  и   труда.  Формируя  мировоззрение,  учитель одновременно формирует  и духовный мир  подростка, потому что "мировоззрение человека -  это  личное  его отношение  к  истинам, закономерностям, фактам, явлениям, правилам, обобщениям, идеям. Воспитание научно-материалистического мировоззрения является проникновением педагога в духовный мир  воспитанника" [с.  324-325].   Педагог раскрывает  весь  сложный   процесс   формирования морально-нравственных  качеств  личности.   Он  ведет   воспитанника   через знакомство с элементарными нормами  морали к пробуждению моральных чувств, а затем  -  к  выработке  моральных привычек  и  через  упражнения в моральных поступках-к  морально-нравственным  убеждениям.  В. А.  Сухомлинский  считал необходимым  создать  оптимальную  систему  педагогического  воздействия  на воспитанника,   направленную  на  всемерное  развитие  его  способностей   и формирование  основных  духовных  потребностей,  которые  в  конечном  итоге реализуются  в творческом  труде. "Только труд  во  всей его многогранности, направленный на познание, освоение мира,  на самовыражение,  самоутверждение личности   в  творчестве,  только  насыщение   свободного   времени  трудом, обогащающим духовную жизнь, может  дать человеку счастье" [с.  475].  Третья книга трилогии - "Письма к сыну" -  впервые вышла в свет  в 1977 г.; над ней Василий Александрович работал до последних дней своей жизни. Она построена в форме диалога  воспитателя со своим  взрослым  воспитанником, уже покинувшим стены школы, и  поэтому педагогические  идеи и  мысли Сухомлинского получают новое  содержание  с  ярко выраженной  политической и  нравственно-этической окраской. Темы, над  которыми размышляет педагог, актуальны и злободневны; в своей совокупности они  представляют  программу  действенного гуманизма.  Их условно  можно подразделить на три  группы: Родина,  человек, труд.  Василий Александрович .призывает молодежь  видеть в  труде  на  благо Родины смысл и содержание   своей  жизни,  подчеркивает,  что  безопасность  и  процветание социалистической Отчизны зависят в конечном итоге от  личного вклада каждого из  нас. Воспитанию человека посвящена  большая  часть писем.  В них Василий Александрович  развивает  свои  мысли   о  коммунистической   идейности,  об общественном    содержании   деятельности,   о   призвании   и   духовности, рассматривает   вопросы  самовоспитания,  любви,  дружбы,  красоты,  идеала. Лейтмотивом всего произведения является мысль о том,  что основное в жизни -это труд, отношение  к  труду как к венцу и торжеству человеческой сущности: "И самое главное,  на  чем всегда  будет; держаться человек-его ум, совесть, человеческая гордость-это то, что он всегда будет добывать  хлеб в поте лица своего" [с. 490]. Сегодня многие идеи Василия Александровича, формы и методы обучения  и  воспитания   детей,  поднятые  и  развитые  в  трилогии,  стали повседневной  практикой.  Хочется  надеяться,  что  и  это  издание  поможет читателям - учителям  и  родителям  - посмотреть на  ребенка сквозь мир идей Сухомлинского,  увидеть новые  грани, новые  подходы  в сложном,  трудном  и благородном  деле формирования,  обучения  и  воспитания детей,  подростков, юношества.

 

     ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II

     1.В.А.Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм». Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и, наконец, подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно- эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного. Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, что бы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым - значит прежде всего помочь ему учиться. Большое внимание в Павлышевской школе уделялась детскому труду. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

     В.   А. Сухомлинский  был сторонником ранней  социализации  ребенка,  его  раннего приобщения к нравственным  и духовным  ценностям социалистического общества:  "Познание  ребенком  окружающего  мира  и   самого   себя  не   должно  быть односторонним. Познавая мир и самих себя, дети обязаны по крупинке познавать свою ответственность за материальные и духовные ценности, созданные старшими поколениями" писал педагог. На страницах трилогии раскрываются главные,   по   мнению    Сухомлинского,   условия   воспитания:   познание, эмоциональное  восприятие,  общение  и деятельность  - в  их  диалектической взаимосвязи. Самым плодотворным путем познания Василий Александрович  считал путь от конкретного к абстрактному: "В младшем возрасте учитель для ребенка открыватель мира вещей и явлений, а в отрочестве  - открыватель мира идей"  .Сухомлинский исследовал  механизмы  познания -  мотивы,  эмоции, стимулы - включил их в систему активного педагогического действия. Особенное значение   в   воспитании  Василий  Александрович   придавал   эмоциональным переживаниям. Он считал, что "эмоциональная насыщенность  процесса обучения,  особенно восприятия окружающего мира,- это  требование, выдвигаемое законами развития  детского  мышления". Педагог стремился тонко  и продуманно организовать воспитательное воздействие, пробудить у  воспитанника интерес к предмету  или  явлению  через чувство удивления и  изумления. "Для ребенка, писал  Сухомлинский,- конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как  у взрослого.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Во  всем вышедшем из-под пера В. А. Сухомлинского  —следовало бы видеть, образно говоря, «философию сердца», обращенную к людям всех возрастов и всех родов занятий. И если воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение старшего с младшим, то главное в нем — творчество взаимных отношений. Точнее говоря, сотворчество. Василий Александрович не уставал повторять, что в воспитуемом любого возрастного уровня следует видеть и всячески поддерживать самостоятельно мыслящее и инициативно действующее существо и главное в воспитании — становление и развитие самовоспитания. Не формальные учительские усилия и не — тем более — «педагогическое» (в кавычках) насилие, какими бы благими намерениями оно ни мотивировалось, а искусство подобрать ключик к внутреннему миру воспитанника, чтобы этим ключиком завести на всю дальнейшую перспективу «механизм» интеллектуального и нравственного саморазвития, — таков основополагающий принцип. Дух самостоятельного поиска, вкус к решению разнообразных задач, а вместе с тем и нравственное сознание — вот что необходимо заложить в умы и сердца молодого поколения. «Воспитывать человека—значит воспитывать у него требовательность к самому себе. А это возможно лишь тогда, когда человека не ведешь постоянно за руку, но и предоставляешь его самому себе, чтобы он отвечал за самого себя, вырабатывал собственную жизненную позицию» . Как это делать? В. А. Сухомлинский говорил, что для этого следует учить молодого человека познавать себя и воспитывать себя, и цитировал порою великого писателя — мыслителя Ф. М. Достоевского: «Найди себя в себе, подчини себя себе; овладей собой» . Самовоспитание культуры, дисциплины, воли и мысли, повседневный самоконтроль, выработка характера, управление эмоциями — все это ребенок или подросток (а тем более юноша) может и должен под руководством старшего делать сам, все более познавая себя и овладевая собой. Но подобное возможно лишь при развитости души, чуткости к окружающим человеческим воздействиям, прежде всего к доброму слову, совету, ласковому или укоризненному взгляду. «Не может быть речи о самовоспитании, если человек привык к грубости и реагирует только на «сильное» слово, окрик принуждение». Для самовоспитания требуется выработка чувства собственного достоинства, уважения к самому себе, желания стать сегодня лучше, чем был вчера. Именно осознание собственного достоинства оказывается «точкой опоры», с помощью которой педагогический «рычаг» способен положительным образом перевернуть личность. Понимание же этого предопределяет и характер и стиль целенаправленных действий педагога, предполагает веру в лучшие стороны природы человеческой. Таким образом, воспитание по Сухомлинскому — это управление самовоспитанием, в организации которого вся суть педагогического искусства. «Если вы и ваш воспитанник стали друзьями, если вас объединяет взаимное доверие, если вы никогда не принесли своему питомцу зла, огорчения, тягостных переживаний, — вы имеете моральное право учить самовоспитанию, и ваши поучения будут восприниматься как мудрость жизненного опыта». Важнейшей задачей педагога Василий Александрович считал разжигание и сбережение в юном сердце огонька наполненных самосознанием светлых интеллектуальных чувств. Самовоспитание и любовь — явления тесно связанные, сопряженные. Симпатия, интерес, влечение к какому-либо предмету дают направление мыслям и чувствам. Сердечное отношение к окружающим людям побуждает к действиям, приносящим радость родным, близким, знакомым. С возрастом диапазон такого соотнесения становится шире — не случайно воспитание настоящего человека, гражданина В. А Сухомлинский связывал с воспитанием любви к Родине: «В годы детства, отрочества, ранней юности человек должен своими руками открывать родники общего счастья и блага, оберегать их. Я считаю исключительно важным, чтобы уже в детстве началась отдача гражданского долга обществу. Общественное должно стать для ребенка личным. Как раз с того момента, когда общественное становится личным, человек начинает отдавать долг за право брать из того источника, над истинной ценой которого он бы никогда не задумывался, если бы не увидел уже в детстве плоды собственного труда для общества». Непрестанное сопоставление, сравнение своих шагов с положительными примерами — неотъемлемое условие самовоспитания. Оно отшлифовывается, совершенствуется в ходе повседневных деятельных отношений с окружающими, во внимании к их нуждам и потребностям, в воспитательных усилиях к младшим, в принятии к сердцу всего, что затрагивало бы интересы тех, кто оказался вверен твоему попечительству. Только так формируется устойчивое моральное ядро в конституции нравственного сознания. На всю жизнь оно должно дать мощный духовный заряд неравнодушия к добру и злу, обеспечить способность верной ориентировки в сложных человеческих коллизиях. В воспитании положительной личности В. А. Сухомлинский видел воспитание такого стойкого, неодолимого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других — он творит вокруг себя доброе поле, распространяет здоровое влияние и, заражая своим примером других, одновременно утверждает еще более и в себе самом собственную нравственную основу. Жизнь В.А. Сухомлинского является образцом и примером организованности, воли, сознательного отношения к своему долгу, который состоял в служении людям через работу в науке, стремлении придать своей деятельности высший смысл.    

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. №2. С. 15-24. 
2.Азаров В.К. Гражданственность и человеченость // Коммунист. 1976. № 8. 71с. 
3.Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1996. 216 с. 
4. Амонашвилли III.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. -М.: Педагогика, 1984. 296 с. 
5.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.— М., 1996. 494с. 
6.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т.1 М.: Педагогика, 1980. 228с. 
7.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1966.—338с. 
8.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : в 2-х т. Т. 2. Под ред. 
9. Бодалева А.А. и др., М.: Педагогика, 1980. 288 с. 
10.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. Под ред. 
11.Бодалбва А.А. и др., М.; Педагогика, 1980. 232с.

12Богуславский М.А. Почему Сухомлинский? // Народное образование. 1993. №7-8. С.110-123. 
13 Богуславский М.А. "Мир вступает в век Человека" // Воспитание школьника. 1988. № 5. С. 12-14. 
14 Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования //Педагогика, 1997. №4 с. 11—16. 
15 Бондаренко Л.Я. Методологические аспекты совершенствования профессиональной подготовки учителя.— Автореф. дис. кан. пед. наук.— М., 1983.—16с. 
16 Борзенков В.Г. Проблема человека в контексте обновления гуманитарного образования. //Человек. 1996. №3. С.23-29. 
17 Бубер М. Проблемы человека. М.: Наука, 1996. 123с. 
18Буева И.И. Идеи гуманизации внутришкольного управления в наследии 19 19 В.А.Сухомлинского и их значение для современной школы: Автореферат насоиск. учён. степ. канд. пед. наук. (13.00.01) / Оренбург, 1996. 26с. 
20Вербицкая Н О. Теоретические основы витагенного образования взрослых. Монография / Урал. гос. пед. ун-т: Нкатеринбург, 2001. 129с. 
21Вербицкая Н.О. Социально-педагогические основы развития человеческого потенциала города.- Екатеринбург: изд. дом «Сократ», 2001. -54с. 
22Волков Г.Н. Парадокс В. Сухомлинского // Педагогика. 1993. № 5. С.95-99.

23Выготский JI.C. Педагогическая психология.— М.: Педагогика, 1991. 420с. 
24Гинецинский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии. // Сов педагогика. 1991 № 9. с.46-49. 
25Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М.: Педагогика, 1974. 250с. 
26 Гончаров Н.К. Антроплогизм Ушинского и его значение. М.: Педагогика, . 1974.89с. 
27 Гуманизация в образовании: исторический и современный аспект. Материалы межвузовской научно-практической конференции аспирантов 13-14 февраля. Под ред. Воронцова Д.Д. С-ПбГУПМ, 1996. С.5-11. 
Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. 
М.; Изд. корпорация «Логос», 2000. 61с. 
28Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. С .58. 
Давыдова A.M. В.А.Сухомлинский и борьба идей в советской педагогике 60-х годов. // Образование. 1993. №7- № 8. С. 23-30. 
29 Давыдов В.В. О понятии личность в современной психологии // Психологический журнал.— 1988.— № 4. Т.9. с.22-32. 
30Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.— М.: Педагогика, 1986. 240с. 
31Емельянов Б.В., Новикова А.И. Н.Бердяев о русской философии. Ч.2.-Свердловск: Изд-во. Урал. Ун-та, 1991. с.240. 
32Зарубежные ученые педагоги о В.А.Сухомлинском // Образование. 1994 №6. С.12-19. 
33Зимняя И.С. Педагогическая психология. Ростов на Дону: Феникс, 1997.— 479с. 
34Зинченко В.П. О целях и ценностях образования. //Педагогика, 1997. №5 С.3-16. 
35Зинченко В.П. Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии.-М.:Тривола, 1994. 19с. 
36 Ильенков Э.Ф. Философия и культура. М.: Наука, 1991. 412с. 
История педагогики. Ч. 2. С 17 в. до середины 20 в. Учебное пособие для педагогических университетов Под ред. Академика РАО А.И.Пискунова-М.: ТЦ "Сфера", 1997. 304с. 
37 Ирина В.Р. Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности //Вопросы философии. 1976. №7. С. 9-15.. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. пед соч. М: Педагогика, 1982. 429с. 
38Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Владос, 1977. 226с. 
39 Кларин М.В. Иновационные модели обучения в зарубежных и педагогических поисках: пособие к спецкурсу для высших учебных заведений, институтов усовершенствования учителей, повышения квалификации работников образования. М.: «Арена», 1994. 215с. 
40Коменский Я.А. Всеобщего совета об исправлении дел человеческих. 4 Пампедия // Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.- Ж., Песталлоци И.Г. Педагогическое наследие М., 1989. 107с.. 
41 Кошель В.А. Формирование творческой личности в педагогике В.А.Сухомлинского (философско-этический аспект): автореферат дис. на соиск. учён.степ.канд.пед. наук: (13.00.01) /М.: МГУ, 1995. с.27. 
42Кривошеенко К. Е. Проблема умственного воспитания школьников в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского: Автореферат на соиск. учён. степ. канд. пед. наук. (13.00.01.) / Киев, 1978. С.25. 
Krinds Н., Wissen und Freiheit. "Die Frage nach dem Menscen". Freiburg -Munchen, 1966. S. 23. 
43Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная педагогическая антропология / Рос. Гос. акад. Физ.культуры. -М.: Физкультура, образование, наука, 1996. 1478с. 
44 Куликов. Педагогическая антропология: истоки, нарпавления, проблемы. -Свердловск: Изд-воУрал. унив-та, 1988. 150с. 
Личность: определение и описание // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С.13-23. 
45Ломов Б.Ф., Брушлинский А.В., Шорохова Е.В. Биологическое и социальное в развитии человека. -М.: Наука, 1977. 226с. 
46 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 289с. 
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.: Издательский Дом « Ноосфера», 1999. 300 с. 
47 Малинин В.И. Самообновление как путь воспитания истины // Педагогика.1996. №5. С. 123-125 
48 Медынский Г.Т. Бесстрашие души. Из переписки с Сухомлинским. // Литературная газета, 1971. 30 июня. 
49Мухин М.И. О психологических взглядах В.А.Сухомлинского. // Вопросы психологии. 1990. № 6. С.23-27. 
50 Мухин М.И. Развитие педагогических методов в трудах и опыте В.А.Сухомлинского // Сов педагогика. 1991. № 2. С.92-97. 
51Мухин М.И. В.А.Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности // Сов. Педагогика. 1991. № 9 с. 104-110. 
52Мухин М.И. Гуманистическая традиция и новаторство в педаггическом опыте В.А.Сухомлинского. Автореферат на соискание учён. степ. докт. пед. наук (13.00.01.) / М.: РАО, 1995. 60с. 
53Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж., 1995. 48с. 
Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов педагогика. 1996.9 с.47-54.. Новое педагогическое мышление. 11од ред. Петровского А.В. М., 1989. с. 
54 Песталоцци И.Г. Что даёг метод уму и сердцу. Избр пед соч.: в 2т. М.: 
55Педагогика, 1981.т.2. 82с.1 13. Петров М.И. Вопросы истории педагогики. Томск, 1976. 185 с.

56 Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. № 2. с.41-48. 
57 Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. М.: Педагогика, 1984. 234с. 
58 Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник науч. трудов. Отв. ред. М.А.Галагузова. вып.З. - Екатеринбург. Изд-во «СВ - 96», 1998 173с. 
59Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования в педагогической мысли: учебник справочник. - М.: Новая школа, 1994. 96с. 
60 Пряникова В.Г. Антрополого-гуманистическое нарпавление в отечественной педагогике (20-30 гг. XX в.) // Педагогика.- 1995. № 2. С. 88 194. 
Психология: Словарь. Под общ. Ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. 1990. 230 с. 
61Равкин З.И. Сердце отданное детям. // Народное образование. 1982. № 1. 15с. 
62Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А.Сухомлинского.- М.: Педагогика, 1991. 28с. 
63Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М.: Наука, 1993. 23с. 
64 Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. М.: Мысль, 1946, 494с. 
65 Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии М.:Педагогика,1976. 43с. 
66 Руденко Ю.Д. Народная педагогика // Сов педагогика . 1991. № 2 с.92-105. 
67Самсонова Т.И. Конкретный гуманизм воспитательной системы В.А.Сухомлинского//Новый мир. 1974. №3. С.26-33. 
68 Сержантов В.Ф. Человек, ею природа и смысл бытия. J1.: Изд-во ЛГУ, 1990. 149с. 
69 Сериков Г.Н. Аспекты системного отражения. Монография. Челябинск: Изд-во ЧГГ1У «Факел», 1998. 60с. 
70 Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 33с. 
71 Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии.Волгоград,1994.32с. 
72 Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психоолгия ненасилия в образовательном процессе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. М., 2000. 77с. 
73 Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 11с. 
74 Собакин B.C., Филиппова Н.А. К итогам конференции «Проблемы комплексного изучения человека» // Вопросы философии 1988. №7. с.49-54. 
75 Советский энциклопедический словарь под рук. Прохорова A.M. -М.,1977. 678с. 
76 Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 84с.. Соловейчик С. Л. Рассказывайте о Сухомлинском // Юность. 1974.№4.С.24-35. 
77 Соловейчик С. Л. Сухомлинский В.А. о воспитании /Сост. И авт. Вступит, очерков С. Соловейчик, -3-е изд.- М.: Политиздат, 1979. 270 с. 
78 Соловейчик С. Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей. Изд. 2 -е. М.:" Дет. Лит.", 1972. 250 с. 
79 Соловейчик С.Л. Страсть Сухомлинского. // Комсомольская правда. 1976. № 4.. Соловейчик С.Jl. о творчестве Сухомлинского. // Первое сентября, 1993. 28сент. 
80 Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 72 с. 
81Степашко Л.А. Культурология. Ростов на Дону, 1995. 98с. 
82 Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. / Редкол.: А.Г.Дзиверин и др. Киев.: Рад. школа, 1980. Т. 3. 167с. 
83 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 1/ Сост. О.С.Богданова, В.З. Смаль, А.И.Сухомлинская, М.: Педагогика, 1979. С.25-265. 
84 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.1./ Сост. О.С.Богданова, В.З. Смаль, А.И.Сухомлинская, М.: Педагогика, 1979. С. 267-537.. Сухомлинский В.А. «Наш педагогический коллектив» // Сов педагогика, 1970 . №4 С.34-42. 
85 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.2./ Сост. О.С.Богданова, В.З. Смаль, А.И.Сухомлинская, М.: Педагогика, 1979. С.5-366. 
86 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.З./ Сост.О.С.Богданова, В.З.Смаль, А.И.Сухомлинская,- М.: Педагогика, 1979. С. 7-183. 
87 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.З./ Сост. О.С.Богданова, В.З. Смаль, А.И.Сухомлинская, М.: Педагогика, 1979. С.205-377. 
88Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.З./ Сост. О.С.Богданова, В.З. Смаль. А.И.Сухомлинская, М.: Педагогика, 1979. С.395-567. 
89 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания. Педагогическое наследие / Сост. О.В.Сухомлинская. М.: Педагогика, 1990. 288с. 
90 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избр произведения: в 5-ти т. Киев: Рад. Школа, 1980. Т.З.с.167 
91Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы // Избр. педагогические сочинения: В 3 -х т т.З М.: Педагогика, 1981, с.78-79. 
92 Сухомлинский В.А. Без доверия нет воспитания. // «Семья и школа». 1968. № 2. С.ЗО 38.

Информация о работе Антропологические идеи в педагогической системе В.А. Сухомлинского