Аномальное развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:09, доклад

Описание

Сравнительная таблица по теме "Аномальное и нормальное развитие"

Работа состоит из  1 файл

Atipii(1).doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

Атипии

ВПФ (нарушение)

Методики

Задержка психического развития

Внимание:

отмечается  сужение поля внимания, фрагментарное  выполнение отдельных заданий, не устойчивость внимания, недостаточность произвольного  регулирования. Яркие внешние стимулы  отвлекают от выполнения задания, полевое поведение.

Память :

 характеризуется  снижением продуктивности непроизвольного  и особенно произвольного внимания. Объем кратковременной и долговременной  памяти не большой ( из 10 слов  запоминается 5), заучивание не дает  успешности, а только ухудшение результата. Отсроченное воспроизведение, задание выполняется с искажениями, привнесение новых слов.

Восприятие :

 Недостаточность  переработки сенсорной информации  ведет к отсутствию целостности  восприятия, системы признаков объекта, то есть ребенок может не узнавать знакомый предмет в непривычном ракурсе. При плохой освещенности или при контурном предъявлении.

Мышление :

при тестировании отмечается недостаточная предварительная  ориентировка в условиях познавательной задачи. Нет плана выполнения задания и предвидения результатов своей деятельности, функция программирования и контроля недоразвита. Наблюдается инертность мышления, недостаточность переключения при выполнении одной деятельности и ее перехода к другой.

Личность:

Степень выраженности и характер эмоциональных и интеллектуальных нарушений не одинаков у разных детей с задержкой психического развития.

Для исследования внимания:

«Корректурные пробы»

Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера)

 

Для исследования восприятия:

Кубики Кооса

Методика «разрезные картинки»

Методика «Эталоны»

 

Для исследования мышления:

Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей

«Выделение существенных признаков»

«Простые аналогии», «Сложные аналогии»

Таблицы с пословицами  и поговорками

Сюжетные картинки для  сравнения; таблицы с заданием на сравнение слов-понятий

Бланки со словами  для исследования ассоциаций (один из вариантов — подбор

слов, противоположных  по смыслу).

 

Для исследования памяти:

Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений т. д.)

Картинки для опосредованного  запоминания слов с изображением предметов (методика А. Н. Леонтьева)

Психическое недоразвитие(УО)

Память :

 Недостаточность  функций памяти проявляется на  всех этапах мнестического процесса ( запоминание , хранение , воспроизведение).

Анализ функции  памяти при олигофрении - показывает что механистическая память более  сохранна , чем смысловая . наблюдается дефект опосредования памяти, более выраженный чем непосредственного.

Восприятие :

В восприятии страдают анализ и синтез. Олигофрен опирается  на обедненные перцептивные  схемы . Тест Бендера : ребенка просят нарисовать некоторые фигуры , комбинации которые можно воспроизвести при анализе фигуры , ее частей .

Внимание :

 пассивное  внимание более сохранно , чем  произвольное, активное.

Эмоциональная сфера:

 закон иерархичности проявляется в сохранности элементарных эмоций , недоразвитии высших эмоций связанных с социальным развитием .

Мышление :

 нарушение  примитивных форм мышления , недоразвитие  образов понятий ( Выготский) приводит  к тому , что понятия достаточно  расплывчаты , не дифференцированны  , ограничены пределами непосредственного опыта ребенка . Пезнер : при олигофрении существуют трудности обобщения и отвлечения . Пиаже: признаком недоразвития мышления считал замедление интеллектуального развития с возрастом , фиксация на отдельных операциях.

Личностная  сфера:

проявляется в низкой дифференцированности , бедности и однообразности эмоций , актуальности непосредственных эмоциональных раздражителей . Наблюдается эмоциональная вязкость , склонность к импульсивным аффективным реакциям . ребенок не в состоянии подавлять контролировать аффект. Незрелость личности проявляется в слабости мотивов , в низком уровне познавательных интересов , их быстрое угасание , повышенная внушаемость, безиннициативность, слабость волевой сферы .Недоразвитие касается всех сторон психической активности- закон тотальности.

Для исследования эмоционально-волевой  сферы, качеств личности:

Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих

оценке (нравственной, эстетической и т. д.)

Серия картин (из методики ТАТ) для исследования личности, интересов, внутренних переживаний и т. д.

 

Рисунки со стимульным материалом из теста Роршаха

Для исследования памяти:

Картинки для опосредованного  запоминания слов с изображением предметов (методика А. Н. Леонтьева)

Бланки к методике для запоминания 10 слов

Пиктограмма (методика А. Р. Лурия).

 

Для исследования внимания:

Таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга

Бланки «Корректурных проб»

Для исследования восприятия:

Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов.

 

«Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой — фигуры Поппельрейтора)

Набор предметных картинок, разрезанных на 2—3—4 части

Картинки для определения  правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине».

Для исследования мышления:

Таблицы с логическими  задачами и поиском закономерностей

«Выделение существенных признаков»

«Простые аналогии», «Сложные аналогии».

Искаженное  развитие(РДА)

Восприятие :

 отмечается  гиперстезия к обычным раздражителям,  яркости света, громкости звука. У больного с Р.Д.А. среда постоянный источник дискомфорта. Отгороженность от действительности, защитное реагирование направленно на избежание сильной сенсорной стимуляции, вначале может создаваться впечатление сенсорного дефекта.

Характерно  отсутствие само - восприятия, не узнают себя в зеркале. Общение с аутистом сложно, нет визуального контакта.

Эмоциональная сфера :

 обнаруживается  отсутствие эмоциональной реакции  на ситуацию. Холодность и безразличие  к близким, не проявляет привязанность,  в тоже время повышенная ранимость и чувствительность, к тону, к громкости голоса. Обязательно присутствуют страхи: самые обычные вещи воспринимаются как несущие вредоносное воздействие. Отсутствие эмоциональной дифференциации отношения к одушевленным и неодушевленным предметам, при наличии дифференциального отношения предпочтение отдается неодушевленным предметам.

Мышление :

возможен большой  спектр вариантов; от умственной отсталости до чрезвычайной одаренности в каких-то областях ( музыка, математика, шахматы). Интеллектуальная деятельность аутиста отличается определенными специфическими особенностями: нарушение целенаправленности, затруднение концентрации внимания, пресыщаемость, вычурность мышления, склонность к символике.

Интеллект:

Интеллектуальная  деятельность имеет аутистическую направленность, оторвана от реальности и направлена на самого себя. Развитие речи может иметь широкий спектр от тотального мутизма, никогда ни с кем, до возможности иметь большой словарный запас и способность оперировать сложными грамматическими конструкциями. Развитие моторики: произвольные движения не ловки, ребенок с трудом овладевает навыками самообслуживания. Непроизвольные движения могут быть пластичными и тонко выверенными.

Воображение :

 Содержание  фантазии вычурно и сказочно. Часто наблюдается перевоплощение в животных, при игре характерен полный отрыв от реальности.

Для исследования эмоционально-волевой  сферы, качеств личности:

Таблицы с вариантами заданий для исследования волевых  усилий

Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих

оценке (нравственной, эстетической и т. д.)

Бланки с методикой  незаконченных предложений

 

Для исследования внимания:

Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера)

Таблицы Шульте (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25)

Для исследования восприятия:

Кубики Кооса

 

Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н. Головиной)

Методика «Эталоны»

Для исследования мышления:

Таблицы с логическими  задачами и поиском закономерностей

Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием)

Классификация

Таблицы с загадками

Для исследования памяти:

Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений т. д.)

10 слов

Поврежденное  развитие (деменция)

Мышление :

Структура дефекта  включает нарушение целенаправленности мышления, выраженность нарушений грубее при олигофрении. Нарушение критичности проявляется в не понимании своих ошибок, несостоятельности, равнодушие к оценке своих действий окружающими, отсутствие планов на будущее. Степень личных нарушений при деменции может сильно варьироваться от очень грубых расстройств, с нарушением привязанности к близким, расстройством симпатических эмоций, до достаточно легких нарушений, когда личностные нарушения менее выражены чем интеллектуальные. Личностные нарушения:

 при деменции грубее чем при олигофрении. Отмечается резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость , не способность к напряжению, сочетается с нарушением логического мышления, склонность к персеверациям недостаточность побуждений к деятельности к деятельности, вялость и апатия, резкое снижение активности мышления. Центральное место занимает нарушение критики и целенаправленности мышления.

Внимание :

ни на похвалу ни на порицание не реагируют. Грубо снижаются внимание и целенаправленная направленность деятельности.

Эмоциональная сфера :

Слабость побуждений, эмоциональная бедность проявляется в скудности мимики и моторики, нарушения в интеллектуальной и в личностной сфере проявляется в равнодушии к оценке, отсутствии привязанностей, планов и интеллектуальных интересов.

 

Для исследования мышления:

«Выделение существенных признаков»

Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с  конфликтным содержанием)

Набор сюжетных картинок разной степени  сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий)

Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей

«Простые аналогии», «Сложные аналогии».

Для исследования памяти:

Методика 10 слов

Пиктограмма (методика А. Р. Лурия)

Для исследования эмоционально-волевой  сферы, качеств личности

Рисунки со стимульным материалом из теста Роршаха

Таблицы с набором  задач к методике исследования уровня притязаний

Для исследования внимания:

«Корректурные пробы»

Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера)

Для исследования восприятия:

Кубики Кооса

Методика «разрезные картинки»

Методика «Эталоны»

Дефицитарное  развитие

(связанно с первичной недостаточностью отдельных систем – зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата).

ЗРЕНИЕ И  СЛУХ

При наличии  тугоухости ребенок имеет возможность  освоить речь, но при этом его  артикуляция будет смазанной, будут  редуцированы голосовые модуляции. Ребенок будет путать глухие и  звонкие звуки, шипящие и свистящие, мягкие и твердые. Словарный запас обеднен. В речи много аграмматизмов, ошибочного употребления слов. При тотальной глухоте обреченность на немоту. Такая же картина прислабом зрении происходит накопление зрительных представлений, зрительное восприятие замедленно. Слепота исключает возможность формирования опыта зрительных представлений.

Восприятие -врожденная слепота у ребенка вообще нет  запаса зрительных впечатлений, затрудненно  формирование вертикального положения  тела, развивается страх пространства и новых предметов. Влечет задержку в освоении пространства и предметной деятельности, первичные манипуляции с предметами появляются только после двух лет. Нарушение формирования походки и схемы тела. Нарушение зрения в раннем возрасте ведут к недоразвитию психомоторной сферы, проявляется в слабости акта хватания. При запаздывании дифференциации движений отмечается застывание с предметами и стереотипные движения. Нарушение зрения в более старшем возрасте после трех летнего возраста , при наличии зрительного опыта более легкое развитие моторики, предметной деятельности.

Вторичные дефекты : у глухих связанно с речевым  дефектом, ограничение общения и  совместной со взрослым предметной деятельности; вторичные нарушения связаны  с отставанием формирования перцептивных представлений и обобщений, с трудностями выделения и фиксацией на отдельных свойствах предметов, нарушение формирования предметных представлений осложняет формирование процесса отвлечения и обобщения, мышление достаточно конкретно. Вторичные нарушения связанны с затруднением включения восприятия в более широкий круг деятельности.

Эмоциональная сфера - возникают вторичные специфические  нарушения развития эмоциональной  сферы, слепой ребенок не может воспринимать жесты, взгляды и мимику, недостаточно невербального общения. С ранних этапов развития невербальное общение отсутствует , лицо амимично, заторможенность моторики, недостаток артикуляции. Глухой ребенок не воспринимает эмоциональные характеристики речи,

страдает эмоциональное  общение, восприятие не конгруэнтно, нет оценки всего контекста в сфере общения.

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ

Эмоциональная сфера -

отмечается склонность к невротическим и неврозоподобным  расстройствам, к тикам и заиканию, энурез. Часто наблюдается задержка эмоционального развития. Органический инфантилизм, недостаточность дифференцирования эмоций, бедность и однообразность, отсутствие инициативы в деятельности. Отклонения в развитии личности детей с Д.Ц.П. чаще проявляется в формировании личности по дефицитарному типу. Этому способствуют факторы депривации и гипертопеки.

Мышление – при  тестировании отмечается недостаточная  предварительная ориентировка в  условиях познавательной задачи. Нет  плана выполнения задания и предвидения  результатов своей деятельности, функция программирования и контроля недоразвита. Наблюдается инертность мышления, недостаточность переключения при выполнении одной деятельности и ее перехода к другой.

Формируются специфические  защитные механизмы в сужении  уровня притязаний при неадекватно  завышенной самооценке в сфере здоровья. Отрицание дефекта в сфере здоровья приводит что нет стремления на что-то претендовать, это позволяет ребенку пережить собственную неполноценность, что неизбежно при интеллектуальной недостаточности.

Итог: при дефицитарном онтогенезе, связанного с дефектом анализатора, что влечет недоразвитие отдельных функций, связанных с поврежденным анализаторов, формируются личностные характеристики. Координаты нарушений снизу вверх – от локального частного дефекта к более целому. При неблагоприятных условия и отсутствии коррекции возможно движение сверху вниз.

Методика «Коробка форм»

Методика «Разрезные картинки»

Методика «Конструирование по образцу»

Методика «Свободный рисунок»

Методика «Рисунок человека»

Методика «Дорисовывание фигур»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Почтовый ящик» (коробка  форм)

Кубики Кооса

«Выделение существенных признаков»

«Простые аналогии», «Сложные аналогии»

Сюжетные картинки для  сравнения; таблицы с заданием на сравнение слов-понятий.

 

Дисгармоническое психическое развитие

(Включает четыре  варианта нарушений:

  • психопатии
  • патологическое формирование личности
  • невропатии
  • отклонение от темпа полового созревания.)

 

ПСИХОПАТИИ

Шизоидная психопатия обусловлена  влиянием конституциональных черт, характеризуется  повышенной чувствительностью, чертами аутизма, ранимость, отсутствие непосредственности и жизнерадостности, сухость в отношениях. Ранним развитием речи при задержке моторного развития. Протекает как скрытые формы Раннего детского аутизм, различие в отсутствии интеллектуального дефекта.

Эпилептоидная психопатия может быть рано обнаружена в 2 года: отмечается эмоциональная вязкость, определенная направленность эмоций и  влечений, склонность к колебаниям настроения в сторону дисфорий. Присущи  мстительность, упрямство, агрессивность, конфликтность, повышенное стремление к самоутверждению, жестокость и педантичность и аккуратность. Отсутствие интеллектуального дефекта и судорожных припадков, отмечается характерная вязкость мышления.

Циклоидная психопатия – диагноз редко ставиться в детстве. Отмечаются колебания настроения, у детей нет фазности все время эйфорический фон настроения, гипертимный вариант циклоидной психопатии. Активность, склонность к шуткам, озорству, чрезмерная общительность. Гипотимные фазы проявляются после периода половой зрелости.

Психоастеническая психопатия – характеризуется наличием постоянного  страха за жизнь и здоровье близких  и себя. Ребенок мучим тревожными опасениями, пугает все новое и  незнакомое. Нерешительность, ипохондричность, склонность к навязчивым действиям и мыслям. Для совладения с тревогой и страхами формируются навязчивые ритуалы, любовь к порядку и постоянному неизменному режиму.

Органические психопатии: возбудимый\эксплозивный тип. Чаще наблюдается  у мальчиков, характеризуется аффективной и двигательной возбудимостью, легкостью возникновения аффективных вспышек, агрессией, упрямством, злобностью, негативизмом. Астенической расслабленностью и вялостью и слезами. Настроение не устойчиво, колебание в сторону дисфорий. Конфликтность и бурные протестные реакции, часто попадают в асоциальные группы.

Безтормозной вариант – может быть спровоцирована инфекционными заболеваниями ( эпидемический энцефалит перенесенный в раннем возрасте). Характеризуется повышенным фоном настроения, эйфорический. Грубая откликаемость на внешние раздражители, не критичность при сохранности интеллекта. Отмечается патология влечений, привязанность к импульсивным сексуальным эксцессам, склонность к бродяжничеству.

Истерическая психопатия – обусловлена влиянием конституционально- генетических факторов, ранним воздействием экзогенных факторов, чаще характерна для женщин. Симптоматика связана с психической не зрелостью. Капризны, ревнивы к чужим успехам, демонстративны в поведении, жажда признания, не способность к волевому усилию, учатся хуже чем позволяет интеллектуальное развитие. Повышенно конфликтны, при ущемленном самолюбии склонны к интригам и сплетням, склонность к вымыслам сексуального содержания. Основная дисгармония между жаждой признания и не способностью к волевым усилиям.

неустойчивая психопатия – сочетание психической не зрелостью  и дисгармонического инфантилизма – не зрелость интересов, поверхностность, нестойкость привязанностей, импульсивность поступков, снижение продуктивности при  хорошем интеллекте, не способность к длительной целенаправленной деятельности. Характеризуются сенсорной жаждой, потребность ярких впечатлений, не способны к борьбе с трудностями, могут быть побеги из дома, бродяжничество. Безответственность и повышенная внушаемость, легко попадают в асоциальные группы. Трудности диагностики связаны с тем , что неустойчивые черты характерны любому ребенку, диагноз не ставят до достижения 15 летнего возраста. В психиатрии постановка диагноза опирается на биологические и средовые факторы оказывающие влияние на формирование психопатии. Декомпенсация может быть спровоцирована психотравмирующей ситуацией, соматической патологией, кризисными возрастными периодами.

 

Для исследования мышления:

Таблицы с заданиями  на исключение понятия, не подходящего  остальным

Таблицы с логическими  задачами и поиском закономерностей

Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий)

Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации

Для исследования памяти:

Картинки для опосредованного  запоминания слов с изображением предметов (методика А. Н. Леонтьева)

Пиктограмма (методика А. Р. Лурия)

Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности:

Методика изучения фрустрационных реакций («Методика рисуночной фрустрации»  Розенцвейга)

Серия картин (из методики ТАТ) для исследования личности, интересов, внутренних переживаний и т. д.

Для исследования внимания:

Бланки «Корректурных проб» (методики Бурдона, Пьерона-Рузера, кодирование Векслера)

  Таблицы для подсчета  разноцветных кружков в секторах  круга (методика Рыбакова).




 


Информация о работе Аномальное развитие