Алалия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:19, реферат

Описание

Многие специалисты большое внимание уделяют детям, у которых полностью или частично отсутствует полноценная речь. Ранее эту патологию называли «слухонемотой, «врожденной афазией», «афазией детского возраста», сейчас остановились на термине «алалия», обозначающем отсутствие речи или ее системное недоразвитие. Это сложный речевой дефект, вызванный поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до 3 лет).

Работа состоит из  1 файл

Алалия.doc

— 54.00 Кб (Скачать документ)

«Дифференциальная диагностика алалии от других состояний» 

Журнал  Логопед №8, 2009 год

 Автор  статьи Козуб Л.В.,

учитель-логопед МДОУ ЦРР № 165, г. Оренбург. 
 

       Многие  специалисты (В.К. Орфинская, 1963; Л.Р. Давидович, 1975; В.В. Ковалёв, 1979; Е.Ф. Соботович, 1981; В.А. Ковшиков, 1985) большое внимание уделяют детям, у которых полностью или частично отсутствует полноценная речь. Ранее эту патологию называли «слухонемотой, «врожденной афазией», «афазией детского возраста», сейчас остановились на термине «алалия», обозначающем отсутствие речи или ее системное недоразвитие. Это сложный речевой дефект, вызванный поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до 3 лет).

       В массовом детском саду «неговорящих» детей, в частности с моторной алалией по специфическим проявлениям психической деятельности, путают с детьми с умственной отсталостью.

       Однако  при создании благоприятных условий  и комплексной коррекционной  работе появляется возможность формирования у таких детей полноценной самостоятельной речи и готовности к школьному обучению в общеобразовательной или специальной школе.

       Каков портрет «неговорящего» ребенка?

       В рамках психолого-педагогической классификации  Р.Е. Левина выделяет три группы речевого развития «неговорящих» детей:

    • отсутствие общеупотребительной речи;
    • начатки (зачатки) общеупотребительной речи;
    • развитие фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

     В речи детей-алаликов выделяют целый  ряд ошибок:

    • многочисленные пропуски звуков;
    • обязательный атрибут – грубое нарушение слоговой структуры;
    • смешение элементов двух и более слов;
    • перестановки слогов в словах;
    • наличие выраженных аграмматизмов;

    Психологические особенности «неговорящих» детей (с моторной алалией):

    • речевой негативизм, т.е. нежелание общаться с окружающими детьми и взрослыми;
    • застенчивость, робость;
    • эмоционально-волевая незрелость;
    • невротическая и неврозоподобная симптоматика;
    • неполноценность усвоения и воспроизведения вербальных знаний, не подкрепленных непосредственным опытом;
    • выраженный дефицит кратковременной слухоречевой памяти.

      Как выявить «неговорящего» ребенка?

         Внимательное  изучение анамнеза развития ребенка  необходимо для воспроизведения  наиболее полной картины.

         Основной  причиной возникновения алалии большинство исследователей считают патологию протекания беременности: токсикоз, угроза ее прерывания, несовместимость по резус-фактору, инфекционные заболевания матери, вредные привычки (наркомания, табакокурение). К другим причинам относятся рожденные в асфиксии, родовая травма, мозговые заболевания и травмы головы в раннем возрасте.

         Первые  признаки речевого расстройства проявляются  у детей на втором году жизни: первые слова появляются поздно – к 3-4 годам, фразовая речь формируется только после 5-6 лет.

         При исследовании неречевых психических  функций важно отличать особенности  выполнения заданий детьми с алалией  и детьми с умственной отсталостью.

         Ошибки, характерные для детей с умственной отсталостью (УО):

      • неустойчивое внимание;
      • неумение воспроизводить заданный ритм (при исследовании динамического праксиса), даже после подробной инструкции. Например, II--; I I- -II; II - - ; - - - II;
      • отклонения в зрительном восприятии: дети не соотносят название цвета и цвет, геометрические фигуры с их названием. Это хорошо заметно в задании «Подбери картинку к цветовому фону»;
      • отклонение от нормы зрительно-пространственного гнозиса и праксиса: дети не могут показать правой рукой левое ухо, правый глаз и т.д. Пробы Хеда выполняют, слабо ориентируются в пространстве.

     Основными показателями сформированности неречевых  психических функций могут служить  задания: складывание пирамиды (5-12 частей), доска Сегена, разрезные картинки (12 частей), кубики (12 частей), пазлы (56 штук), «Сложи из палочек» (4-6) штук: по образцу, по памяти. Эти задания дети с УО самостоятельно не выполняют, не могут сделать по образцу. Подсказка не является стимулом для верного выполнения задания, так как детям с УО не свойственен метод проб и ошибок.

     Анализ  выполнения приведенных диагностических заданий детьми с моторной алалией, т.е. «неговорящих», не выявил особых затруднений в исполнении, что обусловлено специфическими особенностями симптомокомплекса моторной алалии.

    Характерные особенности «неговорящих» детей:

    • несформированность статической и динамической координации движений;
    • высокий уровень сформированности функции, что видно при выполнении задания «Покажи девочку, которая ловит бабочку»;
    • затруднения в понимании предложно-падежных конструкций, сложноподчиненных предложений, при дифференциации глаголов с  различными приставками;
    • сформированность пассивного словаря;
    • нарушение речевой моторики, звукопроизношения, состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений, лексико-грамматического строя.

Отличие моторной алалии от других патологий

      Выделение детей с алалией среди группы детей с различными отклонениями в речевом и психическом развитии – достаточно сложная, но важная задача, так как своевременное и верное выявление моторной алалии определяет эффективные пути коррекции.

     Детей с моторной (экспрессивной) алалией  следует отличать от детей с умственной отсталостью (см. таблицу). «Алалия –  это форма патологии речевой  деятельности…» (Г.А. Волкова), в то время как «…умственная отсталость – это группа чрезвычайных состояний, в самой различной степени и по самым различным причинам нарушающих адекватное возрасту функционирование индивида в обществе вследствие дефекта познавательных способностей» (В.В. Ковалёв) и адаптивного социального поведения. 
 
 
 
 
 
 
 

Дети-алалики Дети 

умственно отсталые

Дети-аутисты
Проявляют познавательный интерес, заинтересованное поведение. Пытаются играть, восполняя  речевой недостаток жестами, мимикой. Не проявляют  интереса  
Принимают помощь взрослого в различных  видах деятельности, стремятся к  контакту. Плохо принимают  помощь.
Критичны  к своим ошибкам и неудачам. Малокритичны.
После объяснения способа выполнения задания  выполняют его спонтанно. Не формируется  спонтанно, необходимо каждый раз объяснять  заново.
Лучше понимают речь, степень обучаемости выше. С трудом понимают сказанное. Имеются аграматизмы. Речь логически бедна или даже алогична, но правильна в формально-языковом плане и грамматическом отношении. Одновременно  употребляют «лепетные» слова и  сложноорганизованные, правильные по языковой структуре высказывания. Реакция на обращенную речь отсутствует.
Некоторая интеллектуальная задержка носит парциальный  характер, вторичная отсталость постепенно сглаживается. Диффузный характер нарушения интеллектуальной деятельности.
 
 
 
 

     Список  использованной и рекомендуемой литературы: 

    1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического  обследования детей с              нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Спб., 2008.
    2. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей  с нарушениями речи. Спб., 2002.
    3. Вопросы комплексной диагностики умственной отсталости у детей / Под ред. Т.В. Егорова. Иркутск, 1988.
    4. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания  обучения с древнейших времен до середины XX века. М., 1995.
    5. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Спб., 2003.
    6. Коробейнков .А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. М., 1982.
    7. Логопедия: Учеб. Для студ. дефектологич. фактов пед. вузов /Под ред.

           Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской. М., 2002.

    1. Лопатина Л.В., Голубева Г.Г. ,Калягин В.А. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Об. метод. рек. Спб., 2006.
    2. Ребенок. Ранее выявление отклонений развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2003.
    3. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП: Алалия, дизартрия, ОНРР. Спб., 2007.

Информация о работе Алалия