Акцентуация характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 23:17, аттестационная работа

Описание

Как и многие слова в русском языке слово «характер» имеет греческое происхождение и переводится в буквальном смысле как чеканка, отпечаток. Мы говорим о характере тогда, когда хотим оценить человека или описать его внутреннее состояние. Характеризуя человека, мы употребляем следующие выражения: «у него сложный характер» или «он слишком слабохарактерный», а также другие выражения подобного рода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ
2. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ХАРАКТЕРЕ
3. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

АКЦЕПТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 47.47 Кб (Скачать документ)

АКЦЕПТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ

2. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О  ХАРАКТЕРЕ

3. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как и многие слова в  русском языке слово «характер» имеет греческое происхождение  и переводится в буквальном смысле как чеканка, отпечаток. Мы говорим  о характере тогда, когда хотим  оценить человека или описать  его внутреннее состояние. Характеризуя человека, мы употребляем следующие  выражения: «у него сложный характер»  или «он слишком слабохарактерный», а также другие выражения подобного  рода. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манере общения, в способах реагирования на действия и поступки людей, исходя из которых мы делаем соответствующие выводы. Например, одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются лишь тем, что справились с работой не хуже других.

Что же представляет собой  характер человека? В психологии характер определяется как совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для него способы поведения.[1] Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

Целью данной работы является изучение понятия характера в  психологии, типологии характера  и истории учений о характере. Объектом работы выступает сам характер человека и его черты.

 

 

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ  О ХАРАКТЕРЕ 

 

Характер (греч. charakter - отличительная черта) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда. Также характер понимается как:

·           система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;

·           мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;

·           отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых  выражаются способы его поведения  и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера  его свойства могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти  свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они  более содержательны. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими качества характера будут: «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы применяют такие слова, как «добродушный», «замкнутый», «недоверчивым»

Характер является прижизненным образованием и может изменяться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом  связано с мыслями, чувствами  и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

В характере различают  следующие основные качества: моральную  воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная  воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально  ценным качеством характера. Полнота  характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью  развития.

«Характер, — писал С. Л. Рубинштейн, — обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к  нему. Знать характер человека –  это знать те существенные для  него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера это те существенные свойства человека, из которых с  определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и  которыми исключаются как не совместимые  с ними, им противоречащие другие».

Таким образом, под характером понимается структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения  личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его  динамику - окружающая среда.

 

 

2. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ  О ХАРАКТЕРЕ

Характерология – отрасль  психологии личности (иногда рассматривается  как самостоятельная психологическая  наука), предмет которой характер.

Учение о характере  — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера  и их определения по его проявлениям  с целью прогнозировать поведение  человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство  существующих его классификаций  исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних  попыток прогнозирования поведения  человека является объяснение его характера  датой рождения. Разнообразные способы  предсказания судьбы и характера  человека получили название - гороскопов. Не менее популярны попытки связать  характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь  характерологии получила новый импульс  развития. Считается, люди с одинаковыми  именами похожи друг на друга.

Значительное влияние  на развитие характерологии оказала физиогномика - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость, нос, как у льва, - важность, волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, - храбрость.

Наиболее известной стала  физиогномическая система Иоганна  Каспера Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д.

При определении характера  человека физиономисты использовали в  качестве определяющих самые различные признаки. Так, помимо носа, внимание уделялось рту человека. А. Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера; расслабленные губы - признак обладания “женскими” чертами характера (мягкость, любезность), и чем больше - тем выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт).

Однако самым важным показателем  характера являлись глаза человека. Аристотель указывал, что большие  добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости.

В настоящее время под  эти факты пытаются подвести научные  доказательства. Американские психологи  Дж. Глайв и Э. Клери после пятилетнего изучения черт характера примерно 10 тыс. детей доказали, что дети с темными глазами обладают большей жизнью, инициативой и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. У взрослых возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают, что люди с темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но имеют склонность к сентиментальности. Они легко поддаются настроению, долго помнят обиды, бывают капризны, иногда их поступки непредсказуемы. Люди с темно-серым цветом глаз - упрямы и смелы, они настойчивы и добиваются своего, несмотря на различные трудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны. Ревнивы, большей частью однолюбы. Те, кто обладает темно карими глазами, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы. Они влюбчивы, но не очень постоянны. Как правило, общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми. Обладатели светло-карих глаз застенчивы, склонны к уединению, мечтательны, тяжело переносят нанесенную им обиду. Трудолюбивы, старательны, на них можно положиться - они не подведут. Синие глаза свидетельствуют о романтических наклонностях, но в тоже время об эгоизме и самомнении. Синеглазые легко поддаются порывам, но быстро остывают. Их несомненно положительная черта - правдивость. Что же касается людей с зелеными и серо зелеными глазами, то, как утверждают Дж. Глайв и Э.Клери, в большинстве случаев они имеют сильную волю, решительны и неукоснительно идут к своей цели. Они отличаются постоянством. Бывают жесткими и несговорчивыми.

В качестве отдельного направления  характерологии можно выделить определение  индивидуальных особенностей человека по его позе, положению тела. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как идет . как сидит и даже в какой позе засыпает.

Не менее знаменитую и  богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия - система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший рассвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах стран Европы существовали кафедры хиромантии. В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией, поскольку главными признаками руки, которые принимаются во внимание, являются “7 холмов “ на ладони, называемые именами Солнца и планет: Венеры, Юпитера, Сатурна, Меркурия, Марса и Луны.

До последнего времени  научная психология неизменно отвергала  хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи  с наследственностью дало новый  толчок к возникновению новой  отрасли знания - дерматоглифики. Было, в частности показано, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому хиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она может поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии, ярким представителем которого был Э. Кречмер. Он рассматривал характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяснял характер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.

Однако в настоящее  время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными  о том, что характер человека зависит  от строения тела, конфигурации лица, цвета  глаз и т.д. Следует ли из этого, что  определение характера человека на основании изучения его внешности  невозможно? Связь между внешностью человека и складом его характера  отчетливо прослеживается как в  литературных произведениях, так и  в изображении великих мастеров портрета. Однако научная психология исходит из положения, что зависимость  между привычным выражением лица человека и складом его характера  не является однозначной. То или иное выражение лица, складки, морщины  могут иметь самые различные  причины возникновения. И здесь  нельзя не согласиться с А.В.Петровским, что причиной слегка приоткрытого рта может быть не только глупость человека, но и глухота, и больная носоглотка, и напряженное внимание.

Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека можно получить, зная специфику его  поступков, поведения, деятельности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью, как известно, называют привычками. Привычные действия человека, повторяясь, становятся чертами характера, составляя  его существо, влияя на положение  человека в общественной жизни и  на отношение к нему со стороны  других людей.

В этом отношении более  ценным в диагностическом отношении, можно считать графологию- науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между рядами фактов - особенностями почерка и характером.

Таким образом, существует учение о характере, называемое характерология. Данное учение возникло ещё во времена  Аристотеля и Платона. Учение о характере  человека развивалось благодаря  таким деятелям науки, как Иоганн Каспер, А. Делестр, Дж. Глайв и Э. Клери, Э. Кречмер, А.В.Петровский и др.

 

3. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА

Наиболее интересные и  жизненно правдивые описания характера (известные как «типологии характера») возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат  талантливым клиницистам, которые  в своих типологиях обобщили многолетний  опыт работы с людьми — опыт наблюдения за их поведением, изучения их судеб, помощи им в жизненных трудностях. Здесь  встречаются такие имена, как  К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.

Первые работы этого направления  содержали небольшое число типов. Так, Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный – характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. И интровертированный – характеризуется как фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.

Кречмер также описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличилось. У Ганнушкина мы находим уже порядка семи типов (или «групп») характеров; у Леонгарда и Личко — десять-одиннадцать.

Практически все авторы типологий  подчеркивали, что характер может  быть более и менее выражен. Различение между патологическими и нормальными  характерами, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению  психологии, по другую — малой психиатрии. Конечно, «черта» эта размыта. Тем не менее, существуют критерии, которые позволяют ее приблизительно локализовать. Таких критериев три, и они известны как критерии психопатий Ганнушкина — Кербикова.

Информация о работе Акцентуация характера