Акцентуации характера в структуре и формировании личности студента педагогического колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание

Объект исследования – студенты – подростки педагогического колледжа №1 г.Иркутска.
Предмет исследования - проявление акцентуаций характера у студентов – подростков.
Цель исследования – дать количественную и качественную оценку акцентуаций характера у студентов –подростков.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Характер как система устойчивых черт личности 5
1.1 Сущность понятия «характер» и его основные составляющие 5
1.2 Типология характера 7
1.3 Акцентуации характера 9
1.4 Классификация характеров 11
1.5 Психопатии и акцентуации характера у подростков 13
1.6 Формирование характера 15
Глава 2. Исследование акцентуаций характера у студентов педагогического колледжа 18
2.1 Диагностика акцентуаций характера, типа личности у студентов педагогического колледжа №1 г.Иркутска 18
2.2 Результаты исследований и педагогические рекомендации 21
Заключение 22
Список использованной литературы 26
Приложение 1 27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ - АКЦЕНТУАЦИЯ.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

                 

           Тестирование проводилось с целой группой одновременно. При проведении тестирования студентам выдается текст теста, содержащий 104 утверждения, которые он должен оценить, исходя из своего согласия или несогласия и выставить балл в соответствующую номеру утверждения клеточку. 

            Время для проведения теста с разъяснением инструкции – примерно 35 -- 40 минут. 

            Обработка результатов  теста. 

        После поведения теста результаты обрабатываются следующим образом:

        Подсчитывается сумма баллов в каждой вертикальной колонке, например в клеточках № 1,14,27,40,53,66.79,92 с учетом знаков “+” и “-”. Сумма баллов в любой колонке находится в диапазоне от +16 (все восемь утверждений оценены тестируемым оценкой “+2”, т.е. “совершенно верно”) до -16 (если все утверждения оценены “-2”, т.е. “совершенно неверно”).

          Расшифровывается наименование зашифрованных типов акцентуации характера. 

I.     (1,14,27,40,53,66,79,92) - параноик.

II.    (2,15,28,41,54,57,80,93) - эпилептоид.

III.   (3,19,29,42,55,68,81,94) - гипертим.

IV.  (4,17,30,43,56,69,82,95) - истероид.

V.    (5,18,31,44,57,70,83,96) - шизоид.

VI.   (6,19,32,45,58,71,84,97) - психастеноид.

VII.  (7,20,33,46,59,72,85,98) - сензитив.

VIII. (8,21,34,47,60,73,86,99) - гипотим.

IX.   (9,22,35,48,61,74,87,100) - конформный тип.

X.    (10,23,36,49,62,75,88,101) - неустойчивый тип.

XI.   (11,24,37,50,63,76,89,102) - астеник.

XII.  (12,25,38,51,64,77,90,103) - лабильный тип.

XIII.  (13,26,39,52,65,78,91,104) - циклоид.

       Определяется степень выраженности каждого из психотипов путем построения графика “Рисунок личности”, где по горизонтальной оси откладывается номер психотипа, а по вертикальной - сумма баллов в колонке.                   

        Если кривая не выходит за пределы, ограниченные числами ±10 то это означает что психотип находится в рамках обычного рисунка личности (эти иочки приняты специалистами как нормативы).

       Если же кривая выходит зы пределы +10, это означает,что соответствующий психотип у тестируемого проявляется наиболее ярко.

       Если же одна или несколько точек -10, то  из этого следует, что у тестируемого проявляется антитип, т.е. черты, свойственные человеку с противоположным характером. 
 
 

 

 2.2 Результаты исследований и педагогические рекомендации 

     Список студентов – подростков педагогического колледжа №1 г. Иркутска,  участвовавших в тестировании: 

1. Иодко Юл.

2. Косяк С.

3. Алешкевич Ал.

4. Ключник А.

5. Абанович А.

6. Пивченко Е.

7. Чернышевич Юл.

8. Крыпшов Е.

9. Глод А.

10.Шитик  П.

11.Павлович  И.

12.Мисюль  М.

13.Свечко  Н.

14.Шило Н.

15.Антонович  Е.

16.Шафалович  Е.

17.Скадорва  А.

18.Иванчик  Н.

19.Липницкая  А.

20.Дунец  Р.

21.Гвоздович  М.

22.Статкевич  В.

23.Ложечник  А. 
 

        Обработав результаты тестирования, согласно описанной выше методики получаем следующее распределение для психотипов личности среди студентов педагогического колледжа. 

         Прежде всего отметим, что у 9 участников из 23 (т.е. около 39%) имеют обычный рисунок личности – выражение какого-либо конкретного психотипа не проявляется (Гвоздович М., Статкевич В., Иванчик Н., Шафалович Е., Глод А., Пивченко Е., Чернышевич Юл., Алешкевич Ал., Косяк С.).

         Фамилии участников тестирования, у которых наблюдаются проявления одного или нескольких психотипов размещены в таблице. 

Тип характера Фамилия ,имя Сумма баллов
I (параноик) Дунец Р. 

Шило Н.

 
III (гипертим) Липницкая А. 

Иодко Ю. 

Шитик П.

 
IV (истероид) Скадорва А.  
VI (психастеноид) Ложечник А.  
VII (сензитив) Шитик П.  
VIII (гипотим) Ключник А. 

Иодко Ю. 

 
IX (конформный  тип) Ключник А.  

Шитик П.

 
XI (астеник) Мисюль М.  

Шитик П

 
XII (лабильный  тип) Свечко Н.  
XIII (циклоид) Шитик П.  

Крыпшов Е.

 

 

        Результаты показывают, что проявление одного из психотипов проявляется у 11 участников ( Дунец Р., Шило Н. ( I ); Липницкая А.  ( III ); Скадорва А. ( IV ); Ложечник А. ( VI ); Мисюль М. ( XI ); Свечко Н. ( XII ); Крыпшов Е. ( XIII ); Павлович И, Абанович А., Антонович Е. ( X ) ), 2-х психотипов у Иодко Ю. ( III, VIII ) и Ключник А. ( VIII, IX ), и 5-ти у Шитика П. ( III, VII, IX, XI, XIII ). 

       Обработав результаты исследований, мы пришли к выводу, что проявление одного из 13 психотипов ( по К.Леонгарду) проявляется у 11 студентов-подростков из 23 человек, что составляет 48%. Следовательно  почти половина студентов имеет один свой  более четко выраженный тип акцентуации характера. У незначительного числа студентов – подростков отмечается наличие 2-ух и более психотипов одновременно.

      2  психотипа проявилось у 2 человек  (9%) и 5 психотипов отмечено у  одного студента (4%). 

            Шитик П. – явно выраженный гипертим ( III :18 б.) на фоне черт синзитива (VIII : -18), конформности ( IX : -12) и астеника ( XI : -12); поскольку сумма баллов в трех последних типах взята со знаком “ - “, т.е. “черты наоборот”, то это, несомненно, подтверждает вышеизложенное утверждение. Сумма баллов в случае психотипа циклоида ( XIII : 12 ) меньше 18 (гипертим), и поэтому последний психотип явно превалирует. 

            Психотип гипертим превалирует у Иодко Ю.( III : 16 ) на фоне отрицательной суммы, соответствующей гипотиму ( VIII : -14). 

            Основные педагогические рекомендации  для этих учащихся заключаются   в создании условий, в которых  требуется проявится их инициатива  и энергия, предприимчивость и  лидерство, в которых возможно  интересное и свободное общение [6]. 

            У Ключник А. Проявляется конформный  психотип ( VIII : 12) на фоне явно  выраженном отсутствии присущего  гипотиму ( IX : - 16). 

            В этом случае желательно создание  условий, при которых подростку  приходится проявлять самостоятельность, упорство в отстаивании своих позиций. Во время дискуссий следует давать ему возможность высказаться одним из первых, поскольку в противном случае он скорее всего повторит точку зрения лидера данной группы [7]. 

            Неустойчивый психотип выражен, хотя и не так явно у Павлович И. ( X :11 ), Абановича А. ( X : 12 ), и Антонович Е.( X : -11) 

            Для преодоления присущих данному психотипу определенных сложностей желательно не оставлять их без внимания, оказывать им помощь систематически, с большим терпением и тактом. На них положительно подействует хорошо организованный физический труд, который будет дисциплинировать и в некотором смысле ”разряжать” их [8]. Такая помощь необходима первым двум учащимся, поскольку у Антонович Е. Сумма баллов взята со знаком  “ - “, что свидетельствует о подавлении вышеназванного психотипа. 

            Психотип психоастеноида выражен  у Ложечнтка А. ( VI : 13 ) и ему  желательно помочь в преодолении  нерешительности и закомплексованности.  Помочь освободиться от необоснованных сомнений и опасений, которые осложняют жизнь [7]. 

            Подавление психотипа истероида у Скадорва А. ( IV : -13 ), что свидетельствует о подавлении у него черт вышеназванного психотипа. В этом случае применимы педагогические рекомендации для данного психотипа, но с точностью “до наоборот”. Желательно создание условий при которых подросток сможет самовыразиться, проявить упорство и инициативу [7]. 

            Такой же “инверсный подход”  и необходим и к Шило Н.  психотип параноика “наоборот” ( I :-14 ). Целеустремленность, разносторонность, способность работать не только в коллективе, но и самостоятельно. Проявлять упорство в достижении и выполнении поставленной цели – приобретение таких черт несомненно желательно для данного подростка [6]. 

           

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

       Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности.

       Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения его,  потребности в достижении успеха.

Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания.

          Характер — это индивидуальное  сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. Характер влияет практически на все  свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния.

        Наряду с понятием «черты характера»  существует и понятие «акцентуации  характера». В наиболее лаконичном  виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

          Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов - психопатии. Но в отличие от психопатии, акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.

          Формирование характера начинается с раннего детства. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, чтобы практическая деятельность соответствовала  идейному воспитанию.

           Поскольку акцентуации характера  граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной классификации подобных расстройств в психиатрии, отражая, тем не менее и свойство характера психически здорового человека, в связи с тем, что большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту и нередко наиболее ярко проявляется и именно в нем.

          Когда говорят о наличии у  кого-то определенного характера,  тем самым указывают на известную  однобокость его психической  организации, известную дисгармонию психики. По сути дела, о нормальном «идеальном» человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия. 

        В процессе нашего исследования был достаточно глубоко изучен предмет исследования - проявление акцентуаций характера у студентов – подростков.    

        Таким образом, достигнута цель исследования - дана количественная качественная оценка акцентуаций характера у студентов –подростков педагогического колледжа №1 г.Иркутска и выполнены задачи исследования:

Информация о работе Акцентуации характера в структуре и формировании личности студента педагогического колледжа