Агрессия в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание

Цель: изучить понятие агрессии и проявления агрессивности в спорте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования агрессивности.
2. Выявить виды агрессивного поведения.
3. 3анализ процесса развития личностных качеств в подростковом возрасте и выделение особенностей их формирования в процессе физического воспитания.

Содержание

1. Агрессивность подростков как психолого-педагогическая
проблема ………………………………………………………………...5
1.1. Проблема агрессивности ……………………………………………………5
1.2. Проявление агрессивности в личностных характеристиках
и поведении старших подростков ……………………………………………..12
1.3. Причины и специфика проявления агрессивности на разных стадиях подросткового возраста и типология агрессивного поведения современных подростков……………………………………………………………………….19

2. Агрессивность в спорте……………………………………………………..24
2.1. Виды агрессивности в спорте………………………………………………24
2.2. Влияние спортивной деятельности на уровень агрессивности………….28
Рекомендации

Заключение………………………………………………………………………33
Литература……………………………………………………….........................36

Работа состоит из  1 файл

агрессия в спорте.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

К потребности разрушать Маслоу отнес и агрес­сивность. Под инстинктоидными он понимает свойства личнос­ти, не сводимые к инстинктам, но имеющие некоторую при­родную основу.

Наибольшего внимания заслуживает рассмотрение Маслоу данных зоопсихологии, детской психологии и антропологии, приведших его к общему выводу о необоснованности теории предопределенности деструктивности (а значит, и агрессивно­сти) природным инстинктом. Сделав уступку биологизаторскому толкованию агрессивности, Маслоу утверждал, что она не инстинкт, но инстинктоидна — подобна инстинкту.

              О том, что те или иные проявления агрессивности тесно связаны не с биологией, а с типами человеческой культуры, наглядно свидетельствуют антропологические исследования. Они показывают, что переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит. То есть возникновение и развитие агрессивно­сти зависит в первую очередь от общественных условий, к ко­торым относится как общественное устройство, так и ближай­шая общественная среда, малая группа.

Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе за пре­успевание. Проявлениям агрессивности способствуют недостат­ки воспитания, осуществляемого разными институтами социа­лизации, в т.ч. не только семьей, школой, но и средствами мас­совой информации и др.

Неслучайно выяснению влияния линии воспитания в семье и школе на агрессивность детей посвящено множество исследо­ваний. Так, Бандура и Уолтерс (Bandura A., Walters R., 1959), например, на основе опроса и жизненных наблюдений устано­вили, что если матери снисходительно относятся к агрессив­ным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся еще агрессивней. Вместе с тем в другом иссле­довании показано, что дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, отличаются большой агрессивностью по отноше­нию к товарищам. Причем физические наказания за агрессивное поведение усиливают жестокость, агрессивность детей (Scars R., Maccoby Е., Zevin H., 1957). [21]

              Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток — это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недора­боток, упущений в воспитательной работе, сложностей в окру­жающей его среде.

Таким образом, агрессивность в личностных характери­стиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности сво­им положением в обществе, что проявляется и в соответствую­щем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подро­стка могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способ­ствующие формированию таких черт характера, как вспыльчи­вость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Есте­ственно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряже­нию, в том числе и в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в, ситуации, в которой расту­щий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более, что для некоторых подростков участие, в драках, утверждение себя в глазах окру­жающих с помощью кулаков является устоявшейся линией по­ведения, отражающей нормы, принятые в определенных соци­альных группах.

То есть в подростковом возрасте в силу сложности и проти­воречивости особенностей растущих людей, внутренних и вне­шних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления аг­рессивности.

 

 

 

 

1.3. Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста и типология агрессивного поведения современных подростков

Современный подросток живет в мире, сложном по свое­му содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преоб­разований, предъявляющих к растущим людям новые требо­вания. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическим и экономическим кризи­сами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. При этом у молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Дело в том, что подростки, больше других возрастных групп, страда­ют от нестабильности социальной, экономической и мораль­ной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ори­ентацию в ценностях и идеалах, — старые разрушены, но­вые — не созданы. Подростки теперь не только не знают, во что верить, но и считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду, что «сейчас каждый живет для себя, стара­ется как-то извернуться, обмануть другого» [29, с. 49].

Данной убежденности способствует безответственная дея­тельность некоторых средств массовой информации, а также поток кино- и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия, научающих подростка агрессивности.

В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей, тем более, что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Здесь нередко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию; другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья — переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует.

В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутвержде­ния, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью.

Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие «боевиков», «детективов» и т.п. провоцирует агрессивные формы по ведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и в желании занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальной направленностью, где задиристость, агрессивность довольно часто рассматриваются как доказательств «бывалости», «мужественности». [17]

Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обусловливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности демонстративного неповиновения, разрушительных действий.

Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его но и внутри собственного представления о себе, что являет основанием для изменения эмоционально-ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства со­бой и в сочетании таких полярных качеств, как, например, са­моуверенность и робость, черствость и повышенная чувстви­тельность, развязность и застенчивость.

              Острота и длительность ломки и перестройки прежних отно­шений к окружающему миру и к самому себе приобретают фор­му психологического кризиса, который сопровождается и обо­стряется кризисом в системе воспитания подростка, когда стал­киваются устаревшие его формы и потребности растущего человека в самореализации.

              Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей и положением ребенка, за­висимого от воли взрослого, вызывает существенное углубле­ние кризиса самооценки, интенсифицируя квазипотребности, квазиинтересы растущего человека. По мере его взросления из­меняется характер и особенности виденья себя, восприятие ок­ружающих, изменяются мотивы и степень их адекватности об­щественным потребностям.

                Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечен) духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими ме­ханизмами, регулирующими поведение.               Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них аг­рессивность выступает средством поднятия престижа, демонст­рации своей самостоятельности, взрослости.

 

Поэтому раскрытие причин и характера агрессивности под­ростков требует проведения определенной классификации, условной типологии.

              Неслучайно попытки осуществления такой типологии мно­гократно предпринимались в отечественной и зарубежной пси­хологии. При этом одни исследователи полагают необходимым базироваться на психофизиологических различиях детей, другие берут за основу особенности их психосоциального развития. Так, например, выделяются группы подростков, где к первой относятся дети с психопатическими чертами характера; ко вто­рой — с задержками умственного развития и, наконец, к тре­тьей — подростки, не имеющие патологических отклонений, но неправильно воспитанные, безнадзорные, что породило уп­рямство, вседозволенность, а в результате агрессивность и дру­гие формы отклонений ( Братусь Б.С., 1982).

              В свое время П.Г. Бельский, пытаясь классифицировать труд­ных подростков, исходил из мотивации их поведения. Он выде­лял: а) подростков, активно стремящихся удовлетворить эле­ментарные и низменные потребности; б) слабовольных детей, поддающихся внушаемости, подстрекательству; в) действую­щих под влиянием истерии и др.

              В современных условиях И.А. Невский различает трудных подростков: а) с педагогической запущенностью; б)  с социальной запущенностью (нравственно испорченных); в) с крайней социальной запущенностью (см.: Невский И.А., 1981).

              Развивая эту классификацию, С.Я. Беличева в первую группу сводит глубоко педагогически запущенных подростков. Их суждения примитивны, поверхностны, процессы внимания, запоминания ослаблены. Этих детей отличает бравада антисоци­альными поступками. Вторая группа характеризуется аффектив­ными нарушениями — подростки раздражительны, гневливы, в аффекте злобны. У многих появляются истероидные формы по­ведения. К третьей группе относятся дети развязные, неуживчи­вые, конфликтные. Их мышление инертно, ассоциации бедны, они трудно сходятся со сверстниками.

Анализ полученных материалов о половозрастных индивидуальных особенностях проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста позволил провести их условное подразделение в соответствии с типом поведения. Не принимая за основу классификации определенный тип поведения подростков, учитывается и весь комплекс данных об особенностях их личностных характеристик, в том числе и системы принятых ребенком ценностей.

Представляется, что именно такое рассмотрение открывает возможности для понимания причин и характера агрессивное подростков, тех путей, по которым в этой системе «встраивается» агрессия, и того места, которое она занимает.

Известно, что у ребенка в подростковом возрасте происходит переориентация одних ценностей на другие. Подросток стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становится для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание подростком чувства собственной ценности. Неслучайно поэтому истоки агрессивности подростков лежат, как правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.) и в меньшей мере в коллизиях со сверстниками, учителями. [24]

 

 

 

 

 

 


2. Агрессивность в спорте

2.1. Виды агрессивного поведения в спорте

              Опираясь на научные выводы о том, что агрессию надо рассматривать как комплексное явление, исследователи считают, что агрессивность может быть оценена как отрицательно (если речь идет о враждебном отношении и желании нанести вред, ущерб), так и положительно, если она рассматривается как проявление инициативы и направлена на решение какой-либо проблемы. Под агрессивностью в узком смысле слова понимается поведение, направленное на нарушение установленных правил и норм, т.е. противоправное, качественно отличающееся от ритуализированной формы проявления тенденции к доминированию.

              Авторы разводят две формы доминантного поведения, которое они подразделяют на интраспортивное и экстраспортивное.

              Интраспортивное поведение – прямое (непосредственное), физически-инструментальное (бокс, игра корпусом в хоккее), непрямое – экспрессивное (без тактического замысла, импульсивное нападение или защита, интрапунтивная защита (злость на самого себя), ритуализированная демонстрация силы и значимости (блокировка в гандболе и баскетболе), дифференцируемое стремление тактически переиграть соперника с учетом специфики конкретного вида спорта.

Информация о работе Агрессия в спорте