Аддиктивное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:29, реферат

Описание

Цель контрольной работы изучить специфику формирования профилактики и коррекции аддиктивного поведения.

Задачи контрольной работы заключаются в следующем:

- раскрыть понятие аддиктивного поведения и его виды;

- проанализировать факторы, способствующие аддиктивному поведению;

- рассмотреть этапы становления аддиктивного поведения;

- рассмотреть профилактические и коррекционные мероприятия аддиктивного поведения;

- выявить личностные и возрастные особенности аддиктивного подростка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------- 2

1.1. Понятие и виды аддиктивного поведения---------------------------------- 3

1.2.Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение-----------------------13

1.3. Этапы становления аддиктивного поведения------------------------------20

1.4. Профилактика и коррекция аддиктивного поведения--------------------23

1.5. Личностные и возрастные особенности аддиктивного подростка-----27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ------------------------------------------------------------------43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ--------------------------------45

Работа состоит из  1 файл

Аддиктивное поведение Чистовик.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

         1. В  поведенческой сфере при  общении:  избежание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям, эгоцентризм, агрессивное или неуверенное поведение, появление социофобий, ориентация на слишком жесткие нормы и требования, перфекционизм, нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям личности обрести устойчивость.

         2. В аффективной сфере:  эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность и быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, преувеличение негативных событий и минимизация позитивных, что приводит к еще большему снижению самооценки, непринятию «обратных связей» и способствует закрытости личности.

         3. Искажение   мотивационно-потребностной   сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежности к референтной группе, временной перспективы.

         4. Наличие   когнитивных   искажений,   усиливающих дисгармонию личности, «аффективная логика» (выявлены и ранжированы методом анализа высказываний): «долженствование»; сверхожидание от других; «эмоциональные блоки»: («мальчики не плачут»); эскапизм (избегание проблем), «селективная выборка» — построение заключения, основанного на деталях, вырванных из контекста («если другие критикуют меня, то я — плохой»); «сверхраспространенность» — построение глобального вывода, основанного на одном изолированном факте; «абсолютное мышление», проживание опыта в двух противоположных категориях: все или ничего; «произвольное отражение» — формирование выводов при отсутствии аргументов в его поддержку; перфекционизм; преувеличение негативных событий и минимизация позитивных, что приводит к еще большему снижению самооценки, непринятию «обратных связей» и способствует закрытости личности. Подростка следует побудить к рассказу о друзьях (возможно, в анонимной форме), включая знакомых, пробующих алкоголь и наркотики. Если подросток упоминает о многих друзьях, употребляющих наркотики, алкоголь, посещающих вечеринки и определенные тусовки, где их принято употреблять, и входит в «группу риска», подозрения психолога, учителя, социального педагога должны возрасти.

         Таким образом, основным в поведении аддиктивной  личности является стремление к уходу  от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску эмоциональных запредельных переживаний даже ценой серьезного риска для жизни и неспособность быть ответственным за свои поступки. 

         Заключение

     Таким образом, люди с аддиктивной зависимостью в качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций, тем самым создается иллюзия решения проблемы. Ввыделяют следующие формы зависимого поведения: химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость); нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды); гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры); сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм); религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлечение в секту).

       Подобный способ “борьбы” с  реальностью закрепляется в поведении  человека и становится устойчивой  стратегией взаимодействия с  действительностью.  Стремление  уйти от проблем и иллюзия  комфорта обрекают аддикта на  личностный застой, несостоятельность или полный крах.

           Выделяют следующие основные  причины социальной дезадаптации  несовершеннолетних, лежащие в основе  аддиктивного поведения:

         1. дисфункциональность семьи;

         2. личностные особенности (возрастные, характерологические, психические и т. д.);

         3. школьная дезадаптация;

         4. воздействие асоциальной неформальной среды;

         5. причины социально-экономического и демографического характера.

       Социальная дезадаптация, вызванная  совокупностью факторов социального,  экономического, психологического  и психосоматического характера, приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности — потребности в полноценном развитии и самореализации.

     Профилактика  аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.

         Таким образом, основным в поведении аддиктивной  личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску эмоциональных запредельных переживаний даже ценой серьезного риска для жизни и неспособность быть ответственным за свои поступки. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Список  использованных источников

1. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. Рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия 2-е издание, стереотипное Москва—Воронеж. 2003. с. 107.

2. Змановская Е. В. «Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). Учебное пособие для студентов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 288.

3. Л.Г. Леонова Н.Л. Бочкарева «Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте».Учебно-методическое пособие. Новосибирск. Новосибирский медицинский институт 1998.

5. Профилактика наркотизма: теория и практика под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого.

6. Колесникова Г. И. Девиантное поведение: учебное пособие. – Ростов н/Дону . 2007.  С. 128. 
 
 

Информация о работе Аддиктивное поведение