Аддиктивное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:29, реферат

Описание

Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.
Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции».

Работа состоит из  1 файл

осн. часть.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

Стоит отметить, что аддиктивность в подростковой психиатрии\ психологии получила новый импульс к развитию исследовательского и научного базиса. Многими авторами понимается вся серьезность проявляющихся у подростков девиантных, деструктивных, авитальных и т.п. форм поведения. Многими авторами высказывается озабоченность и настороженность количественным ростом в последнее время в подросковой среде подобных, аномальных, анормальных форм поведения.

Стоит привести еще один характерный пример, более ярко иллюстрирующий разность и отличие аддиктивности от чего-либо иного.

Работоголизм, явление очень распространенное в настоящее время, справедливо относящееся многими авторами к аддиктивности, но, не во всех случаях можно говорить о работоголизме, как о аддиктивной реализации. Безусловно, в причинности возникновения работоголизма лежат в первую очередь социальные факторы, нарушения в адаптивности индивида. Очень часто, работоголик "бежит в работу" от неблагополучных отношений в семье, компенсируя успешной профессиональной деятельностью недостаточно высокий миркросоциальный статус. "Уважение коллег", "профессиональная значимость в коллективе" компенсирует работоголику недостаточное уважение в семье. Тем не менее, подобный тип всегда возвращается в семью, не разрывает с ней "мучительные" связи, т.к. уважение коллектива не может ему в полной степени компенсировать потребность в интимности, человеческом тепле. Здесь мы наглядно видно проявление работоголизма как формы компенсации. Но, у аддикта с "работой" устанавливаются в конечном итоге совсем иные связи. "Работа", как форма аддиктивной активности полностью ему заменяет потребности и в интимности и в социальной адаптированности, статустности. Если у "обычного" работоголика недостаточная оценка со стороны коллектива "уваженческая недостаточность" вызывает раздражение, потребность тем, или иным способом восстановить свой статус, то у аддикта такой реакции не наблюдается. Его мало интересует уважение коллектива, он удовлетворяет свои потребности не опосредовано, а напрямую, от взаимодействия с активностью (работой). Такое отношение аддикта всегда примечается, "чувствуется" коллективом, в конечном итоге отношение окружающих меняется от недоумения к небрежению. Аддикта "терпят" только как "ценного, увлеченного, безотказного" работника, и избавляются от него при удобном случае. Аддикт не может отказаться от дополнительной работы, устраивая "тихий саботаж", после выявления фактов недостаточной оценки его профессиональной значимости, занижения уважения к нему со стороны коллектива. Аддикт заключает с активностью "любовные" связи, для него не существует в "работе" отвлекающего "от жизненных, семейных  неурядиц" фактора, работа для него и есть жизнь (личная). Главное отличие аддиктивности именно в этом, в характере связей, изначально, может быть, и возникнув как компенсаторные, у аддикта они перерождаются в замещение, с утратой потребностей в "естественных" реализациях.

1.3 Основные причины аддикций у подростков.

          Психологические особенности подросткового возраста или подростковый комплекс нередко сопровождается существенными нарушениями поведения - это "трудный возраст".

Подростковый возраст труден не только для взрослых, но и для самого ребенка. Подросток чрезвычайно возбудим, склонен к переменам настроения. Его отношения с окружающими напряжены и чрезвычайно эмоциональны. Он неровен со сверстниками, конфликтен с родителями, противится всему, что хоть в какой-то мере ущемляет его интерес. Подавляющее большинство подростков благополучно проходят через "рифы" и "отмели" трудного возраста. Но кое-кто оказывается выбитым из колеи.

Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления характера. С особой силой здесь сказывается влияние среды и ближайшего окружения, в это время человек особенно восприимчив к происходящему вокруг, как к хорошему, так и дурному. Подростковый период как ветрянка, которой надо переболеть. У подавляющего большинства эта возрастная болезнь проходит незаметно, а у очень немногих протекает уродливо, гротескно, с нарушением социальных связей, правонарушениями. Действительно подросток чрезвычайно возбудим, склонен к частым сменам настроения, его отношения с окружающими напряжены и крайне эмоциональны: он неровен со сверстниками, конфликтен с родителями. По образному выражению известного советского психиатра, характер подростка подобен расплавленному металлу, из которого могут быть отлиты разные формы. Пройдёт время, возмужает человек, застынет металл - изменить характер будет поздно. А как же наследственность? Конечно, в каждом характере есть наследственное ядро. Но в значительной степени наследственными бывают лишь задатки. Что из них проявится или погибнет, зависит от условий жизни, среды, воспитания. От того, как поведут себя родители, педагоги, окружающие подростка люди, зависит многое, иногда судьба человека. Не надо думать, что молодежь знает нечто такое, что недоступно, взрослым. Молодые люди ещё очень мало знают о жизни, и их непримиримость, максимализм к взрослым лишь маскирует потребность в действительном учителе жизни. Эти негативные реакции временны, основаны больше на эмоциях и проходят с возрастом.

Подростки, будучи физически почти взрослыми, не чувствуют, как правило, себя в полной мере таковыми, да и многие взрослые их такими не считают. Отсюда эти реакции отталкивания-притяжения по отношению к старшим. Но вся беда заключается в том, что пока они взрослеют, они могут совершить много непоправимых поступков, за которые всю жизнь будут расплачиваться.

Важная проблема возраста - одиночество. Долгое время писали, что одинокими люди у нас быть не могут. Потом открыли, что существует одинокая старость. Теперь с удивлением пишут, что одиночество волнует подростков. Чувство это имеет не только социальные, но и психологические причины. Одиночество в юности переживается острее всего, потому, что идет формирование самосознания, человек осознает свое непохожесть на других, это его одновременно радует и пугает, влечет к другим и отталкивает от них. Потому юность одновременно самый коллективный, общительный и самый одинокий возраст.

Одной из частых причин превращения трудных подростков в правонарушителей является их неудовлетворенность своим положением среди одноклассников, А так как вне общения он жить не может, он активно ищет себе соответствующую среду и находит вне школы. Желая занять достаточно высокое положение в компании, он ищет для этого различные пути и находит, подчас неприемлемые в нравственном и социальном отношении способы "возвысить" себя над окружающими. Страх быть отвергнутым группой сверстников, "осрамиться" или невыгодно отличаться от приятелей, стремление быть "не хуже других", быть на уровне соответствующего в его окружении стандарта, нередко толкает подростка к дерзким поступкам, токсическим веществам, спиртному и даже к правонарушениям. Подросток может быть одновременно агрессивным и боязливым, решительным и робким, он стремится к независимости, но, будучи несамостоятельным, испытывает страх перед реальностью, становится более зависимым, чем в детстве. Подросток действует подобно водителю автомобиля, одновременно нажимающему на педали газа и тормоза. В этот чрезвычайно эмоциональный период жизни все черезмерно, все душевные движения: любовь и ненависть, и вражда, и дружба, и привязанности, и антипатии, и преклонение, и непримиримость, и наглость, и застенчивость, и другие полярные качества. И поэтому жестокость, если случается, нередко рука об руку идет с чувствительностью и даже сентиментальностью.

Уместен вопрос - есть ли у мальчишек, другой, легальный способ утвердить себя, проявить свою доблесть? Учатся они в большинстве своем плохо, и это не столько вина их, сколько беда. Но беда, которой никто не сочувствует, а напротив, "все гонят, все клянут" - учителя, родители, воспитатели. Ему, кто плохо учится, заказана дорога в спортивную секцию, драмкружок и т.д. Считается: куда ему тратить время на тренировки - пусть учит уроки. А он сидит и не учит. И не может учить, пока не найдет такой почвы, на которой могли бы прорезаться сильные стороны если не ума, то характера. Он испытывает острейшую нужду в самоуважении. Но как же уважать себя тому, кого никто не уважает, кто вечно чувствует себя отстающим, то есть хуже других? Тогда он идет на улицу, в подворотню, где собираются отнюдь не те, кому хорошо и уютно дома и в классе не те, кто учится шутя. Если они попадаются в сомнительных компаниях (это, конечно, случается), то лишь в порядке исключениями. Он ищет себе подобных - это закон "стаи", в которую собираются те, кого отвергает школа. Он последний на уроке математики, первый здесь, где ценится не знание теорем, а осведомленность относительно самых модных ансамблей, словечек, по которым они узнают друг друга, смелость, с которой он может бросить вызов общественному вкусу и приличию, закурить сигарету с наркотиком.

Исследования, проведенные учеными, показали, что в возникновении правонарушений среди несовершеннолетних, определенную роль играет семья, являющаяся той микросредой, в которой растет и формируется ребенок. При этом здесь на первое место выступает не уровень материального благополучия семьи, а морально-психологический климат, который царит там (большинство правонарушений живет в семьях с удовлетворительными материальными и жилищными условиями). Трудные подростки вырастают в трудных семьях, где наблюдается скрытая от глаз окружающих безнадзорность детей. Ребенок одет, обут, вовремя накормлен, а на самом деле семью раздирают внутренние противоречия и конфликты, отец и мать заняты собой и своими отношениями, им не до детей. В такой семье каждый сам по себе, никто не хочет поступиться своими личными интересами. В семье зачастую недостает атмосферы подлинной духовности, способствующей развитию у ребенка доброго и внимательного отношения к природе, людям, ко всему живому, уважения к личности.

Существует расхожее мнение: раз трудный, значит, упустили, недосмотрели, "не хватило строгости". Здесь важно отметить, что подростки, взрослея, претендуют на иные, чем раньше отношения со взрослыми на более равноправные. Взрослые подобные претензии встречают чаще всего без энтузиазма, и на подростка сыплются замечания, его одергивают, унижают, иногда даже прибегают к насилию. Но насилие порождает насилие, он протестует, и протест этот может выразиться в форме непослушания, грубости, в дерзких выходках.

В этом возрасте возникает желание "сотворить себе кумира", и поведение может носить характер "имитации" - стремление подражать во всем определенному лицу или образу. Эта реакция может носить и противоположный характер, когда ребенок выстраивает свое поведение как бы "в пику" идеалам ближайшего окружения: в семье царит дух накопительства, стяжательства подросток отказывается от всех материальных благ, одевается кое-как, выбирает подчеркнуто непрестижную профессию. У отца - пьяницы сын с ненавистью относится к спиртному. Подростку плохо дается учеба, не удовлетворяет положение в классе. Тогда он стремится завоевать авторитет отрицательными способами поведения-хулиганством, паясничаньем или стремится командовать сверстниками с помощью угроз и побоев, или совершает какой-то особенно дерзкий поступок. По этим же мотивам болезненный и слабый мальчик стремится компенсировать свою слабость успехами в учебе, глубоким изучением какой- либо отрасли знания, способным повысить его авторитет в глазах сверстников. В других случаях у подростка появляется подчеркнутое стремление к самостоятельности (реакция эмансипации) - стремление поступать только по-своему даже в мелочах, особенно в тех случаях, когда он подвергается чрезмерному контролю и опеке со стороны взрослых.

Формирование характера ребенка, особенностей его личности происходит в первую очередь под влиянием семьи, родителей. Именно они закладывают основу характера, от них ребенок получает первые уроки нравственности. Это касается буквально всех сторон жизни семьи. В определенных обстоятельствах приходится наказывать ребенка, но ни в коем случае наказание не должно восприниматься как торжество силы над слабостью, не должно унижать человеческое достоинство. Иначе он приходит к выводу, о котором Вы и не подозреваете, сильный всегда прав. Эти уроки насилия, полученные в семье, он несет на улицу, в свою компанию. Взросление предполагает и меру ответственности за содеянное. Только воспитание, развитие культуры, сознательное подавление инстинктов может побороть жестокость у людей. У подростка необходимо формировать доброту, милосердие к людям и всему живому. И здесь главное слово за семьей, где ребенок получает первые уроки жизни, проходит школу нравственного воспитания. Детская безнадзорность независимо от того, какими обстоятельствами она вызвана, служит главным источником аддиктивного поведения несовершеннолетних, нередко приводит их в среду наркоманов, где он, испытав наркотический "кайф", в кроткий срок, буквально на глазах, превращается в зависимого от наркотиков, больного человека. И болезнь эта - наркомания.

 



Информация о работе Аддиктивное поведение